презентация к выступлению на методичесом семинаре
презентация к уроку на тему
презентация к выступлению на методическом семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Жиленко Т.Я.,
МБОУ «Новопавловская СОШ № 2»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для методического семинара мной представлены педагогические наработки по теме «Основные образовательные технологии деятельностного типа в системе «Школа 2100»: технология продуктивного чтения в теории и практике». (Слайд 1, 2)
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования ориентируют современную школу на формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение. (Слайд 3)
По результатам международных исследований грамотности чтения PISA из 65 стран – участниц Россия занимает лишь 42 место. Причин этого несколько, в том числе – не сформирован тип правильной читательской деятельности, неумение школьников читать сплошные и несплошные тексты. (Слайд 4, 5)
К сожалению, на уроках в начальной школе, мы часто встречаемся с объяснительным чтением, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «пережевыванию» давно понятого детьми и топтанию на месте. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. Даже если ребенок любит читать, его развитие как читателя происходит не благодаря урокам чтения,
а вопреки им. Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих пор не освоены школой до конца.
Что мы имеем? ФГОС требуют осознанного чтения как результата, а исследования подтверждают, что дети его не показывают. А есть ли выход из сложившейся ситуации? Многие ученые занимаются решением этой проблемы, разработано много приемов и методов формирования читательской грамотности. Но по-настоящему системным и универсальным методом, на мой взгляд, является ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. Ключевое слово в названии технологии – «продуктивное». Применение технологии на уроках создает главный продукт – полноценное восприятие и понимание текста детьми. Включает 3 этапа работы с текстом и помогает вычитать 3 вида информации. (Слайд 6)
Три этапа работы с текстом
- До чтения текста.
Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение)
Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения.
- Во время чтения текста.
Изучающее чтение в режиме диалога с автором: делаем остановки по ходу чтения для того, чтобы: задать вопрос автору текста (В), предположить (спрогнозировать) ответ (О), при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на этот вопрос и проверить себя (П).
Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
- После чтения текста.
Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения.
Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
В ежедневной подготовке к урокам литературного чтения мне помогает схема проектирования уроков. (Слайд 7)
Приведу пример использования технологии при изучении сплошного литературного текста Л.Н. Толстого. На первом этапе использую прием антиципации – прогнозирование содержания текста по рисунку. (Слайд 8)
- О ком наше произведение? (О девочке)
- Это современная девочка? (Нет). Как вы догадались? (по одежде, обуви)
- Что вы чувствуете, глядя на девочку? (Нам ее жалко, она несет тяжелое ведро воды)
Прочитаем о ней.
На втором этапе вычитываем фактуальную и подтекстовую информацию. (Слайд 9)
Данное произведение было написано Л. Толстым в «Азбуке» для крестьянских детей с целью научить их искать выход в различных жизненных ситуациях. Поэтому и концепт произведения понимается так: учись принимать решения на ходу.
На третьем этапе предлагаю творческое задание. Детям очень нравится прием «Кубик Блума». На его гранях написаны начальные слова заданий: «почему?», «объясни», «назови», «предложи», «придумай», «поделись». Приведу пример творческих заданий с использованием кубика Блума: Предложи свое название... Придумай продолжение истории... Назови неточности в рисунке …(Слайд 10)
Домашнее задание обычно предлагаю вариативное.
Применительно к школьной практике методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе с несплошными текстами. Я разработала алгоритм и сформулировала базовые умения работы с подобной текстовой информацией на уроках. (Слайд 11, 12)
Остановлюсь на приемах работы по их формированию.
Умение определять вид несплошного текста. (Слайд 13)
-Какие виды несплошных текстов мы видим?
-Убедите меня, что указанный мной текст - таблица. (В ней строки, столбцы, записана информация по русскому языку о склонении имен существительных)
Умение читать несплошной текст, вычитывать явную информацию и подтекст.
Пример формирования данного умения (из урока окружающего мира, 3 класс) (Слайд 14)
-Какой вид несплошного текста перед нами? (Рисунок.)
-Как он назван? («Река времени» российской истории».)
-Предположите о содержании текста на основе заглавия. (В тексте будет говориться об истории России)
-Вычитайте явную информацию. (История государства имеет 5 этапов. Каждый этап сопровождался значимыми событиями в жизни государства.)
-Сформулируйте подтекст. (На рисунке мы видим камни, о которые «разбивается» река истории и делает крутой поворот. Вероятно, эти камни - судьбоносные события в истории страны. Страна, переживая эти события, меняет исторический этап, начинает развиваться по-новому).
Умение переводить информацию в другие текстовые формы.
Пример формирования данного умения (из урока математики, 3 класс) (Слайд 15)
-Как можно озаглавить текст? (Чек.)
-Как вы догадались? (По ключевым словам: кассир, продажа… )
-Явная информация на виду, а какую подтекстовую информацию можно вычитать? (Покупатель был в магазине бытовой химии).
Далее предлагаю детям на основе чека составить текст математической задачи.
Умение менять вид несплошного текста.
Пример формирования данного умения (из урока окружающего мира, 2 класс) (Слайд 16)
Дети видят на слайде диаграмму, анализируя ее, они понимают, что на планете Земля воды больше, чем суши. Прошу доказать данный вывод на другом несплошном тексте «Физической карте полушарий». (По карте тоже видно, что синего цвета – воды Мирового океана на Земле гораздо больше, чем желтого, коричневого и зеленого – суши материков и островов).
Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст. (Слайд 17)
Пример формирования данного умения (из урока русского языка, 4 класс)
Предлагается сплошной текст о падежах русского языка. Приходим к выводу, что текстом ежедневно пользоваться неудобно, нужен опорный конспект. Как правило, дети выбирают для него таблицу. Создается несплошной текст.
Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи. (Слайд 18)
Пример формирования данного умения (из урока окружающего мира, 3 класс)
И вновь перед нами рисунок «Река времени» российской истории». В начале изучения темы «Древняя Русь» прошу ребят рассмотреть выделенную часть реки времени и задаться вопросом. Дети формулируют вопрос «Почему история России начинается с 9 века, а что было в 1-8 веках?» Этот вопрос и будет проблемным для данного урока окружающего мира.
Анализ результатов использования технологии продуктивного чтения показывает положительную динамику как в уровне обученности детей, так и в их личностном развитии.
Динамика качества обученности по предметам | |
Динамика качества уровня воспитанности | Динамика снижения уровня агрессивности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на семинаре по теме "Развитие творческих способностей учащихся в системе Занкова Л.В."
Презентация содержит задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся....
Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....
Презентация к выступлению на семинаре "Требования к слайд-презентации для демонстрации в начальной школе".
Презентация знакомит с гигиеническими требованиями к созданию и демонстрации слайд-презентации для младших школьников. Данную презентацию можно испольхзовать для выступления на заседании кафедры или м...
Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"
Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"...
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...
Обобщение опыта работы .Презентация к выступлению в номинации "Методический семинар " в муниципальном этапе конкурса "Учитель года -2020"(1)
1 часть презеннтации.Обобщение опыта работы .Презентация к выступлению в номинации "Методический семинар " в муниципальном этапе конкурса "Учитель года -2020"....
Презентация к выступлению на областном семинаре "Использование проектной деятельности в рамках музейной педагогики в СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В презентации представлен опыт работы педагогов СОГБОУ "Сказка"...