Способы создания проблемной ситуации. Презентация к педсовету
презентация к уроку на тему

Хотилович Надежда Ивановна

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sposoby_sozdaniya_problemnoy_situatsii.ppt700.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы создания проблемной ситуации Начальная школа Подготовила Хотилович Н.И.

Слайд 2

Актуальность Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.

Слайд 3

Типы проблемных ситуаций Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности и др. На каждом уроке изучения нового материала учитель проводит школьников через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и его реализацию.

Слайд 4

Классификация проблемных ситуаций Проблемные ситуации можно классифицировать по различным критериям. Наиболее функциональной и распространенной классификацией является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению М.И. Махмутова, являются общими для всех учебных предметов:

Слайд 5

Типы проблемных ситуаций 1. Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи; 2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях; 3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; 4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Слайд 6

Способы создания проблемных ситуаций 1 Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. 2 Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа сами формулируют проблему. 3 Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, лаборатории и т.д. 4 Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах..

Слайд 7

Способы создания проблемных ситуаций 5 Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка 6 Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. 7 Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки. 8 Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний 9 Организация межпредметных связей. 10 Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Слайд 8

Приемы создания проблемных ситуаций 1. Классические создание проблемной ситуации с удивлением. проблемная ситуация с затруднением . 2. Сокращенные побуждающий диалог , смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. подводящий проблемный диалог. 3. Мотивирующие сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно». Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы. - демонстрация непонятных явлений с использованием наглядности и эксперимента. - сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

Слайд 9

Способ создания проблемной ситуации на уроке информатики Заполните таблицу Слова для справки: раскат грома, оценки в журнале, схема, иллюстрация, стихи в журнале, звонок на урок, фотография Текстовая информация Звуковая информация

Слайд 10

Способ создания проблемной ситуации на уроке …

Слайд 11

Фрагмент урока русского языка (тема «Обращение»): (игра с классом) Учитель: Проверим, услышите ли вы обращения в детских песенках? Если слышите обращение – записывайте его в тетрадь кратко. (Звучат отрывки из детских песен). 1. Антошка, Антошка, Пойдём копать картошку! 2. - Расскажи, Снегурочка, Где была? Расскажи-ка, милая, Как дела? - За тобою бегала, Дед Мороз, Пролила немало я горьких слёз.

Слайд 12

Продолжение игры 3. Состоянье у тебя истерическое, Скушай, доченька, яйцо диетическое, Или, может, обратимся к врачу? - Ничего я не хочу. 4. Ложкой снег мешая, ночь идёт большая, Что же ты, глупышка, не спишь? Спят твои соседи, белые медведи, Спи скорей и ты, малыш. Выпишите все обращения Распределите эти обращения на две группы.

Слайд 13

Проверка Имена собственные Имена нарицательные Антошка, Снегурочка, Дед Мороз Милая, доченька, глупышка, малыш Обращения с уменьшительно-ласкательным значением Без уменьшительно-ласкательного значения Антошка, Снегурочка, доченька, глупышка Дед Мороз, малыш, милая Обращения Существительные мужского рода Существительные женского рода Антошка, Дед Мороз, малыш Снегурочка, милая, доченька, глупышка

Слайд 14

Поиграем? Но ведь в песне медведица обращалась со словом «глупышка» к медвежонку Умке, а Умка – мальчик, значит, глупышка – имя существительное мужского рода. Поиграем ? Если я называю существительное женского рода – встают девочки, а если мужского рода – встают мальчики. ПРИМЕРЫ: Драчун, драчунья, крикунья, крикун, болтун, плакса, умница, молодец Оказывается, в русском языке есть существительные общего рода .

Слайд 15

Заключение Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Слайд 16

Список использованных источников Кузьмина Л.В. Использование методов проблемного обучения в начальной школе / http://gigabaza.ru/doc/75272.html Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе - М., 1977. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006. Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе / http://pandia.ru/text/78/149/8411.php

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Создание проблемной ситуации"

Проблемная ситуация в обучении-это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

презентация "Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования УУД"

В презентации  показана актуальность проблемы, приёмы создания проблемной ситуации для формирования УУД....

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности...

Способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД

Статья по созданию проблемных ситуаций в начальной школе...

мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "

Этот мастер  - класс был проведен для учителей начальных классов  на практической части августовской конференции....