Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературное краеведение" 4в класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа разработа в рамках духовно-нравственного напрвления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literaturnoe_kraevedenie_4v_kl.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному краеведению для обучающихся 4в класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (Панаевская школа-интернат) составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
- Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Планируемых результатов начального общего образования
- Авторской программы по литературному краеведению. И. В. Федорова «Литературное краеведение». Салехард. 2004
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ № 251 от 31.08.2015г.)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предлагаемый курс «Литературное краеведение» нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом Российской Федерации «Об образовании», Программой развития образования в Ямало-Ненецком автономном округе.
В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. В периодической печати систематически публикуются материалы краеведческого характера, активизируется работа общественных объединений, связанных с проблемами краеведения.
Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывать людей, способных самостоятельно приобретать знания.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоэлемента» литературы, к слову.
Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь, которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель-книголюб. Умелое сочетание форм классной к внеклассной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.
Чтобы добиться наилучшего эффекта, следует подходить к занятиям творчески, использовать как можно больше нестандартных форм работы: выходить за пределы классной комнаты, совершать экскурсии в школьный музей, на природу, на уроки- встречи, вести активный поиск по следам давно минувших событий, переписываться и встречаться со старожилами, свидетелями знаменательных событий, самим вести «Литературную летопись»... Все это в сочетании со словом писателя, в сочетании с книгой сделает предмет живым, интересным, увлекательным. Связь литературного материала с естественно-биологическим и историко-географическим поможет в проведении бинарных занятий. Как можно чаще следует практиковать проведение праздников, таких, как «Песни над снегами». «Игрища загадок», «В гостях у сказки», «Благодарная память», «Под Полярной звездой», «Расскажи нам, Ямал», «По следам легенды», «В чуме у огня», «Кто на Севере живет, что Севере растет» и других.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературного краеведения по внеурочной деятельности в 4 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели). Для реализации программы выбран учебник: Северные родники. Литературно – краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО / Л. В. Федорова. Сыктывкар, 2005
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чтобы добиться наилучшего эффекта, следует подходить к занятиям творчески, использовать как можно больше нестандартных форм работы: выходить за пределы классной комнаты, совершать экскурсии в школьный музей, на природу, на уроки- встречи, вести активный поиск по следам давно минувших событий, переписываться и встречаться со старожилами, свидетелями знаменательных событий, самим вести «Литературную летопись»... Все это в сочетании со словом писателя, в сочетании с книгой сделает предмет живым, интересным, увлекательным. Связь литературного материала с естественно-биологическим и историко-географическим поможет в проведении бинарных занятий. Как можно чаще следует практиковать проведение праздников, таких, как «Песни над снегами». «Игрища загадок», «В гостях у сказки», «Благодарная память», «Под Полярной звездой», «Расскажи нам, Ямал», «По следам легенды», «В чуме у огня» и других.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися 4 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений о родном крае целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о малой родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Материал в программе расположен следующим образом: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая, навыками самостоятельного анализа. Отобранные произведения полностью отвечают требованиям гуманизации образования
Содержание учебного курса направлено на формирование познавательного интереса к окружающему миру, активного, небезразличного отношения к «малой» родине, её истории, настоящему и будущему.
Материал в программе расположен следующим образом: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая, навыками самостоятельного анализа. Отобранные произведения полностью отвечают требованиям гуманизации образования.
Программа четвертого класса начинается с первоосновы литературы – фольклора. Обучающиеся изучают произведения «малых» жанров: сказки. Учитель дает не только народные сказки, но и литературные, а также эпические поэмы и сказания. При этом ученик слышит имена первых северных авторов: Л. Лапцуя, П. Явтысыя. При изучении сказок рекомендуется рассказать учащимся о народе, который сочинил сказку. Таким образом, школьники получают сведения о многонациональном составе северного края. От сказок народных логично перейти к талантливым собирателям фольклора (Л. Родионовой, М. Е. Бударина). Фольклорный раздел способствует расширению и углублению знаний об устном творчестве народа, помогает понять, как талантлив народ, как сохраняется культура с древних времен до сегодняшнего дня.
Последующие темы говорят сами за себя. «Твои люди, Север», «Храните Землю со всем на ней живущим», - они приобщают ученика к истокам национальных культур коренных народов Севера. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Литература родного края поможет выполнить эти заветы. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми — именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто- либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
Сказки и эпические сказания северного края.
Связь северного фольклора с народным творчеством других народов
«Как Вылка на море ездил» (ненецкая сказка).
«О Вавле» - коми поэма о герое ненецкого народа Ваули Пиеттомине. М. Е. Бударин «Восстание Ваули Пиеттомина». Л. Родионова «Слово об отроке Василии Зуеве». Л. Лацуй «Вавлевские камни».
«Как северные олени рогатыми стали» П. Явтысый. «Девушка и гагара» (ненецкая сказка). «Добрый Бахтиар» (мансийская сказка). «Огонь-камень», «Умная сова» (мансийские сказки). «Ими-Хиты и Вошинг Урта», «Стрелок из лука» (сказки народа ханты).
Твои люди, Север!
Рассказы о Герое Советского Союза А. М. Звереве и ямальцах-фронтовиках. Л. Лапцуй: «Человеку поклон», «Память», «Помните». Р. Ругин: «Путина», «Обские рыбаки», «Пастух», «Земляки», «Горсть родной земли». М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом».
Храните Землю со всем на ней живущим
Л. Лапцуй: «Сова», «Крик гагары», «Смерть совы», «Вожак». Р. Ругин: «Мольба природы», «Материнская любовь». Ю. Вэлла: «Боль вторая», «Мутация». П. Явтысый: «Песец».
Ю. Афанасьев: «В морозный день (чтение отрывков повести по выбору учителя). М. Андреев «Кедровник начисто срубили».
Экскурсии на предприятия, встречи с интересными людьми разных профессий и талантов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Учебный предмет «Литературное краеведение» способствует формированию следующих УУД:
- понимание литературы родного края как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, истории и культуре родного края первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В результате изучения курса обучающийся 4 класса:
- начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
- освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
- полюбит чтение художественных произведений о родном крае, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
- приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывать людей, способных самостоятельно приобретать знания.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где знал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоэлемента» литературы, к слову.
Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Через книгу, рассказывающую о родном крае, будут воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель-книголюб. Умелое сочетание форм классной и внеклассной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.
Обучающийся 4 класса научится:
- ориентироваться в фольклорных произведениях своего края; распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, пословицы, загадки);
- читать произведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- понимать первоначальные географические сведения о родном крае;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- различать фольклорные виды и жанры;
- понимать роль книги в жизни человека;
- понимать страницы истории родного края;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов.
Обучающийся 4 класса получит возможность научиться:
- различать фольклорные виды и жанры;
- понимать роль книги в жизни человека;
- понимать страницы истории родного края;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Количество часов |
I четверть – 9 часов | |||
1 | Сказки и этические сказания северного края. Связь северного фольклора с народным творчеством других народов (11 часов) | «Как Вылка на море ездил». Ненецкая сказка. | 1 |
2 | «О Вавле» - коми - поэма | 1 | |
3 | М. Е. Бударин «Восстание Ваули Пиеттомина» | 1 | |
4 | Л. Родионова «Слово об отроке Василии Зуеве» | 1 | |
5 | Л. Лапцуй «Вавлевские камни» | 1 | |
6 | П Явтысый «Как северные олени рогатыми стали» | 1 | |
7 | «Девушка и Гагара». Ненецкая сказка. | 1 | |
8 | «Добрый Бахтиар». Манстийская сказка | 1 | |
9 | «Огонь – камень», «Умная сова». Мансийская сказка | 1 | |
II четверть -7 часов | |||
10 | «Ими-Хиты и Вошинг Урта», «Стрелок из лука». Сказки народов ханты | 1 | |
11 | Обобщение по разделу. Проверь себя | 1 | |
12 | Твои люди, север (10 часов) | Р. Ругин «Путина» | 1 |
13 | Р. Ругин «Обские рыбаки» | ||
14 | Р. Ругин «Пастух» | 1 | |
15 | Р. Ругин «Земляки» | 1 | |
16 | М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом» | 1 | |
III четверть -10 часов | |||
17 | Л. Лапцуй «Человеку поклон» | 1 | |
18 | Л. Лапцуй «Память» | 1 | |
19 | Анатолий Михайлович Зверев | 1 | |
20 | Л. Лапцуй «Помните!» Р. Ругин «Горсть родной Земли» | 1 | |
21 | Обобщение по разделу. Проверь себя | 1 | |
22 | Храните Землю со всем на ней живущим (13 часов) | Л. Лапцуй «Сова» | 1 |
23 | Л. Лапцуй «Смерть совы» | 1 | |
24 | Л. Лапцуй «Крик Гагары» | 1 | |
25 | Р. Ругин «Мольба природы» | 1 | |
26 | Р. Ругин «Материнская любовь» | 1 | |
IV четверть - 8 часов | |||
27 | Ю. Вэлла «Боль вторая» | 1 | |
28 | П. Явтысый «Песец» | 1 | |
29 | Ю. Афанасьев «В морозный день» | 1 | |
30 | Ю. Вэлла «Мутация» | 1 | |
31-32 | Л. Лапцуй «Вожак». М. Андреев «Кедровник начисто срубили» | 2 | |
33 | Р. Ругин «Это место сердцу свято» | 1 | |
34 | Обобщение по разделу. Проверь себя | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Программа Л.В. Федорова «Литературное краеведение». Салехард. 2004 Учебное пособие Л.В.Федорова Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения литературному краеведению, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В учебном пособии значительное место уделено фольклорным произведениям, а также публикациям современных авторов. Расширяют полное представление о крае. На каждом уроке литературного краеведения решается целый комплекс задач, направленных на литературное образование и развитие каждого ученика: обогащение его читательского опыта, формирование читательского умения (умение читать, умение работать с текстом произведения, умение работать с книгой), обеспечивающие успешное овладение читательской деятельностью. |
Технические средства | |
1 Классная магнитная доска. 5. Микроскоп 6. Документ-камера 7. Мобильный класс | |
Аудио, видеокассеты | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...