Статья "Использование мнемотехники как дополнительного способа развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, часто сталкиваются с такой проблемой, как запоминание обучающимися стихов, песен, ролей во время подготовки к мероприятиям.
Для детей с нарушением интеллекта усвоение новой информации и участие в совместных мероприятиях очень сложно. Особенности восприятия учебного материала тесно связаны с особенностями их памяти. Данная категория обучающихся лучше запоминают внешние, зрительно воспринимаемые признаки.
Одним из эффективных способов развития речи и долговременной памяти является использование приемов мнемотехники.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга)
«Использование мнемотехники как дополнительного способа
развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР»
(3 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)
Авторы:
Рысбаева Ирина Сергеевна, учитель
Санкт-Петербург
2017
Актуальность:
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.
Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.).
Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются. Выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.
Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому, приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Принципиально важной стороной при использовании педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Используемая методика:
Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности, является мнемотехника.
Своим педагогическим опытом работы с детьми с ТМНР по мнемотехнике мы хотим поделиться.
Многие сталкиваются с такой проблемой, как запоминание детьми с ТМНР стихов, песен, ролей во время подготовки к мероприятиям. Часто усвоение информации происходит очень сложно.
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и песен, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?
Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев в своей практике эффективность наглядного материала, мы стали использовать в работе с детьми с ТМНР по обучению детей связной речи технологии мнемотехники.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Формы работы:
- Игры, направленные на координацию речи с движением.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание стихотворений.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Познавательное развитие: игры, направленные на координацию речи с движением.
- Речевое развитие: чтение и заучивание стихотворения о природе.
- Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
- Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных и литературных произведений.
- Физическое развитие: физкультминутки со стихотворным сопровождением.
- Воспитание желания участвовать в совместной творческой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Что же такое мнемотехника?
Мнемоника (греч.- искусство запоминания)
Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание рассказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи у не говорящих детей.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы;
- запоминание (соединение двух образов);
- запоминание последовательности;
- закрепление в памяти.
Кодирование в образы и запоминание (соединение двух образов).
Мы начинали работу с изготовления и запоминания простейших мнемоквадратов – цветных карточек, обозначающих: мытье рук, туалет, прием пищи (завтрак, обед, полдник), урок, перемена и т.д.
Запоминание последовательности
Последовательно переходили к мнемодорожкам – серии цветных карточек, обозначающие: последовательность уроков, режимных моментов, алгоритмы действий при навыках самообслуживания.
Закрепление в памяти
Использование мнемотаблиц (схем), которые особенно эффективны при разучивании стихотворений.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) – таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
На начальном этапе мы предлагали готовую схему, а по мере обучения, дети активно включились в процесс создания новых схем.
В результате использования мнемотаблиц:
- Заучивание стихотворений, текстов песен превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание рассказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Улучшаются детско-родительские взаимоотношения. Проводятся беседы с родителями о необходимости закрепления, полученных знаний, в разных ситуациях общения. Дети и их родители начинают лучше понимать друг друга – «находят общий язык».
- Формируется детский коллектив – общая совместная деятельность создает ситуацию общения, при которой все пользуются экспрессивной речью, а так же учатся слушать друг друга.
- Использование мнемотехники даёт возможность детям усваивать сложный материал легче и быстрее.
- Открывает для учителей и воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
- Уроки и занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагогов.
- Учителя, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель и другие специалисты работают в тесном контакте друг с другом.
С помощью мнемотехники можно:
- развивать понимание речи; умение рассказывать и пересказывать с помощью графических изображений, рисунков;
- обучать детей правильному произношению;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я — говорю! М., 2007.
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. М., Редкая птица, 2017
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие. Форум, 2016.
- Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушения речи у умственно отсталых детей: носят системный характер; разнообразны по своим проявлениям; характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются. для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Актуальность
Мнемоника ( греч.- искусство запоминания ) Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания. Что же такое мнемотехника?
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание рассказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи у не говорящих детей. Что дает мнемотехника?
кодирование в образы; запоминание (соединение двух образов); запоминание последовательности; закрепление в памяти. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
Мы начинали работу с изготовления и запоминания простейших мнемоквадратов – цветных карточек, обозначающих: мытье рук, туалет, прием пищи (завтрак, обед, полдник), урок, перемена и т.д. Кодирование в образы и запоминание (соединение двух образов).
Последовательно переходили к мнемодорожкам – серии цветных карточек, обозначающие: последовательность уроков, режимных моментов, алгоритмы действий при навыках самообслуживания. Запоминание последовательности
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) – таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Закрепление в памяти
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).
В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...
Образовательный педагогический проект "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В процессе обучения детей с множественными нарушениями развития (в том числе интеллектуальные нарушения) учителя сталкиваются с проблемой восприятия данной категорией детей различных литературных прои...
"Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тема "Украсим кукле платье".
Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостю....
СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы....
План профессионального развития учителя класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
План профессионального развития учителя класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо...
Классный час во 2 классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к Дню Конституции
Классный час адресован для работы с обучающимися начальных классов в коррекционной школе (для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) к Дню Конституции. Правовое воспита...