Программа внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"
рабочая программа на тему
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchus_tvorcheski_myslit.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ ПО ИНТЕРЕСАМ
«УЧУСЬ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ»
ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ
Программу составили:
Н.Д. Алексеев
А.С. Исаенко
Т.И. Кузей
Минск - 2007
Пояснительная записка
Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития белорусского образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.
Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся начальной школы.
Основные задачи программы:
- Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
- Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
- Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
- Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.
В основу программы легли основные дидактические принципы обучения: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.
Реализация принципа доступности, положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.
Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.
Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.
Воплощение принципа обратной связи означает развитие рефлексивных умений в процессе творческой деятельности ребенка.
Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.
У учащихся формируются следующие способности: 1) творческая продуктивность – способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.; 2) творческая гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; 3) оригинальность – способность создавать уникальные и необычные идеи и решения; 4) способность к детальной разработке – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки; 5) коммуникативные способности – способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.
Полный цикл прохождения программы «Учусь творчески мыслить» в начальной школе составляет четыре года. Программа реализуется в форме занятий по интересам.
Программа «Учусь творчески мыслить» для начальной школы рассчитана на четыре годичных курса. Годичный курс включает в себя: для 1 класса 29 учебных часов, для второго класса 33 учебных часа, для 3 и 4 класса 34 учебных часа (1 урок в неделю), а также по 10 дополнительных заданий для самостоятельной работы или работы с родителями в выходные, праздничные, каникулярные дни.
Каждый годичный курс обеспечен пособием для учителей и строго соответствующим ему пособием для учащихся. Структурно пособие для учащихся разбито на 17 заданий серии «А» (формирование приёмов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии «Б» (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии «С» (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).
ПРОГРАММА
1 КЛАСС
(29 учебных часов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА[1]
Первая четверть
- Вводное занятие. Разные слова (задание серии А).
- От точки к точке (задание серии А).
- Смеёмся и грустим (задания серии А и серии Б).
- Готовимся к празднику (задание серии А).
- Вот так история (задание серии А).
- Кто больше увидит (задание серии А).
- Лица: весёлые, грустные (задание серии А).
- Модельер (задания серии А и серии Б).
Вторая четверть
- Что я делаю, когда…(задания серии А и серии Б).
- Говорящие линии (задания серии А и серии Б).
- Летучие кошки (задание серии А).
- Вторая жизнь (задание серии А).
- Оранжевое небо, оранжевое море… (задания серии А и серии Б).
- Новая старая сказка (задание серии А).
- Детский мир (задание серии А).
- Фантастические создания (задание серии А).
Третья четверть
- Волшебная дверь (задание серии А).
- Разные слова (задание серии Б).
- От точки к точке (задание серии Б).
- Готовимся к празднику (задание серии Б).
- Кто больше увидит (задание серии Б).
Четвертая четверть
- Вот так история (задание серии Б).
- Лица: весёлые и грустные (задание серии Б).
- Летучие кошки (задание серии Б).
- Вторая жизнь (задание серии Б).
- Новая старая сказка (задание серии Б).
- Детский мир (задание серии Б).
- Фантастические создания (задание серии Б).
- Волшебная дверь (задание серии Б).
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Цель: осознание детьми значения творчества в жизни и деятельности человека; ознакомление учащихся с особенностями занятий по развитию творческого мышления.
РАЗНЫЕ СЛОВА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
ОТ ТОЧКИ К ТОЧКЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
НОВАЯ СТАРАЯ СКАЗКА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов; развитие способности придумывать альтернативные окончания для истории и сказок; усвоение этических правил поведения в процессе группового обсуждения.
СМЕЕМСЯ И ГРУСТИМ (1 ЧАС)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие творческой продуктивности и гибкости мышления; закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи на поведенческом материале; осознание учащимися того, что самые разные ситуации могут создавать у людей одно и то же настроение.
ГОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов; развитие умения придавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.
ВОТ ТАК ИСТОРИЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие воображения и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода динамизации; развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.
КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие способностей к разработке деталей образных идей на рисунке, развитие оригинальности наглядно-образного мышления на основе использования метода объединения.
ЛИЦА: ВЕСЕЛЫЕ, ГРУСТНЫЕ… (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на материале знаков и обозначений; развитие способности к разработке деталей..
МОДЕЛЬЕР (1 ЧАС)
Дидактическая цель: развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении, развитие наблюдательности и воображения.
ЧТО Я ДЕЛАЮ, КОГДА… (1 ЧАС)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; усвоение этических правил обсуждения творческих идей.
ГОВОРЯЩИЕ ЛИНИИ (1 ЧАС)
Дидактическая цель: развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей; развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения; умения совершать выводы, выходящие за пределы имеющейся информации, связанные с этой информацией и вытекающие из неё.
ЛЕТУЧИЕ КОШКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие оригинальности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода подбора нетипичных свойств к объекту; развитие умения представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, преодолевать психологическую инерцию свободных ассоциаций.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: формирование у учащихся представление о таком методе творческой деятельности как «мозговой штурм»; формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое; усвоение правил (в том числе и этических) проведения «мозгового штурма».
ОРАНЖЕВОЕ НЕБО, ОРАНЖЕВОЕ МОРЕ… (1 ЧАС)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие умения выделять предметы, имеющие общее свойство – цвет.
ДЕТСКИЙ МИР (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования методов классификации и дихотомии; развитие умения структурировать мысли.
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОЗДАНИЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие воображения и наглядно-образного мышления на основе использования метода фокальных объектов; развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.
ВОЛШЕБНЯ ДВЕРЬ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие воображения и наглядно-образного мышления на основе методов «дихотомия» и внесения/вынесения; формирование умения планировать; развитие способности к детальной разработке выбранной темы.
Основные требования к умениям и навыкам учащихся 1 класса
Учащиеся должны иметь представление:
- об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи.
Учащиеся должны уметь:
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
- устно описывать решения задач, заданных в образной, символической, словесной и поведенческой форме;
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.
2 КЛАСС
(33 учебных часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА[2]∗
Первая четверть
- Полезные свойства (задание серии А).
- Развлечения маленьких и дела больших (задание серии А).
- Шапки для дрессировщиков (задание серии А).
- Рисуем письма (задание серии А).
- Волшебные петельки (задания серии А и серии Б).
- Что было, что будет… (задание серии А).
- Что можно сделать из картошки? (задание серии А).
- Шифры и тайны (задание серии А).
- Лозунги и значки (задание серии А).
Вторая четверть
- Необычные превращения знакомых предметов (задание серии А).
- Треугольный котенок (задание серии А).
- Что у нас общего? (задание серии А).
- Комиксы (задание серии А).
- Представь себя деревом (задание серии А).
- Мягкий, пушистый, урчащий (задание серии А).
- Перевертыши (задание серии А).
Третья четверть
- Перепутанные сказки (задание серии А).
- Полезные свойства (задание серии Б)
- Развлечения маленьких и дела больших (задание серии Б).
- Шапки для дрессировщиков (задание серии Б).
- Рисуем письма (задание серии Б).
- Что было, что будет… (задание серии Б).
- Что можно сделать из картошки? (задание серии Б).
- Шифры и тайны (задание серии Б).
- Лозунги и значки (задание серии Б).
Четвертая четверть
- Необычные превращения знакомых предметов (задание серии Б).
- Треугольный котенок (задание серии Б).
- Что у нас общего? (задание серии Б).
- Комиксы (задание серии Б).
- Представь себя деревом (задание серии Б).
- Мягкий, пушистый, урчащий (задание серии Б).
- Перевертыши (задание серии Б).
- Перепутанные сказки (задание серии Б).
ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ И ДЕЛА БОЛЬШИХ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода увеличения-уменьшения объекта.
ШАПКИ ДЛЯ ДРЕССИРОВЩИКОВ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий.
РИСУЕМ ПИСЬМА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода «пиктограммы» – рисуночного письма.
ВОЛШЕБНЫЕ ПЕТЕЛЬКИ (1 ЧАС)
Дидактическая цель: развитие способности к разработке деталей на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие воображения и оригинальности наглядно-образного мышления.
ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ... (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода «мозгового штурма» а также метода динамизации/статичности объекта.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ КАРТОШКИ? (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода дробления/объединения; освоение метода «мозгового штурма».
ШИФРЫ И ТАЙНЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода «увидеть необычное в обычном».
ЛОЗУНГИ И ЗНАЧКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности наглядно-образного мышления на основе использования метода «мозгового штурма»; развитие способности к образной разработке деталей.
НЕОБЫЧНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЗНАКОМЫХ ПРЕДМЕТОВ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности, гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода «увидеть необычное в обычном» и метода внесения/вынесения.
ТРЕУГОЛЬНЫЙ КОТЕНОК (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления и умения разрабатывать детали на основе использования метода нахождения новых явлений путём комбинирования известных явлений; развитие умения создавать целое из отдельных элементов.
ЧТО У НАС ОБЩЕГО? (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического и наглядно-логического мышления на основе использования метода оценки известных явлений с новой точки зрения; развитие способности классифицировать информацию разными способами.
КОМИКСЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода динамизации.
ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ ДЕРЕВОМ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитие способности к перевоплощению; на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении; развитие воображения и формирование навыков творческого сочинения.
МЯГКИЙ, ПУШИСТЫЙ, УРЧАЩИЙ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления, развитие способности описывать объект.
ПЕРЕВЕРТЫШИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие оригинальности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования методов «увеличения/уменьшения объекта» и «обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления».
ПЕРЕПУТАННЫЕ СКАЗКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса:
Учащиеся должны иметь представление:
- об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
- о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач;
- о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события.
Учащиеся должны уметь:
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
- устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
- работать в группе методом «мозгового штурма»;
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.
3 КЛАСС
(34 учебных часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА[3]∗
Первая четверть
- Необычные события (задание серии А).
- Заколдованные фигурки (задание серии А).
- Уменьшение и увеличение (задание серии А).
- Дерево слов (задание серии А).
- Спрятавшийся рисунок (задание серии А).
- Эмоции и настроения (задание серии А).
- Крестословица (задание серии А).
- Придумай предложение (задание серии А).
Вторая четверть
- Космические туристы (задание серии А).
- Имя (задание серии А).
- Иначе говоря (задание серии А).
- Спрячь слово (задание серии А).
- Придумай окончание истории (задание серии А).
- Придумай слово (задание серии А).
- Как поднять настроение (задание серии А).
- Планирование (задание серии А).
Третья четверть
- Газетный репортаж (задание серии А).
- Необычные события (задание серии Б).
- Заколдованные фигурки (задание серии Б).
- Уменьшение и увеличение (задание серии Б).
- Придумай слово (задание серии Б).
- Дерево слов (задание серии Б).
- Спрятавшийся рисунок (задание серии Б).
- Эмоции и настроения (задание серии Б).
- Крестословица (задание серии Б).
- Придумай предложение (задание серии Б).
Четвертая четверть
- Космические туристы (задание серии Б).
- Имя (задание серии Б).
- Иначе говоря (задание серии Б).
- Спрячь слово (задание серии Б).
- Как поднять настроение (задание серии Б).
- Планирование (задание серии Б).
- Придумай окончание истории (задание серии Б).
- Газетный репортаж (задание серии Б).
НЕОБЫЧНЫЕ СОБЫТИЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода внесения/вынесения; развитие умения преодолевать психологическую инерцию.
ЗАКОЛДОВАННЫЕ ФИГУРКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического и образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие способности к детальной разработке идеи.
УМЕНЬШЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода увеличения/уменьшения параметров объекта; введение эмоционально-непосредственного критерия оригинальности творческой идеи.
ДЕРЕВО СЛОВ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода универсализации, развитие способности устанавливать смысловые ассоциации между отдельными словами и группами слов.
СПРЯТАВШИЙСЯ РИСУНОК (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода универсализации.
ЭМОЦИИ И НАСТРОЕНИЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода дихотомия; развитие умения классифицировать информацию, отражающую поведение человека, по разным основаниям; обсуждение этических аспектов межличностного общения.
КРЕСТОСЛОВИЦА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности связывать информацию, выраженную в образах и при помощи слов; развитие способности к разработке деталей придуманных образов.
ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
КОСМИЧЕСКИЕ ТУРИСТЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычных сторон в привычном объекте и нахождения чего-то необычного за пределами, вокруг привычного объекта.
ИМЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и дихотомия; рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
ИНАЧЕ ГОВОРЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; рассмотрение этических аспектов человеческого общения.
СПРЯЧЬ СЛОВО (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе изменения под необычным углом привычных объектов, материалов, ситуаций.
ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ИСТОРИИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие умения создавать различные настроения, придумывать оригинальные окончания историй.
ПРИДУМАЙ СЛОВО (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов.
КАК ПОДНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; рассмотрение этических аспектов межличностных взаимоотношений.
ПЛАНИРОВАНИЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода динамизации/статичности объекта; рассмотрение этических аспектов межличностного взаимодействия людей.
ГАЗЕТНЫЙ РЕПОРТАЖ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов динамизации/статичности объекта и нахождения чего-то необычного за пределами привычного объекта; создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3 класса:
Учащиеся должны знать:
- об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
- о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач.
- о критериях различения оригинальных идей и идей повторяющихся, банальных.
Учащиеся должны иметь представление:
- о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события; динамизация, дихотомия и др.
Учащиеся должны уметь:
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
- уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;
- устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
- презентировать от имени группы сообща найденное решение.
4 КЛАСС
(34 учебных часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА[4]∗
Первая четверть
- Сильные и смелые (задание серии А).
- Своя рифма (задание серии А).
- Взгляд с другой стороны (задание серии А).
- Треугольный конструктор (задание серии А).
- Как жираф в комара превратился (задание серии А).
- Опиши словами (задание серии А).
- Удивительная полоска (задание серии А).
- Группировка фигурок (задание серии А).
- Схемы предложений (задание серии А).
Вторая четверть
- Новые отгадки (задание серии А).
- Прятки (задание серии А).
- Ребусы (задание серии А).
- Заполни кроссворд (задание серии А).
- Символы (задание серии А).
- Заголовки (задание серии А).
- Измени смысл (задание серии А).
Третья четверть
- Своя поговорка (задание серии А).
- Сильные и смелые (задание серии Б).
- Своя рифма (задание серии Б).
- Взгляд с другой стороны (задание серии Б).
- Треугольный конструктор (задание серии Б).
- Как жираф в комара превратился (задание серии Б).
- Опиши словами (задание серии Б).
- Удивительная полоска (задание серии Б).
- Группировка фигурок (задание серии Б).
- Схемы предложений (задание серии Б).
Четвертая четверть
- Новые отгадки (задание серии Б).
- Прятки (задание серии Б).
- Ребусы (задание серии Б).
- Заполни кроссворд (задание серии Б).
- Символы (задание серии Б).
- Заголовки (задание серии Б).
- Измени смысл (задание серии Б).
- Своя поговорка (задание серии Б).
СИЛЬНЫЕ И СМЕЛЫЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода дихотомии; развитие способности классифицировать информацию о поведении человека различными способами.
СВОЯ РИФМА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие навыков работы методом «мозгового штурма».
ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении; развитие способности к преобразованию имеющейся информации; рассмотрение этических аспектов межличностных отношений.
ТРЕУГОЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие умения устанавливать связи между образной информацией и информацией, выраженной словами.
КАК ЖИРАФ В КОМАРА ПРЕВРАТИЛСЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода универсализации; свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
ОПИШИ СЛОВАМИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие способности передавать чувства и настроения.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСКА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости и творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода нахождения новых явлений путём комбинирования известных явлений; развитие умения устанавливать связи между образной информацией и информацией, выраженной при помощи слов.
ГРУППИРОВКА ФИГУРОК (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода дихотомии; развитие гибкости в работе с образной информацией.
СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления.
НОВЫЕ ОТГАДКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие умения находить нестандартные ответы.
ПРЯТКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
РЕБУСЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода дробления/объединения объекта.
ЗАПОЛНИ КРОССВОРД (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение слова), а по символическому (число букв в слове, начальным буквам слова и т.п.) признаку.
СИМВОЛЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой и гибкости продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода пиктограммы; развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями.
ЗАГОЛОВКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи; развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу.
ИЗМЕНИ СМЫСЛ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи; развитие навыков командного взаимодействия; рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
СВОЯ ПОГОВОРКА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления; развитие навыком групповой работы методом мозгового штурма; обсуждение этических аспектов человеческого межличностного взаимодействия.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4 класса:
Учащиеся должны знать:
- об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
- о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач;
- о критериях различения оригинальных идей и идей банальных;
- о разделении ролей в творческой группе («генератор идей», «критик», «организатор работы», «разработчик» и т.п.).
Учащиеся должны иметь представление:
- о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события; динамизация, дихотомия и др.
Учащиеся должны уметь:
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
- уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;
- устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
- отбирать среди своих идей и идей товарищей оригинальные ответы;
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
- презентировать от имени группы сообща найденное решение.
ЛИТЕРАТУРА
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
- Джордан А. Эврика! Десять способов освободить ваш творческий гений. – СПб.: Питер паблишинг, 1997. – 352 с.
- Дружинин B. H. Психология общих способностей. M., 1995
- Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003 – 312 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997
- Психология одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., переработанное и доп. - М.: «Академия», 2000. – 336 с.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. – 1999. – 442 с.
- Одаренность: способности, мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И.– Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2006.– 88 с.
- Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей. // Основные концепции творчества и одаренности. Под ред. проф. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
- Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб: Речь, 2001. – 240 с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000. – 320 с.
- Эриксон Эрик Т. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и доп./ пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
Программу составили:
Н.Д. Алексеев
А.С. Исаенко
Т.И. Кузей
[1] Данный тематический план является примерным. Учитель имеет право по своему усмотрению вносить коррективы в последовательность проведения занятий по интересам.
[2]∗Данный тематический план является примерным. Учитель имеет право по своему усмотрению вносить коррективы в последовательность проведения занятий по интересам.
[3]∗ Данный тематический план является примерным. Учитель имеет право по своему усмотрению вносить коррективы в последовательность проведения занятий по интересам.
[4]∗ Данный тематический план является примерным. Учитель имеет право по своему усмотрению вносить коррективы в последовательность проведения занятий по интересам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Творческие минуты"
Программа расчитана на детей, которые любят танцевать, участвовать в инсценировке пьес. Дети знакомятся со сценой, учатся на ней выступать перед большой аудиторией. Программа состоит из двух мод...
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения «Умелые ручки»
Программа кружка предназначена для 1-х классов. Содержит различные виды работ по направлениям: работа с бумагой и картоном, работа с крупой, работа с тканью и нитками....
Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская" для 3 класса
Программа «Творческая мастерская» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подход...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде Scratch»
Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное,...
Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить»
Рабочая программа...