Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературное краеведение" 4в класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Программа разработа в рамках духовно-нравственного напрвления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_literaturnoe_kraevedenie_4v_kl.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

Рабочая программа по литературному краеведению для обучающихся 4в класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (Панаевская школа-интернат) составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  • Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Планируемых результатов начального общего образования
  • Авторской программы по литературному краеведению.   И. В. Федорова  «Литературное краеведение». Салехард. 2004
  • Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Панаевская школа-интернат» (приказ № 251 от 31.08.2015г.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Предлагаемый курс «Литературное краеведение» нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом Российской Федерации «Об образовании», Программой развития образования в Ямало-Ненецком автономном округе.

В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. В периодической печати систематически публикуются материалы краеведческого характера, активизируется работа общественных объединений, связанных с проблемами краеведения.

            Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывать людей, способных самостоятельно приобретать знания.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоэлемента» литературы, к слову.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь, которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель-книголюб. Умелое сочетание форм классной к внеклассной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к  культуре «малой» родины.

Чтобы добиться наилучшего эффекта, следует подходить к занятиям творчески, использовать как можно больше нестандартных форм работы: выходить за пределы классной комнаты, совершать экскурсии в школьный музей, на природу, на уроки- встречи, вести активный поиск по следам давно минувших событий, переписываться и встречаться со старожилами, свидетелями знаменательных событий, самим вести «Литературную летопись»... Все это в сочетании со словом писателя, в сочетании с книгой сделает предмет живым, интересным, увлекательным. Связь литературного материала с естественно-биологическим и историко-географическим поможет в проведении бинарных занятий. Как можно чаще следует практиковать проведение праздников, таких, как «Песни над снегами». «Игрища загадок», «В гостях у сказки», «Благодарная память», «Под Полярной звездой», «Расскажи нам, Ямал», «По следам легенды», «В чуме у огня», «Кто на Севере живет, что Севере растет» и других.

МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение литературного краеведения по внеурочной деятельности в 4 классе отводится  34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).  Для реализации программы выбран учебник: Северные родники. Литературно – краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО / Л. В. Федорова. Сыктывкар, 2005  

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Чтобы добиться наилучшего эффекта, следует подходить к занятиям творчески, использовать как можно больше нестандартных форм работы: выходить за пределы классной комнаты, совершать экскурсии в школьный музей, на природу, на уроки- встречи, вести активный поиск по следам давно минувших событий, переписываться и встречаться со старожилами, свидетелями знаменательных событий, самим вести «Литературную летопись»... Все это в сочетании со словом писателя, в сочетании с книгой сделает предмет живым, интересным, увлекательным. Связь литературного материала с естественно-биологическим и историко-географическим поможет в проведении бинарных занятий. Как можно чаще следует практиковать проведение праздников, таких, как «Песни над снегами». «Игрища загадок», «В гостях у сказки», «Благодарная память», «Под Полярной звездой», «Расскажи нам, Ямал», «По следам легенды», «В чуме у огня» и других.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися 4 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений о родном крае целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о малой родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

                        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Материал в программе расположен следующим образом: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая, навыками самостоятельного анализа. Отобранные произведения полностью отвечают требованиям гуманизации образования

Содержание учебного курса направлено на формирование познавательного интереса к окружающему миру, активного, небезразличного отношения к «малой» родине, её истории, настоящему и будущему.

Материал в программе расположен следующим образом: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая, навыками самостоятельного анализа. Отобранные произведения полностью отвечают требованиям гуманизации образования.

              Программа четвертого класса начинается с первоосновы литературы – фольклора. Обучающиеся изучают произведения «малых» жанров: сказки. Учитель дает не только народные сказки, но и литературные, а также эпические поэмы и сказания. При этом ученик слышит имена первых северных авторов: Л. Лапцуя, П. Явтысыя. При изучении сказок рекомендуется рассказать учащимся о народе, который сочинил сказку. Таким образом, школьники получают сведения о многонациональном составе северного края. От сказок народных логично перейти к талантливым собирателям фольклора (Л. Родионовой, М. Е. Бударина). Фольклорный раздел способствует расширению и углублению знаний об устном творчестве народа, помогает понять, как талантлив народ, как сохраняется культура с древних времен до сегодняшнего дня.            

Последующие темы говорят сами за себя. «Твои люди, Север», «Храните Землю со всем на ней живущим», -  они приобщают ученика к истокам национальных культур коренных народов Севера.  Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Литература родного края поможет выполнить эти заветы. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми — именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто- либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

Сказки и эпические сказания северного края.

Связь северного фольклора с народным творчеством других народов

«Как Вылка на море ездил» (ненецкая сказка).

«О Вавле» - коми поэма о герое ненецкого народа Ваули Пиеттомине. М. Е. Бударин «Восстание Ваули Пиеттомина». Л. Родионова «Слово об отроке Василии Зуеве». Л. Лацуй «Вавлевские камни».

«Как северные олени рогатыми стали» П. Явтысый. «Девушка и гагара» (ненецкая сказка). «Добрый Бахтиар» (мансийская сказка). «Огонь-камень», «Умная сова» (мансийские сказки). «Ими-Хиты и Вошинг Урта», «Стрелок из лука» (сказки народа ханты).

 Твои люди, Север!

Рассказы о Герое Советского Союза А. М. Звереве и ямальцах-фронтовиках. Л. Лапцуй: «Человеку поклон», «Память», «Помните». Р. Ругин: «Путина», «Обские рыбаки», «Пастух», «Земляки», «Горсть родной земли». М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом».

Храните Землю со всем на ней живущим

Л. Лапцуй: «Сова», «Крик гагары», «Смерть совы», «Вожак». Р. Ругин: «Мольба природы», «Материнская любовь».  Ю. Вэлла: «Боль вторая», «Мутация».  П. Явтысый: «Песец».

Ю. Афанасьев: «В морозный день (чтение отрывков повести по выбору учителя). М. Андреев «Кедровник начисто срубили».

 Экскурсии на предприятия, встречи с интересными людьми разных профессий и талантов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Учебный предмет «Литературное краеведение» способствует формированию следующих УУД:

  • понимание литературы родного края как явления национальной  культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,  истории и культуре родного края первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  В результате изучения курса обучающийся 4 класса:

  • начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
  • освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
  • полюбит чтение художественных произведений о родном крае, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
  • приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

            Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывать людей, способных самостоятельно приобретать знания.

             Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где знал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди,  неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится  частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоэлемента» литературы, к слову.

             Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

             Через книгу, рассказывающую о родном крае, будут воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель-книголюб. Умелое сочетание форм классной и внеклассной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.

Обучающийся 4 класса научится:

  • ориентироваться в фольклорных произведениях своего края; распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, пословицы, загадки);
  • читать произведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках;
  • вычленять содержащиеся в тексте  основные события и устанавливать их последовательность;
  • понимать первоначальные географические сведения о родном крае;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей  осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • различать фольклорные виды и жанры;
  • понимать роль книги в жизни человека;
  • понимать  страницы истории родного края;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов.

Обучающийся 4 класса получит возможность научиться:

  • различать фольклорные виды и жанры;
  • понимать роль книги в жизни человека;
  • понимать  страницы истории родного края;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

I четверть – 9 часов

1

Сказки и этические сказания северного края. Связь северного фольклора с народным творчеством других народов    (11 часов)

«Как Вылка на море ездил». Ненецкая сказка.

1

2

«О Вавле» - коми - поэма

1

3

М. Е. Бударин «Восстание Ваули Пиеттомина»

1

4

Л. Родионова «Слово об отроке Василии Зуеве»

1

5

Л. Лапцуй «Вавлевские камни»

1

6

П Явтысый  «Как северные олени рогатыми стали»

1

7

«Девушка и Гагара». Ненецкая сказка.

1

8

«Добрый Бахтиар». Манстийская сказка

1

9

«Огонь – камень»,  «Умная сова». Мансийская сказка

1

II четверть -7 часов

10

«Ими-Хиты и Вошинг Урта», «Стрелок из лука». Сказки народов ханты

1

11

Обобщение по разделу. Проверь себя

1

12

Твои люди, север

    (10 часов)

Р. Ругин «Путина»

1

13

Р. Ругин «Обские рыбаки»

14

Р. Ругин «Пастух»

1

15

Р. Ругин «Земляки»

1

16

М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом»

1

III четверть -10 часов

17

Л. Лапцуй «Человеку поклон»

1

18

Л. Лапцуй «Память»

1

19

Анатолий Михайлович Зверев

1

20

Л. Лапцуй «Помните!» Р. Ругин «Горсть родной Земли»

1

21

Обобщение по разделу. Проверь себя

1

22

Храните Землю со всем на ней живущим

 (13 часов)

Л. Лапцуй «Сова»

1

23

Л. Лапцуй «Смерть совы»

1

24

Л. Лапцуй «Крик Гагары»

1

25

Р. Ругин «Мольба природы»

1

26

Р. Ругин «Материнская любовь»

1

IV четверть - 8 часов

27

Ю. Вэлла «Боль вторая»

1

28

П. Явтысый «Песец»

1

29

Ю. Афанасьев «В морозный день»

1

30

Ю. Вэлла «Мутация»

1

31-32

Л. Лапцуй «Вожак». М. Андреев «Кедровник начисто срубили»

2

33

Р. Ругин «Это место сердцу свято»

1

34

Обобщение по разделу. Проверь себя

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Программа 

Л.В. Федорова  «Литературное краеведение». Салехард. 2004

Учебное пособие

Л.В.Федорова

Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО  

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения литературному краеведению,  описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В учебном пособии значительное место уделено фольклорным произведениям, а также публикациям современных авторов. Расширяют полное представление о крае.

На каждом уроке литературного краеведения решается целый комплекс задач, направленных на литературное образование и развитие каждого ученика: обогащение его читательского опыта, формирование читательского умения (умение читать, умение работать с текстом произведения, умение работать с книгой), обеспечивающие успешное овладение читательской деятельностью.

Технические средства

1  Классная магнитная доска.
2. Интерактивная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Ксерокс.

5. Микроскоп

6. Документ-камера

7. Мобильный класс

Аудио, видеокассеты

  1. Аудиокассета «Елена Лаптандер. Жемчужина Ямала»
  2. Видеокассета «Удивительное путешествие в тундру»
  3. Видеокассета «Ненцы. Уроки предков»
  4. Видеокассета «Записки Сибирского натуралиста». В 3 частях: Ч.1
  5. Видеокассета «Записки Сибирского натуралиста». В 3 частях: Ч.2
  6.  Видеокассета «Записки Сибирского натуралиста». В 3 частях: Ч.3
  7. Видеокассета «Салехард. Чудеса на полярном круге – 2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...