Отчёт по опытно-экспериментальной работе
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Представлен отчёт по опытно-экспериментальной работе "Выявление условий для формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drofa_otchyot.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
по опытно-экспериментальной работе
«Выявление условий для формирования
универсальных учебных действий у младших школьников»
(на основе сотрудничества с Издательством «Дрофа» и апробации учебников, выпускаемых данным Издательством («Математика» Э.И.Александровой, «Для сердца и ума» О.В.Кубасовой, «Русский язык» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко, «Окружающий мир» Е.В.Саплиной, А.И.Саплина, В.И.Сивоглазова, «Своими руками» Н.А.Малышевой, «Изобразительное искусство» В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной)
Достижение определенных результатов, и в частности формирование универсальных учебных умений у младших школьников, возможно лишь в ходе целенаправленно организованного образовательного процесса. Необходимо тщательное проектирование как целостного учебного процесса, так и каждого его этапа, продуманный выбор средств реализации, общая ориентация на достижение результатов образования, предусмотренных образовательным стандартом. Экспериментальная работа охватывает все стадии учебного процесса:
- планируемые результаты обучения (общие и специальные цели изучения учебных предметов, тематическое и текущее планирование),
- реализуемые результаты обучения (организация учебной деятельности и образовательной среды, отбор учебного материала, осуществление обратной связи),
- достигаемые результаты обучения (контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся, включающая стартовую оценку, текущее оценивание, тематическое, промежуточное и рубежное оценивание, самооценку и самоанализ учащихся, презентации выполненных работ и иные формы, итоговое оценивание).
Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – важно ориентироваться на развитие личности обучающихся, на овладение ими способами деятельности, и, прежде всего, – на освоение обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.
Решение этой задачи представляется возможным на методическом уровне, так как именно он позволяет, учитывая содержание каждого учебного предмета, разработать способы организации деятельности учащихся, которые обеспечивают результаты как в плане усвоения знаний, формирования умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта так и в плане развития личности ребенка.
Предполагаем, что в выбранных нами учебниках («Математика» Э.И.Александровой, «Для сердца и ума» О.В.Кубасовой, «Русский язык» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко, «Окружающий мир» Е.В.Саплиной, А.И.Саплина, В.И.Сивоглазова, «Своими руками» Н.А.Малышевой, «Изобразительное искусство» В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной) для реализации эксперимента заложены идеи развивающего обучения и деятельностный подход к организации обучения учащихся.
В 2010-2011 учебном году была продолжена экспериментальная работа
За этот учебный год принимали участие в следующих мероприятиях:
- Организационно-методический семинар по планированию третьего этапа опытно-экспериментальной работы.
- Проведение научно-методических семинаров по проблеме «Развивающие возможности УМК «Классическая начальная школа», «Формирование УУД учащихся средствами учебников издательства «Дрофа», в частности, психолого-педагогический семинар по апробации диагностического комплекса с целью с сопровождения экспериментальной работы.
- Авторский семинар Саплиной Е.В. для учителей начальных классов «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира».
- Проведение круглого стола «Диагностическое сопровождение учебного процесса с целью формирования универсальных учебных действий у младших школьников». Анализ результатов работы. Определение перспектив опытно-экспериментальной работы на 2011-2012 учебный год
Результаты сформированности отдельных УУД
Регулятивные УУД
Динамика уровня сформированности самооценки (в %)
Динамика уровня сформированности самоконтроля (в %)
Динамика уровня развития произвольного внимания (в %)
Познавательные УУД
Динамика уровня развития логического мышления (в %)
Динамика уровня сформированности познавательных общеучебных УУД (в %)
2010г.
2011г.
Динамика уровня сформированности коммуникативных УД (в %)
В течение учебного года проводились контрольные работы, срезы по математике и русскому языку. Все обучающиеся успешно справились с работами. В конце учебного года проведены итоговые контрольные работы.
Контрольную работу по математике 80% обучающихся выполнили на «4» и «5».
Итоговую работу по русскому языку 75% обучающихся выполнили на «4» и «5» (диктант), 80% выполнили на «4» и «5» (грамматическое задание).
УМК, по которым учатся дети, способствуют формированию универсальных учебных действий: само содержание и система упражнений, выстроенная авторами предполагают организацию работы с учетом формирования ученической компетентности.
В учебниках математики Александровой Э.И. и в учебниках по русскому языку Ломакович С.В. и Тимченко Л.И. отмечаем большой процент упражнений творческого характера, упражнений на преобразование, практически отсутствуют, что, безусловно, приветствуется, упражнения репродуктивного характера.
Отзывы и учителей, и родителей по учебным пособиям в целом положительные. Дети с удовольствием учатся по данным учебникам. Педагоги-экспериментаторы благодарят издательство «Дрофа» за обеспечение их методическими рекомендациями и пособиями, помогающими более эффективно организовать образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучаю...
Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...
Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Отчёт об опытно-экспериментальной работе.
Разработка содержит отчёт о выполнении плана опытно-экспериментальной работы учителя на подготовительном этапе. Материалы отчёта помогут педагогам оформить свои наработки по исследуемым темам....
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»...