Рабочая программа внеурочной деятельности 1-2 классы
календарно-тематическое планирование на тему
Рабочая программа
внеурочной деятельности
1-2 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План внеурочной деятельности | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
1-2 классы
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………… 3
2. Тематическое планирование……………………………………………………………….. 7
3. Содержание программы……………………………………………………………………. 10
4. Литература………………………………………………………………………………….. 13
Пояснительная записка.
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия: игрушки, сувениры и т.д стремился сделать их не только удобными, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила природа. Природа- это богатая кладовая, от неё исходит камень, бумага, дерево и т.д. Подручный материал люди использовали для украшений и изготовлений корзинок, сумок, игрушек, корзин и т.д. не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху развития науки и техники, человек охотно использует подручный материал-шишки, камни, лоскуты, нитки, картон, бумагу для изготовления различных вещей.
Обучение в кружке «Студия декоративно-прикладного искусства » делится на несколько этапов:
1.Работа с природным подручным материалом.
2.Художественное конструирование из бумаги и картона.
3.Аппликация.
4. Работа с нитками, лоскутками.
5. Бисероплетение.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быту , сувениры, подарки. В процессе обучения кружковцы учатся выполнять аппликационные работы. Эта работа развивает глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты. Работа в кружке даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1) Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, то есть обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. д;
2) Опора на личностно ориентированный подход в образовании;
3) Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а также особенности местной региональной культуры.
Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;
2) Потребности, интересы учащихся
3) Уровень развития коллектива;
4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.
К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожим на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.
Главный психологический принцип - создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.
Важнейший принцип психолого-педагогической работы:
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.
Цель программы:
1.Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
2.Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно – прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия ( лоскутная пластика, техника изонити, работа с бисером, соломкой и т.д.);
3. Научить детей планировать работу, правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия;
Воспитательные:
- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали ( доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка(фантазию, наблюдательность);
-развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Общие положения
Программа кружка «Студия декоративно-прикладного искусства» рассчитана на год обучения.
Реализация программы происходит с нагрузкой в 34 часа, 1 раз в неделю, с учётом контингента детей. Это обосновано тем, возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а в особенности организации учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей в возрасте 8 лет
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения, обучающиеся должны знать:
- виды декоративно- прикладного творчества;
-историю ремесел и рукоделий;
- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
научатся:
- правильно организовывать своё рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Тематическое планирование
№ | Тематический блок, вид занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1. Вводное занятие – 2 часа | |||
1-2 | Знакомство с правилами безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. Рисование страны мастеров. | 2 | |
2. «В чудесном лесу» - 4 часа | |||
3 | Работы с природными материалами «Старик- лесовик» | 1 | |
4 | Разноцветные жучки (из камней) | 1 | |
5 | Аппликация из листьев, цветов | 1 | |
6 | Жар- птица (из проса) | 1 | |
3. «Бумажный город» - 4 часа | |||
7 | Знакомство с «оригами» | 1 | |
8 | Парус и рыбка (оригами) | 1 | |
9 | Жар-птица (оригами) | 1 | |
10 | Объемное конструирование из модулей «Лебедь» | 1 | |
4. «Ниточная страна» - 3 часа | |||
11 | Игрушка-сувенир «Вигвам» | 1 | |
12 | Аппликация из резаных ниток. Пейзаж | 1 | |
13 | Коконы из ниток. Утка, утята. | 1 | |
5. «Пластилиновая гора» - 2 часа | |||
14 | Лепка персонажей «Дюймовочка» | 1 | |
15 | Живопись из пластилина | 1 | |
7. «Остров ненужных вещей»-3 часа | |||
16 | Аппликация из стружек | 1 | |
17 | Фоторама из фантиков | 1 | |
18 | «Подснежники» (из одноразовых ложек) | 1 | |
8. «Лебединое озеро» - 2 часа | |||
19 | Аппликация из ваты, пуха, перьев | 1 | |
20 | Игрушки из яичной скорлупы | 1 | |
9. «Омут плетения»- 2 часа | |||
21 | Макраме. Виды узлов | 1 | |
22 | Кашпо для цветов | 1 | |
10. «Лоскутный город» - 2 часа | |||
23 | Аппликация из ткани «Почтальон» | 1 | |
24 | «Декупаж». Шкатулка. | 1 | |
11.«Башня принцессы Иголочки» - 2 часа | |||
25 | «Кот». Изонить | 1 | |
26 | «В подводном мире» Изонить | 1 | |
12. «Дворец бисера» - 4 часа | |||
27-28 | Низание дугами. Фиалки. | 2 | |
29-30 | Параллельное плетение. Лилии. | 2 | |
13. «Замок вязания» - 3 часа | |||
31-32 | Воздушные петли. Столбики с накидом | 2 | |
33 | Воздушные петли. Столбики с накидом. | 1 | |
14. Итоговое занятие – 1 час | |||
34 | Оформление выставки | 1 | |
15. Всего - 34 часа |
Содержание программы.
Вводное занятие
Задачи кружка. Природа в жизни человека. Охрана природы. Порядок сбора материала. Отражение красоты природы в искусстве. Декоративно-прикладное искусство, его возникновение, развитие. Использование природных материалов, бумаги, ткани, бисера и т.д. Применение линии симметрии, ритма, цветовой гармонии в составлении узоров, аппликаций, композиций.
Работа из природного материала
Материалы для выполнения работы. Работа с засушенными растениями. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания.
Работы из камыша, мха, коры, веток и др. Использование природного материала: крылаток, бересты, камыша, семян в декоративных работах.
Аппликация из бумаги, поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна
Материалы для выполнения аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Знакомство с основами цветоведения. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницами , клеем. Основы бумагопластики ( « пушистый шарик», « бумажный комочек», « травка»
Работа с нитками
Виды ниток. Беседа о народной игрушке. Изготовление куклы из ниток, аппликаций из резаных ниток. Приём изготовления коконов из клея и ниток. Сувениры – птицы из коконов. Плоскостная композиция из ниток на картоне. Изонить. Плетение узлами ( макраме). Изготовление кашпо.
Работа с пластилином, с солёным тестом
Знакомство с материалами. Подготовка солёного теста. Основные приёмы лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, присоединением. Беседа о народной глиняной игрушке. Лепка игрушек. Выполнение рельефной композиции. Выполнение аппликации из пластилина, теста.
Работа с бросовым материалом
Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликации из карандашных стружек. Изготовление игрушек из использованных флаконов , упаковок, пуговиц, фантиков, ложек.
Работа с пухом, перьями, яичной скорлупой.
Знакомство с основными приёмами работы с пухом, перьями, ватой. Аппликация. Объёмная игрушка из яичной скорлупы. Домик.
Работа с тканью
Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Клеевая аппликация из лоскутков. Декупаж.
Понятия « шов и стежок». Отработка швов. Правила набивки мягких игрушек. Виды вышивки. Основы вышивания. Вышитая салфетка, открытка. Правила безопасности.
Бисероплетение
Правила безопасности при работе с бисером. Виды бисера. Инструменты и материалы. Параллельное плетение. Плетение дугами. Изготовление панно из бисера. Браслеты. Объёмные композиции.
Вязание крючком
Из истории вязания крючком. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда при вязании. Приёмы вязания крючком. Изготовление прихватки.
Подведение итогов годовой работы
Анализ выполненных работ. Оформление выставки.
Обеспечение программы
Материалы:
- бумага цветная , бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной;
-нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, цветные ленты, шерстяная пряжа.
- проволока;
- ткани, различные по цвету, фактуре, видам;
- бисер
- природный материал, « бросовый материал ( пробки, бутылки пластиковые, коробки и т. д . )
- солёное тесто, пластилин;
- клей ПВА, момент;
- ракушки
Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, крючки, спицы, пяльцы, рамки, ножницы, шило, утюг.
Литература
1.Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2000 г.
2.Ляукина М.В. «Бисер». М.: АСТ, Пресс, 1998 г.
3.«Мастерилка. Игрушки из природного материала - Карапуз»., 1997 г.
4.«Лепим из пластилина». Смоленск 2000 г.
5.«Цветочные фантазии из бисера». Москва. Мой мир – 2007 г.
6.«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.
7.М.Антипова. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. ИД «Владис» - 2009 г.
8.«Хелен Уолтер, Популярный квилинг», издательство «Ниола-Пресс», 2008 г.
9.Журналы: «Я - дизайнер»
«Рукоделие»
10.Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Академия – 1998г.
11.Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных материалов», Ярославль, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности во 2классе по предмету"Изучай родной край"
Рабочая программа "Изучай родной край" во 2 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Поиграй-ка"1-2класс
рабочая програма кружка "Поиграй-ка"1-2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"2класс
Рабочая программаю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Конструирование"2класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс)
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ, лицеев,...
Рабочая программа. Внеурочная деятельность.Шахматы. 2класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Шахматы», 2-ой год обучения...
рабочая программа внеурочной деятельности для 2класса
предлагаю рабочую программу по внеурочной деятельности для 2 класса...