презентация "Создание проблемной ситуации"
презентация по технологии по теме
Проблемная ситуация в обучении-это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_problemnoy_situacii_na_uroke.pptx | 103.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ( Шалва Амонашвили )
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме.
В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности , а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно, методов построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности . «Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру
В психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности, и, интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт .
В своей деятельности я пользуюсь приемами, предложенными Мельниковой Е.Л, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования. Классические. К ним относят: - создание проблемной ситуации с удивлением. Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Пример: Урок математики, 2 класс. Тема: порядок действий в выражении со скобками. Детям предлагается выражение: 10-5+2. Ученики выполняют вычисления двумя способами: I способ: из числа 10 вычитают 5, к полученной разности прибавляют 2. II способ: к числу 5 прибавляют 2, из 10 вычитают полученную сумму. Детям задаются следующие вопросы: - Что замечаете? (Выражения одинаковые, а их значения разные). - Почему получились разные значения? - Какое действие выполняли первым? (Дети устанавливают, что разные значения получились из-за порядка действий) - Какова тема и цель урока?
Тема: Сложные слова. Учащимся предлагается выделить корень. Урок русского языка, в слове «пароход». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к выводу, что в данном слове два корня. - проблемная ситуация с затруднением. Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим .
2. Сокращенные: - побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы. - подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Пример: Урок русского языка, 1 класс. Тема: слова, которые обозначают действия предметов. На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.
3. Мотивирующие. Использую следующие приемы: - сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно ». Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы. - демонстрация непонятных явлений с использованием наглядности и эксперимента. - сообщение темы урока с использованием приема «актуализация» . Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.
Пример: Урок математики, 3 класс. Тема: решение уравнений с проверкой. Детям предлагается за очень короткий промежуток времени найти правильно решенные уравнения: х-5= 12 х-5=12 х-5=12 х= 12-5 х=12+5 х=12+5 х= 7 х-17 х=18 Ученики не могут за такое короткое время дать правильный ответ. Они формулируют тему урока.
Далее решают проблему, высказывая различные гипотезы: - можно проверить, определив какой компонент неизвестен и как его найти; - способом подстановки подобрать нужное число вместо х ; - проверить правильность вычислений. Далее составляют алгоритм проверки уравнения.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.
Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер ( описательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...
Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"
Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"...
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников
выступление на МО...
Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная Ситуация
Теоретические основы проблемного обучения....
Постановка и решение проблемных вопросов. Создание проблемных ситуаций.
мой опыт создания проблемных ситуаций...