Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
статья (2 класс)

Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Внимание отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, привлекается с большим трудом. Детям имбецилам необходима коррекция мышления, памяти, речи, коррекция физических недостатков, двигательной сферы, цветовосприятия, пространственного восприятия. Важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип практической направленности обучения. Для этого применяются различные коррекционные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aeg78.docx443.99 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Слайд9.jpg

Упражнения для развития моторики и внимания

1. Ребенок должен по инструкции:

  • протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает "направо", "налево", то - "на окно", "на дверь");
  • показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга и т.д.);
  • нарисовать карандашом кружок (палочку, крестик) наверху, внизу, справа, слева тетради.

2. Упражнения для пальцев рук:

  • растопырить пальцы, сжать в кулак - разжать;
  • из сжатого кулака попеременно выпрямить пальцы;
  • скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;
  • перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;
  • собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку.

3. Карандашом в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в разных направлениях).
4Ребенок должен:

  • пройти по начерченной линии (прямая, круг),
  • пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.

Упражнения для развития памяти и внимания

  • Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, показать что видел.
  • Производится ритмичный стук (палочкой о стол, ударами в ладоши). От воспитанников требуется повторить его.
    Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить.
    Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались.

Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений

Эти упражнения целесообразно проводить с инертными, малоподвижными детьми.
1.Убрать со стола руки быстро по команде.
2.Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону и т.п.).
3.Быстро простучать по столу 3,4,5 раз.
4.Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место.
5.Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет)
6.Быстро вытереть доску.
7.В быстром темпе называть показываемые предметные картинки.
8. Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование "Кто быстрее". Педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему.

Упражнения для различения цвета, формы, величины
1.Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету).
2.Показывается определенная фигурка (из той же мозаики),а затем она убирается. Ребенок должен по памяти подобрать такую же.
3.Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.
4.Складывание различных пирамидок.
5.Складывание матрешек.
6.Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
7.Выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.). Ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую.
8.Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета. Затем учат правильно называть эти цвета; постепенно вводятся новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.

Коррекционные упражнения для беспокойных детей
Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.

Эти упражнения могут быть следующими:

1.Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.
2.Посидеть молча, заложив руки за спину.

3.Медленно, молча проводить рукой по краю стола.

4.Бесшумно встать и сесть.
5.Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.
6.Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

C:\Users\Пользователь\Desktop\302-3021295_незнайка-пнг.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

Образовательный педагогический проект "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

В процессе обучения детей с множественными нарушениями развития (в том числе интеллектуальные нарушения) учителя сталкиваются с проблемой восприятия данной категорией детей различных литературных прои...

"Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тема "Украсим кукле платье".

Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостю....

СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы....

Статья "Использование мнемотехники как дополнительного способа развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, часто сталкиваются с такой проблемой, как запоминание обучающимися стихов, песен, ролей во время подготовки к мероприятиям...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо...

Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Упражнения для развития моторики и внимания1. Ребенок должен по инструкции:протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает "направо", "налево", то - "на окно",...