Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения «Умелые ручки»
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Программа кружка предназначена для 1-х классов. Содержит различные виды работ по направлениям: работа с бумагой и картоном, работа с крупой, работа с тканью и нитками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2012-2013_uch.g.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Гимназия № 45
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
творческого объединения «Умелые ручки»
в 1 «А», «Б», «В», классах
Составила
учитель первой квалификационной
категории Карпова М. А.
2012-2013 уч. г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 1-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа разработана на основе программы по технологии «Своими руками» (составитель Н.А. Малышева, Технология. 1 кл.: книга для учителя М.: Дрофа, 2009 г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Актуальность программы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие его проблемы.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Эта связь становится более крепкой, если ребенок, изготавливая поделку своими руками, занимает позицию «Я сделаю это сам». Работа над созданием собственной поделки помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие и имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Подарок, сделанный своими руками, – это радость, благодаря которой становятся теплее отношения, что носит не только воспитательный характер, способствует ситуации успеха у ребенка, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание достичь хороших результатов. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Если дети изготовят поделки в разных техниках и из разных материалов – для них это будет интересный жизненный опыт, а также момент новизны.
Таким образом, работа над созданием поделки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Программа кружка «Умелые ручки» создана в помощь учителю с целью расширения и углубления сведений по работе с бумагой и картоном, тканью, нитками, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствования навыков и умений, получаемых детьми на уроках труда.
Цель программы: создание условий для творческой самореализации ребенка; воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование у детей элементарных приемов декоративно-прикладного искусства;
- обучение технологиям изготовления поделок из разных материалов, изготовлению сувенира;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации творческих замыслов и проектов;
- расширение знаний об окружающем мире.
Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие мелкой моторики;
- побуждение у ребёнка потребности к самореализации;
- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие у детей художественного вкуса; творческого мышления;
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного обращения с инструментами;
- развитие активности и самостоятельности, навыков самообслуживания;
- воспитание умения работать в коллективе дружно и сообща;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда.
Особенность работы по данной программе в том, что для занятий не требуется дорогостоящих материалов, а те, которые понадобятся, можно найти у каждого в доме. Некоторые занятия кружка носят интегрированный характер с уроками окружающего мира, так как содержат в себе сведения, направленные на экологическое воспитание школьников, а также формирование экологически культурной личности, способной включиться в процесс охраны окружающей среды.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Умелые ручки».
Личностными результатами освоения программы «Умелые ручки» является формирование:
- учебно-познавательного интереса к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметными результатами освоения программы «Умелые ручки» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способов действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- обладать навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять совместную продуктивную деятельность;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
- слушать и понимать речь других.
Программа кружка «Умелые ручки» может сработать и на последействие. Приобретенные знания и умения дети могут реализовать и дома. Данная программа ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству. Она разработана для обучения учащихся технологии работы с различными материалами, позволяет познакомить с техникой изготовления сувенира, а также знакомит с народной культурой и традициями русского народа и предназначена для работы с детьми 6-8 лет. Обучение рассчитано на 29 часов по 1 занятию в неделю продолжительностью 30 минут.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс | ||
Для учителя | ||
1. | 100 замечательных поделок из всякой всячины | Волкова Н.В., Жадько Е.Г. – Ростов-на-Дону, 2009. |
2. | Чудеса своими руками | Гудилина С.И. – М.: Аквариум, 1998. |
3. | Рукоделие в начальных классах | Гукасова А.М. и др. – М.: Просвещение, 1984. |
4. | Подарки и игрушки своими руками | Гусакова М.А. – Издательство Мозаика-Синтез, 2008. |
5. | 100 поделок из бумаги. | Г.И. Долженко. – Ярославль: Академия развития, 2006. |
6. | Своими руками. Технология. 1 класс. | Малышева Н.А. Книга для учителя, М.: Дрофа, 2005. |
7. | Интернет-ресурсы | http://all-origami.ru |
8. | Умные руки | Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. |
9. | Лепка в начальных классах. | Конышева Н.М. – М.: Просвещение, 1985. |
10. | Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий. | Кочеткова Н.В. Волгоград: Учитель – 2010. |
11. | Кружок изготовления игрушек-сувениров.. | Молотобарова О.С. – М.: Просвещение, 1990. |
12. | 366 моделей из оригами. | Сержантова Т.Б. – Айрис-пресс, 2006 |
Наглядные пособия | ||
1. | - Организация рабочего места - Экономная разметка деталей - Схемы изготовления поделок в технике оригами | таблицы |
2. | Инструкционные карты | |
Демонстрационные и раздаточные материалы | ||
1. | Образцы поделок | |
2. | «Разновидности бумаги» | коллекция |
3. | Шаблоны деталей | |
4. | Ножницы (15 шт.) Клей-карандаш (7 шт.) Наборы цветного и белого картона Ватман Простые и цветные карандаши, фломастеры Крупа | |
Мультимедийные средства обучения | ||
Компьютер, проектор, экран, DVD-проигрыватель, телевизор |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Недельные сроки |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами | 1 | 01.10-05.10 |
2. | Работа с бумагой и картоном | 12 | 08.10-18.01 |
2.1 | «Давайте познакомимся!». Изготовление коллективной работы «Весёлые осьминожки» в технике «дружные ладошки» | 1 | |
2.2 | Изготовление аппликации «Слоник» в технике «дружные ладошки» | 1 | |
2.3 | Мастерская Цветочной феи. Изготовление аппликации «Подсолнух» | 1 | |
2.4 | Мастерская Цветочной феи. Изготовление аппликации «Сирень» | 1 | |
2.5 | Мастерская Цветочной феи. Изготовление аппликации «Астра» | 1 | |
2.6-2.7 | Аппликация из деталей, изготовленных рваным способом | 2 | |
2.8 | Оригами. Собачка | 1 | |
2.9 | Оригами. Кошечка | 1 | |
2.10 | Оригами. Лисичка | 1 | |
2.11 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочной игрушки «Солнышко» | 1 | |
2.12 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление открытки «Ёлочка» | 1 | |
3. | Работа с крупой | 4 | 21.01-15.02 |
3.1-3.2 | Аппликация из манки «Зимние мотивы» | 2 | |
3.3-3.4 | Аппликация из гречки, кукурузной крупы, риса «Воробушек» | 2 | |
4. | Работа с пластилином, соленым тестом | 4 | 25.02-22.03 |
4.1 | Лепка овощей из пластилина | 1 | |
4.2 | Лепка фруктов из соленого теста | 1 | |
4.3-4.4 | Пластилиновая аппликация на картоне с использованием спичек | 2 | |
5. | Работа с тканью и нитками. Мягкая игрушка | 8 | 01.04-24.05 |
5.1 | Аппликация на ткани с использованием ватных дисков «Снеговик» | 1 | |
5.2 | Рисование нитками. | 1 | |
5.3-5.4 | Куколка-желанница из ниток | 2 | |
5.5-5.6 | Кукла «Ангелочек» | 2 | |
5.7-5.8 | Кукла «Куватка» | 2 | |
ИТОГО: | 29 |
Содержание программы
- Вводное занятие.
Техника безопасности при работе с инструментами (1 ч)
Беседа с целью ознакомления детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил техники безопасности во время работы.
- Работа с бумагой и картоном (12 ч)
«Давайте познакомимся!». Изготовление коллективной работы «Весёлые осьминожки» в технике «дружные ладошки» (1ч)
Игры на знакомство с коллективом. Знакомство с особенностями техники «дружные ладошки». Бережное использование и экономное расходование материалов. Беседа о морских обитателях – осьминогах. Интересные факты об осьминогах. Обведение по шаблону. Правила вырезывания по контуру.
Изготовление аппликации «Слоник» в технике «дружные ладошки» (1 ч)
Виды аппликаций. Создание фона для аппликации. Экономное расположение шаблонов на бумаге для изготовления заготовок деталей. Беседа о слонах «Эти удивительные животные»
Мастерская Цветочной феи. Изготовление аппликации «Подсолнух» (1 ч)
Технология изготовление объемной аппликации способом надреза деталей. Правила обведения по шаблону. Правила вырезывания деталей из бумаги. Симметричное вырезывание деталей листьев из бумаги, сложенной пополам. Пальчиковая гимнастика «Подсолнухи»
Мастерская Цветочной феи. Изготовление аппликации «Сирень» (1 ч)
Технология изготовление объемной аппликации способом сминания деталей. Правила обведения по шаблону. Правила вырезывания деталей из бумаги. Симметричное вырезывание деталей листьев из бумаги, сложенной пополам. Сказка о Сирени цвета заката.
Мастерская Цветочной феи. Изготовление аппликации «Астра» (1 ч)
Технология изготовление объемной аппликации петельным способом. Правила обведения по шаблону. Правила вырезывания деталей из бумаги. Симметричное вырезывание деталей листьев из бумаги, сложенной пополам. Загадки о цветах. Язык цветов
Аппликация из деталей, изготовленных рваным способом (2 ч)
Технология изготовления данного вида аппликации. Особенности деталей. Контур аппликации.
Оригами. Собачка (1 ч)
Рассказ об истории возникновения оригами. Особенности изготовления поделок в технике оригами (приемы сгибания и складывания бумаги, работа по схеме). Технология изготовления собачки. Беседа на тему «Собака – друг человека»
Оригами. Кошечка (1 ч)
Разные способы изготовления кошки в технике оригами. Технология изготовления кошечки. Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Оригами. Лисичка (1 ч)
Разные способы изготовления лисички в технике оригами. Технология изготовления лисички.
Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочной игрушки «Солнышко» (1 ч)
Беседа «Кто такой Дед Мороз?». Технология изготовления елочной игрушки «Солнышко».
Мастерская Деда Мороза. Изготовление открытки «Ёлочка» (1 ч)
История праздника Новый год. Знакомство с техникой закручивания деталей для придания объема аппликации. Технология изготовления открытки «Ёлочка»
- Работа с крупой (4 ч)
Аппликация из манки «Зимние мотивы» (2 ч)
Особенности изготовления аппликаций с использований круп. Технология изготовления аппликации «Зимние мотивы».
Аппликация из гречки, кукурузной крупы, риса «Воробушек» (2 ч)
Технология изготовления аппликации «Воробушек». Беседа «Наши пернатые друзья»
- Работа с пластилином, соленым тестом (4 ч)
Лепка овощей и фруктов (2 ч)
История пластилина. Способы получения различных форм из пластилина. Технология изготовления овощей и фруктов из пластилина, теста. Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием спичек (2 ч)
Технология изготовления пластилиновой аппликации. Техника размазывания пластилина. История появления спичек.
- Работа с тканью и нитками. Мягкая игрушка (8 ч)
Аппликация на ткани с использованием ватных дисков «Снеговик» (1 ч)
Геометрические фигуры, используемые в аппликации. Технология изготовления аппликации «Снеговик».
Рисование нитками (1 ч)
История возникновения ниток. Разновидности ниток. Технология изготовления рисунка с помощью шерстяных ниток
Куколка-желанница из ниток (2 ч)
Разнообразие кукол. Технология изготовления куколки из пряжи. Какими игрушками играли наши бабушки
Кукла «Ангелочек» (2 ч)
История кукол. Этапы изготовления куклы «Ангелочек». Художественно-декоративная отделка игрушки.
Кукла «Куватка» (2 ч)
Этапы изготовления куклы «Куватка». Организация мини-выставки «Мои лучшие работы»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»
- Предметные
Дети, обучающиеся по данной программе
должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- приемы работы с различными материалами;
- правила обведения по шаблону;
- правила вырезывания детали из бумаги;
- правила разметки деталей;
- виды аппликаций;
- способы придания объема деталям из бумаги;
- технологию изготовления поделки из бумаги в технике оригами;
- технологию изготовления объемной аппликации;
- технологию изготовления аппликации из крупы;
- технологию изготовления аппликации из пластилина;
- технологию изготовления мягкой игрушки.
должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами;
- соблюдать порядок на рабочем месте;
- выполнять экономную разметку деталей на бумаге;
- обводить по шаблону и вырезать детали по контуру;
- изготовить несложную поделку из бумаги в технике оригами, опираясь на схему;
- изготовить объемную аппликацию изученными способами;
- изготовить аппликацию из круп; пластилина;
- изготовить несложную мягкую игрушку.
- Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
3. Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Программу составила _______ /Карпова М.А./
Проверила _______ /Этинген С.Л./
Список литературы
- Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. – Ростов-на-Дону, 2009. – 141 с.
- Гудилина С.И. Чудеса своими руками. – М.: Аквариум, 1998. – 80 с.
- Гукасова А.М. и др. Рукоделие в начальных классах – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – Издательство Мозаика-Синтез, 2008. – 20 с.
- Интернет-ресурс http://stranamasterov.ru
- Интернет-ресурс http://all-origami.ru
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985. – 78с.
- Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий. Волгоград: Учитель – 2010. – 141 с.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1990. – 177 с.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей из оригами. – Айрис-пресс, 2006. – 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое объединение "Умелые ручки"
Цели, задачи творческого объединения учащихся "Умелые ручки" . Достижения воспитанников Т/О....
Визитная карточка творческого объединения "Умелые ручки"
Цели, задачи т/о "Умелые ручки " МБОУ "Зензелинская СОШ" Лиманского района Астрахансой области Достижения воспитанников....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде Scratch»
Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное,...
Программа внеурочной деятельности 2 класс "Умелые ручки"
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
Программа внеурочной деятельности по курсу «Умелые ручки» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования
Содержание программы внеурочной деятельности по курсу "Умелые ручки" предоставленно различными видами трудовой деятельности и направлены на овладение школьниками необходимыми жизни эле...
Рабочая программа внеурочной деятельности : "Творческая мастерская"
Рабочая пограмма...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие проекты» 1-4 классы Срок освоения 4 года.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческие проекты" 1-4 класс. Срок осовоения 4 года....