Рабочая программа. Внеурочная деятельность.Шахматы. 2класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Казадаева Елена Валерьевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Шахматы», 2-ой год обучения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Шахматы»

     Курс внеурочной деятельности «Шахматы» относится к общеинтеллектуальному направлению и  рассматривается как одна из ступеней к реализации задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника и являющейся неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников.    

     Рабочая программа соответствует учебному плану  МБОУ «Нахабинская гимназия №4»     и  реализуется во 2 классе в объёме 1 час в неделю.              

Согласно учебному плану всего на изучение учебного курса «Шахматы» во 2 классах выделяется 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели). С учетом праздничных дней  на предмет отводится 33 часа.

Цели и задачи курса

Цели данного курса:

  • Обучить правилам игры в шахматы.
  • Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  • Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи данного курса:

  • Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным    

              кодексом.

  • Научить ориентироваться на шахматной доске.
  • Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно    

               расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

  • Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими  

             фигурами.

  • Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  • Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  • Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  • Сформировать умение записывать шахматную партию.
  • Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  • Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты 

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла, соотнесение целей с возможностями определение временных рамок определение шагов решения задачи видение итогового результата распределение функций между участниками группы планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

 Познавательные универсальные учебные действия: умение задавать вопросы умение получать помощь умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании) способность принять другую точку зрения, отличную от своей; способность работать в команде; выслушивание собеседника и ведение диалога.

Ученик научится: 

-   шахматными терминами и шахматным кодексом;

-   играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

-   записывать шахматную партию.

Ученик получит возможность научиться: 

-   ставить мат с разных позиций;

-   решать задачи на мат в несколько ходов;

-   проводить комбинации.

Содержание курса внеурочной деятельности

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 Содержание второго года обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.        

Повторение (6 ч)

Ходы и взятия фигур.

Понятия шаха, мата и пата.

Задачи на ценность.

Правила записи ходов.

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита (6 ч)

Понятие о защите.

Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки,

защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса (10 ч)

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём,

королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией.

Матовые и патовые позиции.

Эндшпиль (9 ч)

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и

ладейные эндшпили.

Практическая игра (3 ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

Основные формы и виды деятельности учащихся

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Шахматы»

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Повторение.

6

1.

Ходы и взятия фигур.

1

01.09.2017

2.

Ходы и взятия фигур.

1

08.09.2017

3.

Понятия шаха, мата, пата.

1

15.09.2017

4.

Правила записи ходов.

1

22.09.2017

5.

Принципы игры в дебюте, анализ партий

1

29.09.2017

6.

Принципы игры в дебюте, анализ партий

1

06.10.2017

Защита.

     6

7.

Понятия о защите.

1

20.10.2017

8.

Уничтожение атакующих фигур, уход из под удара, контратака.

1

27.10.2017

9.

Уход из под удара

4

03.11.2017

10.

Понятия о защите.

1

10.11.2017

11.

Уничтожение атакующих фигур, уход из под удара, контратака.

1

17.11.2017

12.

Уход из под удара.

1

01.12.2017

        Реализация большого перевеса.

10

13.

Матование одинокого короля ферьзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферьзём.

1

08.12.2017

14.

Матовые и патовые позиции.

1

15.12.2017

15.

Оттеснения короля на край доски.

1

22.12.2017

16.

Матование одинокого короля ферьзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферьзём.

1

29.12.2017

17.

Матование одинокого короля ферьзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферьзём.

1

12.01.2018

18.

Матовые и патовые позиции.

1

19.01.2018

19.

Матовые и патовые позиции.

1

26.01.2018

20.

Оттеснения короля на край доски.

1

02.02.2018

21.

Оттеснения короля на край доски.

1

09.02.2018

22.

Матование одинокого короля ферьзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферьзём.

1

16.02.2018

        Эндшпиль.

9

23.

Общие принципы.

1

02.03.2018

24.

Общие принципы.

1

16.03.2018

25.

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

23.03.2018

26.

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

30.03.2018

27.

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

06.04.2018

28.

Ладейные эндшпили.

1

20.04.2018

29.

Ладейные эндшпили.

1

27.04.2018

30.

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

04.05.2018

31.

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

11.05.2018

        Практическая игра

2

32.

Контроль за соблюдением правил.

      1

18.05.2018

33.

Анализ ошибок. Учебная игра.

1

25.05.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы". Автор А.А. Тимофеев

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы".

Срок реализации программы один год  с 1 по 4 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая пограмма по курсу внеурочной деятельности "Шахматы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; реализует общеинтеллектуаль...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы составлена с учётом требований ФГОС НОО....