мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
презентация к уроку
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_problemnaya_situatsiya.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». К.Паустовский
Цель: показать особенности развития творческого мышления обучающихся через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и математики
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ создание ситуации выбора организация сотворчества технология развития творческого мышления
Проблемная ситуация
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; Проблемная ситуация
- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы; - определяет проблемные теоретические и практические задания; - ставит проблемные задачи Проблемная ситуация
ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ «с удивлением» «с затруднением»
ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию. 2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы. 3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы). 4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма). 5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
I ЭТАП Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию Учитель : - ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию; - о пределяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. Ученики: - выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.
II ЭТАП Анализ проблемной ситуации Учитель организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Ученики высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.
III ЭТАП Поиск решения проблемы Учитель организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Ученики осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.
IV ЭТАП Решение проблемы Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Дети осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической). На этом этапе недостающие знания дети восполняют с помощью учебника.
V ЭТАП Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий Учитель подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. Учащиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.
Создание проблемных ситуаций на уроке русского языка как один из способов развития творческого мышления
Ситуация «удивление» Приём: столкновение разных мнений
Учебную проблему можно поставить тремя методами: - побуждающий от проблемной ситуации диалог; - подводящий к теме диалог; - сообщение темы с мотивирующим приемом
Ситуация выбор (до)ехал (до)б... рёзы (по)бежал (по)д... ревне (на)кричал (на)с...баку
Ситуация неопределенность зап []вал
Ситуация несоответствие хв . стуны Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.
Задачи Неожиданный ответ Спросил учитель: «В слове «паровоз» Где корни? Кто ответит быстро?» «В нем нет к… рней , но много есть к…лес, И есть еще два сменных машиниста».
З адачи - Докажите, что слово «животное» является именем существительным;
Корректирование и редактирование текста На верхушке дерева птицы свили гнездо. Это аисты. Аисты не боятся людей и живут рядом с ними. Своих детей аисты кормят лягушками, которых таскают из болота. В народе говорят, что аисты приносят счастье в дом человека. Стаит чюдесный земний динёк . Яркае сонце асвищает окресность . Под маё акошко прилители прелестные птечки . НА галофке чорная шапачка . Спина, крылья и хвост жёлтые. Это сенички . Их много жевёт в нашей месности . Адна из них радасно свиснула . Анп уведили на ниточьке пад акном фкусное сала.
Толкование языковых терминов Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята? ПОЧЕМУ
Ситуация «удивления» Прибор создан для наведения праздничных причёсок жителям планеты Уран.
Создание проблемных ситуаций на уроке математики как один из способов развития творческого мышления
« Математическая поэзия» Тип – неожиданность. Прием- удивление. Веселые стихи: 3 16 42 42 16 36 08 3 20 20 20! 7 14 100 0 2 00 13 37 08 5 20 20 20! Грустные стихи: 5 11 16 5 20 337 7 12 19 2,000,047
Продолжи ряд 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд . Найди закономерность и продолжи 90, 70, 80, 60, 70, 50, 60, 40, 50... 20, 50, 30, 60, 40, 70, 50,80, 60...
Выводы: 1 . Возрастает интерес к изучению предмета. 2. Улучшается успеваемость по предмету. 3. Развиваются познавательные способности младших школьников: наблюдательность , мышление, воображение. 4. Дети с удовольствием участвуют в олимпиадах, конкурсах, написании проектов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.
Статья о роли эксперимента в развитии творческого мышления младших школьников....
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
Нахождение площади прямоугольника....
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
презентация к мастер-классу "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
«Проблемные ситуации как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова».
Актуальность данной темы в том, что именно проблемные ситуации, направленные на развитие творческого мышления, активизируют такие качества личности какнаходчивость,сообразительность,способность к нест...
Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"
Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй практической части рабо...
Мастер-класс на тему «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления младших школьников»
Опыт своей деятельности по применению технологии критического мышления - это приём «шестиугольное обучение»...