Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
статья на тему

Бондаренко Виктория Васильевна

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины .
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

на уроке

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины .

Причины неуспеваемости:

  1. особенности организма школьника;
  2. особенности личности школьника;
  3. бытовые условия;
  4. гигиенические условия в школе;
  5. особенности воспитания в семье;
  6. особенности обучения и воспитания в школе;
  7. причины недостатков бытовых условий;
  8. причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;
  9. условия, порождающие недостатки воспитания в семье;
  10. условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. 

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить? Чему учить? Как учить?


^ Кого учить?

Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся 

Особенности неуспевающих учащихся 

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития 
  • отсутствие познавательного интереса 
  • не сформированы элементарные организационные навыки 
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения 
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника 
  • дети, в основном, из асоциальных семей 
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся 
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:


1. Низкий уровень умственного развития.

Причины: 

  • Педагогическая запущенность. 
  • Частые заболевания. 
  • Пропуски занятий. 
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. 

Проявляется: 

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. 
  • Учитывать все признаки предмета или явления. 
  • Видеть общее и. д. 

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться: 

  • работать с текстом; 
  • выделять главное, существенное; 
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. 

 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется: 

  • отвлекаемостью; 
  • подвижностью; 
  • неусидчивостью и т. д. 

 4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено: 

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; 
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. 



 5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

 6. Конфликтные отношения 

  • со сверстниками; 
  • учителями; 
  • отказ от усилий в учебной деятельности. 

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается: 

  • в поддержке 
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности 

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность 

  • В утомляемости 
  • Истощаемости 
  • Медленном темпе работы 

Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам. 
 Как учить?
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность: 

  • Разнообразить виды деятельности. 
  • Проветривать кабинет. 
  • Проводить физминутки. 
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. 


Виды работ со слабоуспевающими учениками 

  • Карточки для индивидуальной работы. 
  • Задания с выбором ответа. 
  • Деформированные задания. 
  • “Разрезные” теоремы. 
  • Перфокарты. 
  • Карточки - тренажеры. 
  • Творческие задания. 
  • “карточки-информаторы”, 
  • “карточки-с образцами решения”,
  • “карточки-конспекты”.

Учитель должен:

Знать психическое развитие ребёнка: 

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого ребёнка 

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке 

Проявлять 

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

  • Уметь встать на позиции ученика 

  • НЕТ 
    насмешливому тону! 

  • Уметь вести непринуждённый диалог 

  • Стремиться к внешней занимательности 

  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) 

  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом 

  • В обучении применять 

- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

  •  При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) 
  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) 
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке 
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока 
  • Стремиться к алгоритмизации деятельности 




Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ№5»

                                                              __________        И.Н.Говердовская

План-график работы по повышению качества обучения со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по предмету литературное чтение в 1 «А» классе

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Ф.И. учащихся

Тема занятия

Элементы содержания

Дата

1.

Бушуев Данил, Валеева Алина, Коробко Марк, Бажев Альберт

Слово и предложение.

Выделение слов из предложения. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы

о труде и трудолюбии. Схемы предложения. Слов.

03.09.15г

2.

Бушуев Данил, Валеева Алина, Коробко Марк,Бажев Альберт

Ударение.

Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Составление

небольших рассказов  повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Семья.Карточки.

08.09.15г

3.

Бушуев Данил, Валеева Алина, Коробко Марк. Бусова Алиса

Звуки в окружающем мире

и в речи. Звуки в словах.

Упражнения в произнесении и слушании изолированных звуков. Игры и забавы детей. Гласные и согласные звуки, их особенности. Составление небольших рассказов. Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния. (схемы)

12.09.15г -15.09.15г

4.

Бушуев Данил, Валеева Алина

 Гласные звуки, буквы

Знакомство с «лентой букв». Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Дифференцированные задания

16.09.15г.-24.10.15г

5.

Бушуев Данил, Валеева Алина

Согласные звуки, буквы

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации. Разгадывать ребусы. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

25.10.15г - 11.11.15г.

6.

Бушуев Данил, Валеева Алина

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Испытывают затруднения при предсказывании текста

Задавать вопросы по содержанию прочитанного текста. оценивать свои достижения. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Методика "Узор"

Методика "Запомни пару"

 Методика "Лабиринт"

25.11.15г.- 20.01.16.

7.

Бушуев Данил, Валеева Алина

Чтение произведений с изученными буквами

Чтение по ролям. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Инсценированные. Карточки. Озаглавливание текста.

20.01.16г.-03.03.16г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ№5»

                                                              __________        И.Н.Говердовская

План-график работы по повышению качества обучения работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по предмету русский язык в 1 «А» классе

в 2015-2016 учебном году

№ п/п

Ф.И. учащихся

Трудности, темы занятий

Элементы содержания. методики 

Дата

Бушуев Данил, Валеева Алина. Бусова Алиса, Копшаев Артём

В письменных работах пропускает буквы

Пропись.

1.Тест различения и выбора фонем

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

3. Методика "Узор" Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец.

В течение года.

Бушуев Данил, Валеева Алина, Бусова Алиса, Копшаев Артём

Неразвитость орфографической зоркости

Письмо элементов букв. 1.Методика "Графический диктант"

2. Методика "Узор"

3. Методика изучения объема и распределения внимания

4. Методика "Оперативная память"

5. Тест различения и выбора фонем. Упражнения на развитие звукобуквен-ного анализа

В течение года.

Бушуев Данил, Валеева Алина

Плохо списывает с доски

1. Методика изучения переключения внимания

2. Методика изучения объема и распределения внимания

3. Методика "Оперативная

память"1. Упражнения 17, 18, 19, 20, 21

2. Упражнения 9, 10, 11, 12

3. Упражнения 26, 27, 28

В течение года.

Бушуев Данил, Валеева Алина, Турпитко  Даниил. Бусова Алиса

Тема: Письмо строчных и заглавных букв

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно. Работа с конструктором, изгиб букв из проволоки.

Сентябрь-декабрб

Бушуев Данил, Валеева Алина

Тема: Алфавит

Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы. Карточки-схемы слияния.

11.01.16г. 15.01.16г.

Валеева Алина

Тема: Предложение

Карточки – схемы (односложные, двусложные и т.д.)

Февраль- май

Тема: Слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов

Презентации.  Сюжетные картинки. Называть правильно элементы букв

08.02.16г.-20.02.16.

Тема: Повторение и закрепление пройденных тем

Оформление предложений в тексте. Чтение и проговаривание вслух

Февраль-март

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

Называть правильно элементы букв. Схемы-сигналы, презентации. Формировать умение распознавать безударные гласные звуки в корне, подбирать проверочное слово, изменением числа или подбором родственных слов.

Март-до конца года

Умение определять изученные орфограммы

Памятки, цветные сигналы букв.

Март- до конца года

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ№5»

                                                              __________        И.Н.Говердовская

План-график работы по повышению качества обучения работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по предмету математика в 1 «А» классе

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Ф.И. учащихся

Трудности, темы занятий

Элементы содержания, методики 

Дата

Валеева Алина, Бусова Алиса

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Раздаточный материал

Сентябрь-октябрь

Валеева Алина, Бусова Алиса

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Отбирать загадки, пословицы и поговорки. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки). Сигналы

октябрь-до конца года отрабатывать

Валеева Алина, Бусова Алиса

Плохое знание таблицы сложения

1. Методика "Графический

диктант"

2. Методика изучения концентрации внимания

3. Методика "Узор». Тренировать память.

В течение года отрабатывать

Валеева Алина, Бусова Алиса. Каратаева Лиза

Испытывает трудности при решении математических задач

1. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия

2. Методика "Рисование по

точкам"

3. Методика "Лабиринт" Чертить, рисовать. Использовать цветные карандаши. Памятки.

В течение года

Числа от 1 до 20. Нумерация.

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Составлять свои узоры.

Февраль- май



Предварительный просмотр:

                          Индивидуальная  карта   ученика

 

 

Ф.И.О. учитель  Бондаренко В.В.                            

Фамилия  ученика – Бусова Алиса

Класс 1 «А»

Предмет: литературное чтение, русский язык  

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.

Индивидуальные дополнительные  занятия.

           Тематика    занятий.

Сроки

 Испытывает затруднения при пересказывании текста

 Методика "Узор"

сентябрь

 Сформировать темп чтения

 Методика "Запомни пару»

сентябрь-декабрь

 

 Методика "Лабиринт"

октябрь

 

 Методика "Сапожки, методика "Заполни пустую клетку"        

октябрь

 Чтение слогов. Петь буквы. Изготавливать буквы из пластилина. Письмо букв по трафарету

В течение учебного года

2.

Дифференцированные задания.

Указать  методическое  пособие.

Задания с выбором ответа.

 Таблицы Зайцева

октябрь

Карточки - тренажеры.

 Презентации «Тренажеры-электронные»

В течение учебного года

 Несформированность учебных навыков.

работать с текстом; выделять главное, существенное, упражнение "Моментальное фото»

В течение учебного года

 

 Упражнение "Пересказ по кругу"

В течение учебного года

3.

Дифференцированный контроль знаний.

Темы.

 

составление плана тезисов;

В течение учебного года

 

        тетрадь индивидуальной работы на уроке

В течение учебного года

тесты

декабрь, март, май

4.

Консультации для родителей.

Тема. Как обучить ребёнка чтению?

В течение учебного года

5.

Создание ситуации успеха на уроке

•        Применять частую смену видов деятельности на уроке

•        Многократно проговаривать и закреплять материал урока         

В течение учебного года

 

 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

 

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся         

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала         

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку, и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке         

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса         

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

 

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации         

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, и обязательно с самим ребенком         

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть         

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года



Предварительный просмотр:

                                                      План   работы

со слабоуспевающими учащимися

 на 2015- 2016 учебный год.

Класс: 1-А

Учитель:  Бондаренко Виктория Васильевна

п/п

                                                Мероприятия

       Срок

1.

   Проведение  среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала  обучения.

   Цель:

  определение фактического уровня знаний детей

Сентябрь

2.

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами:  учителями – предметниками,   врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и  обязательно  в ходе - беседы с самим ребенком.

ноябрь - декабрь

3.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4.

 Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

 

В течение учебного года.

5.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов  в знаниях.

В течение учебного года.

 

7.

 Поставить в известность  непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года.

 

8.

 Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9.

 Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Мероприятия  по компенсации низкой успеваемости и повышению качества образования младших школьников

Срок

Содержание мероприятия

Форма проведения

Август

Составление плана работы со слабоуспевающими  детьми по предметам

Заседание МО

Сентябрь

Формирование  списков  обучающихся.

Составление банка данных

Декабрь

Анализ итогов работы

  Заседание МО

Январь

Отчёт учителя  по работе со слабоуспевающими

  Заседание МО

Апрель

Привлечение к участию в предметных неделях

предметники

 

 

Май

Результаты и достижения

Планирование на новый учебный год

  Заседание МО

Составление плана работы

В течение года

Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих  детей

Бондаренко В.В.

В течение года

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов базового уровня сложности

Бондаренко В.В.

В течение года

Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме.

Бондаренко В.В.

В течение года

Дифференцированная и индивидуальная работа на уроках

Бондаренко В.В.

В течение года

Консультации во внеурочное время по интересующим вопросам

Бондаренко В.В.

В течение года

Творческие работы  по предметам

Бондаренко В.В.

       

                                                 

                       



Предварительный просмотр:

Феноменология трудностей

Возможные психологические

Психодиагностические методики

Рекомендации

1. В письменных работах пропускает буквы (19,9%)

1. Низкий уровень развития фонематического слуха

2. Слабая концентрация внимания

3. Несформированность приемов самоконтроля

4. Индивидуально-типологические особенности личности

5. Другие психологические

причины

1. Тест различения и выбора фонем

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

3. Методика "Узор"

4. Методика Рене Жиля

1. Упражнения 13, 14, 15, 16

2. Упражнения 62, 63, 64, 65

3. Коррекция

межличностных отношений

2. Неразвитость орфографической зоркости (19,0%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 3. Низкий уровень объема и распределения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Слабое развитие фонематического слуха

6. Другие психологи-
ческие причины        

1. Методика "Графический диктант"

2. Методика "Узор"

3. Методика изучения объема и распределения внимания

4. Методика "Оперативная память"

5. Тест различения и выбора фонем

1.Упражнения 59-72

2. Упражнение 9, 26, 27, 28. 21

3. Упражнения 40, 41, 42

4. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа

3.Невнимателен и рассеян

(17,0%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Низкий уровень объема

внимания

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

4. Преобладающая мотивация учения- игровая

5. Другие

психологические причины

1. Методика "Графический

диктант"

2. Методика изучения объема внимания

3. Методика изучения

концентрации и устойчивости внимания

4. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

1. Упражнения 68-72

2. Упражнения 9, 10

3. Упражнения 13, 14, 15, 16

4. Стимуляция познавательной

активности

4. Испытывает трудности при решении математических задач (14,8%)

1. Низкий уровень развития общего интеллекта

2. Слабое

понимание грамматических конструкций

3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

4. Низкий уровень развития образного мышления

5. Другие

психологические причины

1. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия

3. Методика "Рисование по

точкам"

4. Методика "Лабиринт"

1. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

2. Упражнения 38-42

3. Упражнение 61

4. Упражнения 47-52

5. Испытывает затруднения при пересказывании текста (13,5%)

1.Несформированность умения планировать свои действия

2. Слабое развитие логического запоминания

3. Низкий уровень речевого развития

4. Низкий уровень развития образного мышления

5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

6. Заниженная самооценка

7.Другие психологиче ские причины

1. Методика "Узор"

2. Методика "Запомни пару"

3. Методика Эббингауза

4. Методика "Лабиринт"

5. Методика "Сапожки, методика "Запол"ни пустую клетку"

 6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина)

1. Упражнение 60

2. Упражнения 40, 41, 42

3. Упражнение 31

4. Упражнения 47-52

5. Упражнения 53-58

6. Коррекция личностно-мотивационной сферы

66. Неусидчив (13,1%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Индивидуально-типологические особенности личности

3. Низкий уровень развития волевой сферы

4. Другие

психологические причины

1. Методика "Графический диктант"

2. Методика изучения темперамента

3. Методика "Графический диктант", "Домик"

1. Упражнения 68-72

2. Щадящий режим, учет

при обучении индивидуальных особенностей

3. Упражнения 59, 60

77. Трудно понимает объяснение с первого раза (12,7%)

1. Низкий уровень развития восприятия

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Низкий уровень развития общего интеллекта

4. Другие

психологические причины

1. Методика изучения восприятия

2. Методика "Домик", "Графический диктант"

3. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

1. Упражнения 1-8

2. Упражнения 68-72

3. Необходимо

дополнительное обследование у психоневролога

8. Постоянная грязь в тетради (11,5%)

1. Недостаточный объем внимания

2. Низкий уровень развития кратковременной памяти

3. Другие психологические причины

1. Методика определения объема внимания

2. Методика "Оперативная память"

1. Упражнения 9, 10, 11

2. Упражнения 26, 27, 28

9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) (10,2%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Слабая концентрация внимания

3.Несформированность приемов учебной деятельности

4. Другие психологические причины

1. Методика "Графический

диктант"

2. Методика изучения концентрации внимания

3. Методика "Узор"

1. Упражнения 68-72

2. Упражнения 13-16

3. Упражнения 59-72

10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%)

1.Несформированность приемов учебной деятельности

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Другие психологические причины

1. Методика "Узор"

2. Методика "Графический

диктант"

1. Упражнения 59-72

2. Упражнения 68-72

11. Постоянно забывает дома учебные предметы (9,5%)

1. Высокая

эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

4. Другие психологические причины

1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка

2. Методика "Графический диктант"

3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

1. Учет при

обучении индивидуально-тип ол огических особенностей

2. Упражнения 68-72

3. Упражнения 13-16

12. Плохо списывает с доски (8,7%)

1. Низкий уровень переключения внимания

2. Недостаточный объем внимания

3. Низкий уровень развития кратковременной памяти

4. Другие психологические причины

1. Методика изучения переключения внимания

2. Методика изучения объема и распределения внимания

3. Методика "Оперативная

память"

1. Упражнения 17, 18, 19, 20, 21

2. Упражнения 9, 10, 11, 12

3. Упражнения 26, 27, 28

13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (8,5%)

1. Низкая скорость

протекания психических процессов

2.Несформированность приемов учебной деятельности

3. Низкий уровень

развития произвольности

4. Другие психологические причины

1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка

2. Методика "Узор"

1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей

2. Упражнения 59-72

1414. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%)

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

2. Низкий уровень развития произвольности

3.Несформированность

умения выполнять задания по устной инструкции взрослого

4.Несформированность

предпосылок учебной деятельности

5. Другие психологические причины

1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

 2. Методика "Графический диктант"

3. Методика "Узор" 4. Методика "Узор"

1. Упражнения 13-16

2. Упражнения 68-72

3. Упражнения 62, 63

4. Упражнения 59, 60-72

15. Постоянно переспрашивает учителя (6,4%)

1.Несформированность умения принять учебную задачу

2. Другие психологические причины

1. Методика "Узор"

1. Упражнение 59

16. Плохо ориентируется в тетради (5,5%)

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

4. Другие

психологические причины

1. Тест Керна — Йерасека (субтесты 2, 3)

2. Методика "Графический диктант"

3. Методика "Змейка"

1. Упражнения 1-8

2. Упражнения 68-72

3. Упражнения на развитие мелкой моторики

17. Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%)

1.Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Заниженная самооценка

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Другие психологические причины

1. Анкета для определения школьной мотивации

2. Методика изучения самооценки

3. Методика "Графический диктант"

1. Стимуляция познавательной активности

2. Коррекция личностно-мотивационной сферы

3. Упражнения 68-72

18. Опаздывает на уроки (4,8%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Возможные трудности в семье

3. Причины вторичной выгоды

4. Другие

психологические причины

1. Методика "Домик", "Графический диктант"

2. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)

3. Методика " Незаконченные

предложения"

3. 1.Упражнения 68-72

4. Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями

5. 2.Коррекция личностной направленности ребенка

19. Постоянно отвлекается на уроках,

залезает под парту, играет, ест (4,7%)

1. Преобладающая мотивация учения — игровая

2. Индивидуально-типологические особенности личности

3. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

4. Низкий уровень развития произвольности

5.Несформированность приемов учебной деятельности

6. Другие психологические причины

1. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

2. Методика Рене Жиля

3. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона — Рузера)

4. Методика "Домик", "Графический диктант"

5. Методика "Узор"

1. Коррекция личностно-мотивационной сферы

2. Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе

3 Упражнения 13-16

4. Упражнения 68-72

5. Упражнения 59-72

20. Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%)

1. Заниженная самооценка

2. Возможные трудности в семье

3.  Внутреннее стрессовое состояние

4. Индивидуально-типологические особенности личности

5. Другие психологические причины

1. Методика изучения самооценки

2. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)

3. Методика Люшера

4. Методика Рене Жиля, детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка

1. 1.Коррекция личностно-мотивационной сферы

2. 2.Работа с родителями

3. 3.Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие

4. 4.Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе

2121. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%)

1.Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая

мотивация учения — игровая

3. Низкий уровень развития произвольности

4.Несформированность приемов учебной деятельности

5. Другие психологические причины

1. Анкета для определения

ШКОЛЬНОЙ

мотивации

2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

3. Методика "Графический диктант"

4. Методика "Узор"

1. Коррекция личностной направленности школьника

2. Стимуляция познавательной активности

3. Упражнения 68-72

4. Упражнения 59-67

2222. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,0%)

1.Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Заниженная самооценка

3. Внутреннее стрессовое состояние

4. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР

5. Другие психологические причины

1. Анкета для определения школьной мотивации

2. Методика изучения самооценки (Спилбергера)

3. Методика Люшера

4. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

2. 1.Коррекция личностной направленности

3. 2.Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие

4. 3Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

23.23 Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%)

1. Возможные трудности в семье

2. Перенесение функции матери на учителя

3. Другие

психологические причины

1. Методика " Кинетический рисунок семьи" (КРС)

2. Методика " Несуществующее животное"

1. Работа с

родителями

2. Коррекция

личностно-мотивационной сферы

24. 24.Долгое время не может найти свою парту (0,7%)

1. Низкий уровень развития восприятия 2. Низкий уровень

сформированности произвольности

3. Низкий уровень развития самоконтроля

4.Низкий уровень развития долговременной памяти

5. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий)

6. Другие психологические причины

1. Методика изучения восприятия

2. Методика "Домик", "Графический диктант"

3. Методика "Узор"

4. Методика изучения долговременной памяти

1. Упражнения 5-8

2. Упражнения 68-72

3. Упражнения 62-67

4. Упражнения 31-38

5. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие, обеспечение щадящих условий обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...

Доклад ШМО на тему: "Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися"

Данный материал содержит информацию из опыта работы учителя начальных классов в соответствии с ФГОС....

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

Анкета для педагогов по теме "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"

Данная анкета позволяет собрать информацию о компетенциях педагогов, необходимых для организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися, наметить пути решения проблемы в образовательн...