Игра как вид педагогической технологии.
статья (1 класс) на тему
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни у каждого учащегося. Внедрение различных инновационных программ насущная потребность современной школы. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra_kak_vid_pedagogicheskoy_tehnologii_mihaylichenko.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как вид педагогической технологии.
Подготовила Михайличенко Э.А.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни у каждого учащегося. Внедрение различных инновационных программ насущная потребность современной школы. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает её положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
На уроках практикую по каждому предмету различные дидактические игры. Составив из них определённую копилку. Какие-то игры я взяла из литературы, какие-то придумала сама. Главное, они дают свой результат , они работают. Дети с удовольствием включаются в эти игры на уроке. Например на уроках обучения грамоте использую игры:
Поменяй буквы.
Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.
Запишите столбиком слова: сом, сын, жук
Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так,
чтобы получилось новое слово.
Например, сом - сон - сын - сыр
сом - сам - гам - газ и т.д.
Какие слова попались в сети? (кресс-кросс)
Цель – развивать словотворчество.
Чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно посмотреть сетку букв: слова могут читаться справа - налево и слева- направо, сверху - вниз и наоборот, по диагонали и даже ломаться.
Побеждает тот, кто больше найдет слов.
Э | Л | Е | Д | Ы | М | К | С |
X | 3 | В | Е | 3 | Д | Ы | О |
О | С | М | Е | С | Я | Ц | С |
Р | О | С | А | В | В | Д | У |
Е | Я | П | А | Р | О | О | Я |
К | Н | А | Р | Е | Л | Ж | Ь |
А | Ц | Р | А | М | Н | Д | К |
Т | Е | Н | Ь | С | Н | Е | Г |
(Ответы: слева-направо: лед, дым, звезды, месяц, роса, пар, земля, тень, снег;
справа-налево: зев, сор, нет;
сверху-вниз: эхо, хорек, река, солнце, пар, время, волна, дождь, сосулька; снизу-вверх: Лара, рожь, темень, суд, двор и т.д.)
Слова-потеряшки.
Цель – учить анализировать звукобуквенный состав слова и развивать словотворчество
Найди слова в слове:
БОЛОТО (лото, болт)
ГАСТРОНОМ (астроном, гном, трон, ром, гром)
На уроках русского языка очень нравится моим первоклассникам игры:
Назови одним словом.
Цель – учить определять многозначность слова.
Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.
Подскажи словечко.
Цель – учить распространять предложения.
Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).
Строчная или прописная?
Цель – учить различать слова в нарицательном и собственном значении.
Учитель пишет на доске слова (снежок, роман, пушок, вера и т.д.);
Играющие делятся на две команды. Первая придумывает предложение с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая – с прописной.
На уроках окружающего мира:
Эти разные цветы.
Цель- закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах. Развивать интерес и любовь к природе.
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.
Оборудование:
У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.
Раскрась радугу.
Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.
Корзина.
Цель – учить различать видовые понятия.
На доске рисуют две корзинки. Одной команде предлагается подобрать в корзинку картинки, изображающие овощи, другой - фрукты. Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.
В аналогичных заданиях можно классифицировать названия любых предметов (мебели, видов птиц, животных, деревьев и др.)
На уроках математики:
Два друга.
Цель- знакомство с составом числа 10.
Учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 + 10 = 10 10 + 0 = 10 3+7=10
1 + 9 = 10 9 + 1 =10 6+4=10
Назови следующее число.
Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).
Назови соседей числа.
Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение. Поэтому это трудоёмкая форма. Но она приносит свои результаты.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...
ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ
ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ...
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
Методическое пособие Игра - как педагогическая технология
“Без игры нет и...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Занимательно.
Занимательно.