Этап ОЭР
| Подготовительный, 2015-2017 годы. |
Содержание ОЭР на данном этапе
| На основе исследований по экспериментальному классу разработаны приёмы создания образовательной среды, благодаря которой учащиеся станут субъектами учебной деятельности. Разработаны критерии субъектности учащихся экспериментального класса: - активность (стремление субъекта к эффективному освоению окружающей действительности, к самовыражению относительно внешнего мира, деятельностное отношение к себе и окружающей действительности),
- самостоятельность (независимость выбора и ответственность за результаты своих действий),
- рефлексивность (основа самоанализа и самооценка своих действий, поступков и принятие на себя ответственности за результаты своих действий)
- стремление к саморазвитию (движение к эмоциональной и когнитивной зрелости, выражающееся в стремлении к достижениям и в адекватном уровне притязаний),
- конструктивное взаимодействие с окружающей средой (регулирование границ своего «Я» с внешним миром).
Поэтапное внедрение в учебно-воспитательный процесс ключевых идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня позволит осуществлять интеллектуальное развитие учащихся в процессе социального взаимодействия, как со взрослыми, так и со сверстниками; стимулировать саморегулируемое обучение учеников через «установление подмостков» (по Ж. Брунеру).
В процессе ОЭР выявлено, что развитие субъектности учащихся будет успешным при реализации совокупности следующих педагогических основ: - организация субъектно-развивающей среды;
- подготовку взрослых из окружения учащихся к осознанному регулированию процессов их социализации и индивидуализации;
- систематический мониторинг динамики развития субъектности каждого ребенка;
- осуществление в педагогическом процессе индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся в соответствии с особенностями проявления у них субъектности в различных сферах жизнедеятельности.
|
Методы ОЭР
| Работа над темой ОЭР базировалась на следующих методах исследования: - теоретических (теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ и синтез философской, психолого-педагогической литературы по проблеме; абстрагирование и конкретизация, моделирование и проектирование системы формирования субъектности учащихся начальной школы через внедрение в учебно-воспитательный процесс ключевых идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня;
- эмпирических (педагогическое наблюдение; беседа; анализ применяемых средств, методов, стратегий обучения и их эффективности; оценка и самооценка деятельности учителя и учащихся; проведение и анализ диагностических работ (в процессе планирования, проведения и анализа открытых занятий)
|
Прогнозируемые результаты и образовательные продукты
| Внесение определённых изменений в содержание и организацию процесса развития субъектности учащихся начальной школы путём внедрения в учебно-воспитательный процесс ключевых идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня на подготовительном этапе будет способствовать: - развитию познавательных способностей и основ саморегуляции учащихся экспериментального класса;
- созданию элементарных условий для учебного диалога ученик - учитель, ученик-ученик, учитель-ученик в процессе обучения;
- когнитивному развитию учащихся экспериментального класса;
- формированию предпосылок к развитию субъектной позиции учащихся, атрибутивными характеристиками которой являются следующие показатели по Зотиковой Н.В:
Атрибутивные характеристики субъектной позиции учащихся |
Младший школьник | 1. Активность | Активность связана с решением учебных задач. | 2.Рефлексивность | Сформированы определенные навыки самоконтроля, но самооценка носит в основном “отраженный” характер – то, что ребенок знает о себе, он получает в качестве оценок от взрослых людей. | 3. Свобода выбора и ответственность за него | Младший школьник является в основном “объектом” воспитательных воздействий со стороны взрослых, он еще не осознает своих прав и своих возможностей в выборе социальных возможностей. | 4. Уникальность | Присуще ощущение своей уникальности, но в самоописаниях преобладают “присоединяющие” характеристики, а также оценочные суждения значимых взрослых. В основном присуще самовосприятие себя как ученика. | 5.Понимание и принятие другого | Начинает формироваться этическая система оценивания сверстников. Принятие другого в основном основано на отношениях, связанных с учебой. Положительное отношение к сверстникам базируется на учебных успехах последнего; плохой ученик чаще всего не принимается сверстниками. | 6. Саморазвитие | Ребенок фиксирует свои учебные успехи и достижения, саморазвитие связывается с познавательной деятельностью. |
Планируется: - внедрение приёмов, содействующих конструированию в экспериментальном классе образовательной среды «обучения обучению» (тренинги на сплочение классного коллектива и коммуникативные, развивающие упражнения, «ледоколы», «позитивчики», физминутки, валеопаузы и др.);
- поэтапное внедрение в учебно-воспитательный процесс ключевых идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня
- создание условий для саморазвития школьников: организация учебного диалога, дифференциация и индивидуализация обучения;
- создание педагогической продукции: среднесрочного планирования по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, познание мира на 2016-2017 учебный год и краткосрочного планирования по темам и разделам указанных выше предметов, статей, эссе по теме ОЭР.
|
Достигнутые результаты и полученные образовательные продукты. Созданная педагогическая продукция и результаты её внедрения на основе анализа качества знаний учащихся и других исследований
| По итогам года в классе 4 отличника, 18 хорошистов. Качество знаний составляет 81,5% по экспериментальному классу в целом. Педагогическая продукция, созданная на подготовительном этапе ОЭР: среднесрочное планирование на весь учебный год по русскому языку, литературному чтению, математике, познанию мира, а также краткосрочное планирование по темам и разделам указанных выше предметов. Имеются публикации в электронных СМИ: разработки уроков, эссе. Готовится к публикации сборник материалов открытых уроков декады учителей начальных классов по итогам 2016-2017 учебного года.
|
Анализ недостигнутых результатов (причины)
| Низкий уровень развития саморегуляции у части детей экспериментального класса. Причины: - низкий уровень учебной мотивации и познавательного интереса у отдельных учащихся класса;
- низкий уровень концентрации внимания у части уч-ся экспериментального класса;
- низкий уровень самоконтроля и самооценки, уверенности в своих силах и знаниях;
- неумение осуществлять продуктивное социальное взаимодействие в образовательном процессе,
- наличие эмоционального дискомфорта в общении по объективным и субъективным причинам.
|
Возможности распространения позитивных результатов
| - планирование, проведение и анализ открытых уроков (занятий) по внедрению инноваций в учебно-воспитательный процесс;
- выступление с результатами работы по ОЭР на ШМК;
- проведение мастер-класса; показательного урока;
- участие в профессиональных конкурсах, НПК разного уровня;
- создание печатной продукции (методические материалы и разработки по теме ОЭР)
|
Примечания |
|