Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)
рабочая программа на тему
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchus_tvorcheski_myslit_1-4_klass.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директор школы
протокол № 1 от 27 августа 2014 г. директора
руководитель МО ________/Якуничева Е.А./ ________/Саленкова И.Л/ _________ /Богданова М.В./ 28 августа 2014 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
курса «Учусь творчески мыслить»
(по интеллектуальному направлению
для учащихся 1-4 классов)
Программу разработала учитель
начальных классов МБОУ СОШ № 1
г. Ярцево Смоленской обл.
высшей квалификационной категории
Анискина Валентина Анатольевна
2014-15 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учусь творчески мыслить» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции Российской Федерации
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
- Фундаментального ядра содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., «Просвещение», 20011
- Примерной и авторской программы курса Н.Д. Алексеева, А.С. Исаенко, Т.И. Кузея «Учусь творчески мыслить»: - Минск
- Примерного учебного плана ОУ Смоленской области
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1
- Положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 1
- Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федеральному государственному образовательному стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность детям проявить высокий уровень развития творческих способностей.
За основу при создании программы взята концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности, созданная Дж. Гилфордом, и идеи санкт-петербурского психолога Ю.Б. Гатанова.
В процессе реализации программы используются преимущественно интерактивные методы, ориентированные на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Учитель также формирует представление учащихся о таких методах и приёмах творческой деятельности как «мозговой штурм», свободные ассоциации, изменение точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий, динамизации/статичности и др.
Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся первой ступени общего среднего образования.
Основные задачи программы:
- Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
- Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
- Формирование и развитие у учащихся навыков общения и сотрудничества в процессе решения творческих задач.
- Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации противоречий, возникающих в ходе решения задачи.
В основу программы легли основные дидактические принципы: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.
Реализация принципа доступности означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование позитивного и осознанного отношения учащихся к обучению, убежденность в значимости получаемых представлений и навыков, а также интенсивную умственную и практическую деятельность в процессе обучения.
Принцип творческого обучения означает, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.
Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у учащихся уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов ее решения.
Воплощение принципа обратной связи означает развитие у учащихся рефлексивных умений в процессе творческой деятельности.
Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения на формирование интереса детей к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание учителя к каждому учащемуся на каждом уроке.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.
У учащихся формируются следующие качества:
1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.;
2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;
3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;
4) способность к детальной разработке - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
5) коммуникативность - способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.
Программа для I класса рассчитана на 33 учебных часа; для II- IV классов - на 34 учебных часа (при одном занятии в неделю). На факультативных занятиях выполняются задания серий «А» и «Б». Задания серии «А» направлены на формирование приёмов творческого мышления; задания серии «Б» - на закрепление и развитие навыков творческой деятельности. Программой по каждому классу предусмотрены также 10 свободных заданий (задания серии «В») - для развития навыков самостоятельной творческой работы. Форма выполнения заданий серии «В» - самостоятельно или с родителями в выходные, праздничные, каникулярные дни.
Программа обеспечена пособиями для учащихся (по каждому классу) и соответствующими им учебно-методическими пособиями для учителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы | Виды заданий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Разные слова |
| Задания А, Б, В | 2 | |
2 | От точки к точке |
| Задания А, Б | 2 | |
3 | Смеемся и грустим |
| Задание А, В | 2 | |
4 | Готовимся к празднику |
| Задания А, Б, В | 2 | |
5 | Вот так история |
| Задания А, Б, В | 2 | |
6 | Кто больше увидит | ■ Развитие способностей к детализации образных идей на рисунке, оригинальности наглядно-образного мышления на основе метода объединения. | Задания А, Б | 2 | |
7 | Лица: весёлые, грустные |
| Задания А, Б | 2 | |
8 | Модельер |
| Задание А, Б, В | 2 | |
9 | Что я делаю, когда... | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; ■ усвоение этических правил обсуждения творческих идей. | Задание А | 1 | |
10 | Говорящие линии |
| Задание А, В | 2 | |
11 | Летучие кошки |
| Задания А, Б | 2 | |
12 | Вторая жизнь |
| Задания А, Б, В | 2 | |
13 | Оранжевое небо, оранжевое море... |
| Задание А, В | 2 | |
14 | Новая старая сказка |
| Задания А, Б, В | 2 | |
15 | Детский мир | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе методов классификации и дихотомии. | Задания А, Б | 2 | |
16 | Фантастические создания |
| Задания А, Б, В | 2 | |
17 | Волшебная дверь |
| Задания А, Б | 2 | |
Итого: | 33 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны иметь представление:
- об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи.
Учащиеся должны уметь:
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
- устно описывать решения задач, заданных в образной, символической, словесной и поведенческой форме;
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые другими учащимися, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.
2 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы | Виды заданий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Полезные свойства | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций. | Задания А, Б | 2 | |
2 | Развлечения маленьких и дела больших | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода увеличения-уменьшения объекта. | Задания А, Б | 2 | |
3 | Шапки для дрессировщиков | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями. | Задания А, Б, В | 2 | |
4 | Рисуем письма | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно- логического мышления на основе рисуночного письма - метода пиктограммы. | Задания А, Б, В | 2 | |
5 | Волшебные петельки |
| Задания А, Б | 2 | |
6 | Что было, что будет... | ■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода «мозговой штурм», а также метода придания объекту динамики-статики. | Задания А, Б, В | 2 | |
7 | Что можно сделать из картошки? |
| Задания А, Б, В | 2 | |
8 | Шифры и тайны | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода «увидеть необычное в обычном». | Задания А, Б | 2 | |
9 | Лозунги и значки |
| Задания А, Б | 2 | |
10 | Необычные превращения обычных предметов | ■ Развитие творческой продуктивности, гибкости и оригинальности словесно- логического мышления на основе методов «увидеть необычное в обычном» и внесения-вынесения. | Задания А, Б, В | 2 | |
11 | Треугольный котенок |
| Задания А, Б, В | 2 | |
12 | Что у нас общего? |
| Задания А, Б, В | 2 | |
13 | Комиксы | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода динамизации. | Задания А, Б, В | 2 | |
14 | Представь себя деревом |
| Задания А, Б | 2 | |
15 | Мягкий, пушистый, урчащий |
| Задания А, Б, В | 2 | |
16 | Перевертыши | ■ Развитие оригинальности наглядно- образного и словесно-логического мышления на основе методов «увеличение-уменьшение объекта» и «обзор всех мыслимых вариантов объекта или явления». | Задания А, Б | 2 | |
17 | Перепутанные сказки | ■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе методов рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями. | Задания А, Б, В | 2 | |
Итого: | 34 |
Учащиеся должны иметь представление:
- об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
- о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач;
- о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события.
- устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
- работать в группе методом «мозгового штурма»;
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые другими учащимися, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.
3 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы | Виды заданий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Необычные события |
| Задания А, Б, В | 2 | |
2 | Заколдованные фигурки |
| Задания А, Б, В | 2 | |
3 | Уменьшение и увеличение | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода увеличения/уменьшения параметров объекта. | Задания А, Б, В | 2 | |
4 | Дерево слов |
| Задания А, Б, В | 2 | |
5 | Спрятавшийся рисунок | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода универсализации. | Задания А, Б | 2 | |
6 | Эмоции и настроения |
| Задания А, Б | 2 | |
7 | Крестословица |
| Задания А, Б, В | 2 | |
8 | Придумай предложение |
| Задания А, Б, В | 2 | |
9 | Космические туристы | ■ Развитие творческой гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычных сторон в привычном объекте и нахождения чего-то необычного за пределами, вокруг привычного объекта. | Задания А, Б | 2 | |
10 | Имя |
| Задания А, Б, В | 2 | |
11 | Иначе говоря |
| Задания А, Б, В | 2 | |
12 | Спрячь слово | ■ Развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе изменения под привычным углом привычных объектов, материалов, ситуаций. | Задания А, Б | 2 | |
13 | Придумай окончание истории |
| Задания А, Б, В | 2 | |
14 | Придумай слово | ■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов. | Задания А, Б,В | 2 | |
15 | Как поднять настроение |
| Задания А, Б | 1 | |
16 | Планирование |
| Задания А, Б | 2 | |
17 | Газетный репортаж |
| Задания А, Б, В | 2 | |
18 | Сравнения |
| Задание А | 1 | |
Итого: | 34 |
Учащиеся должны иметь представление:
- о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту;
- рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события;
Учащиеся должны знать:
- этические правила поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
- формы проявлении человеческой индивидуальности (ролевые позиции) в процессе решения творческих задач;
- критерии различения оригинальных идей и идей повторяющихся, «банальных».
Учащиеся должны уметь :
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
- работать в группе методом «мозгового штурма»;
- устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые другими учащимися, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
- представлять от имени группы совместно найденное решение.
4 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы | Виды заданий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Сильные и смелые |
| Задания А, Б, В | 2 | |
2 | Своя рифма |
| Задания А, Б | 2 | |
3 | Взгляд с другой стороны |
| Задания А, Б | 2 | |
4 | Треугольный конструктор |
| Задания А, Б, В | 2 | |
5 | Как комар в жирафа превратился |
| Задания А, Б | 2 | |
6 | Опиши настроение |
| Задания А, Б, В | 2 | |
7 | Удивительная полоска |
| Задания А, Б | 2 | |
8 | Множества фигурок |
| Задания А, Б, В | 2 | |
9 | Схемы предложений | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления. | Задания А, Б | 2 | |
10 | Новые отгадки |
| Задания А, Б | 1 | |
11 | Прятки |
| Задания А, Б, В | 2 | |
12 | Ребусы | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода дробления/объединения объекта. | Задания А, Б, В | 2 | |
13 | Заполни кроссворд | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение слова), а по символическому (число букв в слове, начальные буквы слова и т. п.) признаку. | Задания А, Б | 2 | |
14 | Символы |
| Задания А, Б | 2 | |
15 | Заголовки |
| Задания А, Б, В | 2 | |
J6 | А если с юмором? |
| Задания А, Б, В | 2 | |
17 | Своя поговорка |
| Задания А, Б, В | 2 | |
18 | Старая сказка на новый лад | ■ Развитие оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода изменения точки зрения на привычный объект с помощью заданных педагогом условий. | Задание А, В | 1 | |
Итого: | 34 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны иметь представление:
- о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту;
- рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек рения; -
- систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события;
- динамизация, дихотомия и др.
Учащиеся должны знать:
- этические правила поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
- критерии различения оригинальных идей и идей «банальных»;
- разделение ролей в творческой группе («генератор идей», «критик», «организатор работы», «разработчик» и т.п.).
Учащиеся должны уметь:
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи; уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;
- устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
- отбирать среди своих идей и идей товарищей оригинальные ответы;
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые другими учащимися, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
- представлять от имени группы совместно найденное решение.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алексеев, Н. Д. Одаренность: способности, мотивация и творчество : пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н.Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. — 88 с.
2.Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Монография / Д. Б. Богоявленская. — Самара : Издательский дом «Федоров», 2009. — 416 с.
3.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта /7 Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. - М., 1965.
4.Гипиенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо, 1996. — 336 с.
5.Джордан, А. Эврика! Десять способов освободить ваш творческий гений / А. Джордан, — СПб. : Питер паблишинг, 1997. — 352 с.
6.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — М., 1995.
7.Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса / Я. Л. Коломинский. — Минск : ООО «ФУ Аинформ», 2003. — 312 с.
8.Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. — М.: Лайда, 1994. - 192 с.
9.Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — СПб., 1997.
11.Психология одаренности детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева и др.; под ред. Н. С. Лейтеса. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2000. — 336 с.
12.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — М. : Пед. о-во России. 1999. — 442 с.
13.Рензулли, Дж. Модель обогащающего школьного обучения : практическая программа стимулирования одаренности детей / Дж. Рензулли, С.М.Рис // Основные концепции творчества и одаренности: под ред. проф. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997.
14.Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. — СПб. : Речь, 2001. —240 с.
15.Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. — М. : Владос, 2000. — 320 с.
16.Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — 2-е изд., перераб. и доп.; пер. с англ. — СПб. : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
17.Guilford, J. P. Creative talents. - N. Y„ 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа "Занимательная математика"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" общекультурное направление
Рабочая программа "В мире книг"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" социальное направление
Рабочая программа "Моя первая экология"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)...
Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)
Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа в соответствии с ФГОС. Социальное направление. "Азбука безопасности"
1 раздел. "Будь ярким на дороге. Безопасность- пешеходам"2 раздел. "Основные правила поведения на улице. Транспорт"3 раздел. "Все мы - участники дорожного движения"4 разд...