Способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД"
« ЕСЛИ МЫ БУДЕМ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ТАК,
КАК МЫ УЧИЛИ ВЧЕРА, МЫ УКРАДЕМ
У ДЕТЕЙ ЗАВТРА». ДЖОН ДЬЮИ
Притча о проблемах
Учитель взял в руку чашку с водой, вытянул ее вперёд и спросил своих учеников:
- Как вы думаете, сколько весит эта чашка? Все оживлённо зашептались.
- Примерно пол кило! Триста грамм! Нет, четыреста! – стали раздаваться ответы.
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу ее. Но сейчас это не важно. У меня вопрос: что произойдет, если я буду так держать чашку в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится, – ответил учитель
– А что будет, если я стану держать эту чашку в вытянутой руке, например, часа два?
- Вы устанете, а ваша рука начнет болеть.
- А если целый день?
- Вы очень сильно устанете. А рука онемеет и ее парализует, если вы не опустите ее, – сказал один из учеников.
- Как, по-вашему, вес чашки изменится оттого, что я ее целый день буду просто держать?
- Нет! – растерянно ответили ученики.
- А что нужно делать, чтобы все это исправить?
- Просто поставьте чашку на стол! – весело сказал один ученик.
- Точно! – радостно ответил учитель.
– Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Стоит подумать о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом. Если думать о ней несколько часов, она начнет нас засасывать. Если думать о ней целый день, она нас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить её, или отложить в сторону.
Проблемное обучение всегда было основой развивающего характера
Многие ведущие дидакты современности говорят о безоговорочном преимуществе такого обучения, в ходе которого ученик выступает как субъект познания и наравне с учителем участвует в учебном процессе. Одним из способов достижения такого результата является проблемное обучение, в ходе которого учителем создаются такие проблемные ситуации, которые принимаются учащимися как личностно-значимые. Такая проблемная ситуация преобразуется в учебную задачу, решая которую ученик овладевает универсальными учебными действиями.
Для того чтобы наметить некоторые приемы создания проблемной ситуации в учебной деятельности младших школьников, требуется переосмысление и отбор того, чем располагает в настоящее время теория и практика современного обучения, с учетом специфики умственной деятельности учащихся начальных классов.
Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека,
возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее
явление, факт, процесс действительности не может достичь цели
известным ему способом.
Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:
· Проблемная ситуация «с удивлением»
· Проблемная ситуация «с затруднением»
· Побуждающий диалог
· Подводящий диалог
· Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»
· Демонстрация непонятных явлений
· Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»
Проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением» - этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Побуждающий диалог - это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:
- побуждения к созданию противоречия;
- побуждения к формулированию учебной проблемы.
Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Положительный результат – это то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.
«Яркое пятно» — сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.
Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).
«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Хотелось бы рассмотреть некоторые приёмы создания проблемных ситуаций на уроках .
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и затруднением.
Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением” | |
Между двумя (или более) положениями | Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом | Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности |
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением | |
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено |
1. Проблемные ситуации “с удивлением”.
Приём 1.Сущность приёма: Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.
Урок математики, 2 класс.
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1 способ
Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.
8-3+4=9.
2 способ
К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.
8-3+4=1.
– Что вы замечаете?
– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.
– Почему получились разные ответы?
– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?
(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
– Как вы определите цель нашего урока?
Приём 2. Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Урок русского языка, 3 класс.
Тема. Сложные слова.
На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «оленевод».
В ходе обсуждения возникают различные мнения.
На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
Приём 3
«Окружающий мир» 3 класс
Учитель: Ученики:
- Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы расступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».
Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
2.Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением»
Прием №4 ( невыполнимое задание)
Тема: Умножение
Урок математики, 2 класс.
Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.
Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»
2+2+2+2=8 (ч)
Затем предлагается решить задачу.
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц.
Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
Математика 3 класс
Тема: «Масса. Единицы измерения массы»
Проблемная ситуация «Побуждающий диалог»
От учителя требуется последовательное осуществление четырёх педагогических действий: (этот метод наиболее сложный)
1.создания проблемной ситуации;
2.побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
3.побуждения к формулированию учебной проблемы;
4.принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Перед детьми 1 кг конфет, 1кг.гиря, пуховая подушка весом 1 кг.
Действия учителя | Действия учащихся | Анализ |
Что тяжелее? | Высказывают предположения. Подушка больше, значит она тяжелее конфет. Гиря тяжелее подушки, так как она металлическая. | Вопрос на ошибку |
Давайте взвесим на весах | Предъявление факта | |
Ученики испытывают удивление | Возникновение проблемной ситуации. | |
Что вы сказали сначала? | Ответы | |
Как оказалось на самом деле? | высказываются | Побуждение к осознанию противоречия |
-Какой же будет тема урока? | Побуждение к формулированию проблемы | |
Вес. Масса. | Учебная проблема как тема занятия |
3 класс
Тема « Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»»
Проблемная ситуация « Подводящий к теме диалог»
Учителю требуется выстроить цепочку вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.
Таким образом, второй способ постановки учебной проблемы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения».
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.)
Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между собой.
При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.
Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».
Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 300г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?
Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?
(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. производное от колоб "круглый хлебец",)
Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?
При каких педагогических условиях проблемная ситуация способствует формированию УУД?
Во-первых, учитель должен знать основные приемы создания проблемных ситуаций, четко представлять характер познавательной деятельности на каждом её этапе, понимать сущность проблемного обучения, владеть его методикой.
Следующее условие: учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей учащихся.
Необходимо иметь ввиду эмоциональность младших школьников, неустойчивость произвольного внимания, быструю утомляемость и т.п., следовательно, использовать наглядные пособия, эмоционально вести урок, заинтересовывать ребят, предъявлять посильные проблемные задания, обеспечивать смену видов деятельности. В работе с учащимися учитель должен использовать разнообразные приемы и методы создания проблемных ситуаций и их разрешения; типология проблемных ситуаций должна быть многообразной.
Проблемное обучение нельзя превращать в универсальный метод обучения, т.к. проблемная ситуация на «слабоуспевающего, слабоподготовленного ученика действует отрицательно, она больше угнетает, дезорганизует». С такими учащимися нужно вести индивидуальную работу во внеурочное время, уделить внимание их подготовке к уроку.Для «тихих», робких ребят необходимо создавать «повторяющиеся ситуации успеха», закрепить тем самым их стремление к участию в споре, дискуссии, содействовать развитию и воспитанию уверенности, настойчивости.
Таким образом использование проблемных ситуаций на уроках способствует:
во-первых, формированию и развитию УУД;
во-вторых, использованию субъектного опыта учащихся, а значит ориентации обучения на личность;
в-третьих, возможности осуществлять деятельностный подход в обучении.
Вывод
При создании проблемных ситуаций на уроках учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе
Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...