Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
статья на тему
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slabouspevayushchimi_detmi.docx | 74.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:
Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить?
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся Особенности неуспевающих учащихся
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
- отсутствие познавательного интереса
- не сформированы элементарные организационные навыки
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
- дети, в основном, из асоциальных семей
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
- Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Пропуски занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
- Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
- Учитывать все признаки предмета или явления.
- Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
- работать с текстом;
- выделять главное, существенное;
- не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
- Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
- отвлекаемостью;
- подвижностью;
- неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
- с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
- со сверстниками;
- учителями;
- отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
- в поддержке
- показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
- В утомляемости
- Истощаемости
- Медленном темпе работы
Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить?
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:
- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- “Разрезные” теоремы.
- Перфокарты.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “карточки-информаторы”,
- “карточки-с образцами решения”,
- “карточки-конспекты”.
Учитель должен:
- Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
- Стремиться понять и принять каждого ребёнка
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
- Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
- Уметь встать на позиции ученика
- НЕТ насмешливому тону!
- Уметь вести непринуждённый диалог
- Стремиться к внешней занимательности
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- Учить работать со словарями и другим справочным материалом
- В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
- При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Применять частую смену видов деятельности на уроке
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока
- Стремиться к алгоритмизации деятельности
Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- При закреплении.
- При проверке домашнего задания.
- При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Еще я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.
Создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
- урок-игра
- урок-спектакль
- урок-путешествие
- урок-детектив
- урок-сказка
- урок-силовое многоборье
- урок-концерт
- урок-картина
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.
Я разработала и провожу уроки математики, которые мы с детьми называем “Блиц уроки”. Решение задач проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц - уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи 3-х уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида (например по теме“Периметр” или “Площадь”).
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»
Ответьте на него, предложив поработать над проектом.
Например, попросите узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать “Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?” Актуальность выбора темы последнего проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов.
Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями.. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы? Посмотрите, что из этого может получиться.
Я предложу вашему вниманию кусочки презентаций, подготовленных детьми, которые в последующем можно использовать на уроках.
В заключение, хотелось бы коснуться вскользь ещё одной современной технологии - технологии “полного усвоения”.
На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?
Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.
Этапы освоения изучаемого материала | Организационно-педагогическая направленность |
1. Изучение нового материала. | Индивидуализация учебного процесса. |
2. Диагностическое тестирование. | Проверка базового уровня. |
3. Уроки коррекции и развития. Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) —> закрепление —> повторная диагностическая работа. Развитие: повторный уровень —> углубленный уровень. | Дифференциация учебного процесса. |
4. Итоговый контроль. Обязательный уровень —> продвинутый уровень —> углубленный уровень. | Проверка результатов обучения. |
Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю.
Виды работы над текстом
1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
2. Чтение, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, после чтения пересказ.
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно
опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
7. Чтение цепочкой по предложению.
8. Чтение цепочкой по абзацу.
9. Чтение вполголоса.
10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11. Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
- Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов выше.)
16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
21. Подборка звукового оформления отрывка.
22. Беседа с сопровождением выборочного текста.
23. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
25. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
26. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
27. Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать, почему?
28. Чтение по ролям.
29. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
30. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
31. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
- Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и т.д.
- Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей предыдущего
конкурса).
35. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
36. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
38. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
39. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
40. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
41. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
42. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
43. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а) существительное + прилагательное;
б) существительное + глагол;
в) местоимение + глагол (можно наоборот).
44. Чтение, пометка непонятных слов.
45. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
47. Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.
50. Чтение с попутным комментарием и беседой.
51. Составление плана из рисунков.
Модель для самостоятельной подготовки сообщения-отзыва
о прочитанном произведении
Вопросы по произведению | Опорные высказывания |
1 . С содержанием какого произведения вы хотите познакомить слушателей? | Я хочу познакомить с содержанием … |
2. Кто является автором этого произведения? Какие другие произведения этого автора вам известны? | Оно написано… - автором известных произведений, таких как… |
3. К какому жанру можно отнести это произведение? Что вам известно об этом жанре? | Это произведение относится к жанру … . Этот жанр отличается. . . |
4. О чем рассказывается в произведении? | На страницах произведения рассказывается о событиях … |
5. Какова, по-вашему, основная мысль, высказанная автором в произведении? | Основную мысль можно сформулировать так ... |
6. Где и когда происходят события, о которых повествует автор? | События, о которых рассказывается, происходят... |
7. Что известно о главных героях произведения? Чем они интересны? | Главными героями являются: 1)...; 2)... Они интересны тем, что... |
8. Какова последовательность событий, происходящих в произведении? | Рассказ (повесть, сказка и др.) начинается с того, что…. Затем автор рассказывает о том, что... Далее повествуется о том, как... Но вот… . Развязка наступает тога, когда… . Заканчивается рассказ сценой… |
9. Какой эпизод вам больше всего запомнился? |
Модель для самостоятельной подготовки сообщения-отзыва
о прочитанном произведении
Вопросы по произведению | Опорные высказывания |
1 . С содержанием какого произведения вы хотите познакомить слушателей? | Я хочу познакомить с содержанием … |
2. Кто является автором этого произведения? Какие другие произведения этого автора вам известны? | Оно написано… - автором известных произведений, таких как… |
3. К какому жанру можно отнести это произведение? Что вам известно об этом жанре? | Это произведение относится к жанру … . Этот жанр отличается. . . |
4. О чем рассказывается в произведении? | На страницах произведения рассказывается о событиях … |
5. Какова, по-вашему, основная мысль, высказанная автором в произведении? | Основную мысль можно сформулировать так ... |
6. Где и когда происходят события, о которых повествует автор? | События, о которых рассказывается, происходят... |
7. Что известно о главных героях произведения? Чем они интересны? | Главными героями являются: 1)...; 2)... Они интересны тем, что... |
8. Какова последовательность событий, происходящих в произведении? | Рассказ (повесть, сказка и др.) начинается с того, что…. Затем автор рассказывает о том, что... Далее повествуется о том, как... Но вот… . Развязка наступает тога, когда… . Заканчивается рассказ сценой… |
9. Какой эпизод вам больше всего запомнился? |
Словарь терминов.
Средства художественной выразительности.
МЕТАФОРА. Метафорой называется употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолета (крыло птицы); поезд идет (человек идет).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Олицетворением называется разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима.
ЭПИТЕТ. Эпитетом называется разновидность метафоры, представляющая собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета:веселый ветер; кудрявая береза; золотая осень.
УСТОЙЧИВЫЙ ЭПИТЕТ. Устойчивым называется эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец; красна девица; зелена трава; красно солнышко.
СРАВНЕНИЕ. Сравнением называется уподобление одного предмета другому на основании общего признака: человек свистел соловьем; озеро как зеркало; туча, похожая на слона.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ. Фразеологическим оборотом называют устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу; собаку съесть; бить баклуши; сесть в галошу.
Особенности лексического значения слова
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА - это слова, которые имеют несколько связанных между собой значений. Например, слово земля имеет значения: планета, суша, почва.
ОМОНИМЫ — это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Например, слово ключ имеет значения: ключ от двери; вода, бьющая из-под земли; подсказка.
АНТОНИМЫ — это слова, противоположные по значению. Например, слова: веселый—грустный; свет — тьма; говорить—молчать.
СИНОНИМЫ — это слова, близкие или одинаковые по своему значению. Например, слова:горячий—жаркий (близкие по значению); градусник—термометр.
Жанры литературы
РАССКАЗ — небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
Признаки рассказа:
- повествовательность;
- небольшой объем;
- небольшое число героев;
- описание одного эпизода.
СТИХОТВОРЕНИЕ — это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму.
Признаки стихотворения:
- небольшие размеры произведения;
- изображение переживания или чувства;
- стихотворная форма.
Жанры фольклора
БАСНЯ — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.
Признаки басни:
- небольшие размеры произведения;
- иносказательность;
- поучительность.
БЫЛИНА — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.
Признаки былины:
- сказание о богатырях и исторических событиях;
- сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
- неторопливое повествование.
ДРАЗНИЛКА — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель: подразнить («Андрей-воробей, не клюй песок, не тупи носок!»; «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!»).
Признаки дразнилки:
- короткие рифмованные фразы;
- цель: подразнить;
- обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.
ЗАГАДКА — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчеркивая их важные признаки: «Два конца, два кольца — посередине гвоздик»; «Скатерть бела весь свет одела».
Признаки загадки:
- известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты (например, как во второй загадке — снег);
- названы важные признаки скрытого предмета или явления («белый», «скатерть», т.е. «закрывающий большое пространство», «весь свет»).
ПОГОВОРКА — это краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь»; «чужими руками жар загребать»; «после дождичка в четверг»; «свалился как снег на голову».
Признаки поговорки:
- краткость;
- образность;
- незаконченность предложения.
ПОСЛОВИЦА — это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (т.е. пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Признаки пословицы:
- краткость;
- меткость и точность мысли;
- законченность предложения.
ПРИБАУТКА — это забавное сочетание слов, повествующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.
— Я медведя поймал.
— Так веди сюда!
— Не идет.
— Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
Признаки прибаутки:
- очень короткий эпизод;
- форма диалога;
- забавное сочетание слов.
СКАЗКА — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
Признаки сказки:
- наличие законченного сюжета;
- занимательность;
- необычность;
- наличие вымысла;
- воспитательная направленность.
Виды сказок:
а) Сказки о животных. (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи);
б) Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников);
в) Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак и т.п.)
СЧИТАЛКА — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить!
Признаки считалки:
- краткость;
- стихотворная форма;
- цель — упорядочить игру.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Цель работы – проверить умения последовательно излагать мысли, правильно воспроизводить прочитанное, заканчивать тексты.
1. Изложение.
СЕМЬЯ ОЛЕНЕЙ
Мы подошли к опушке леса. Зашевелились ветки деревьев. Медленно и осторожно вышел олень.
Мы протянули ему щепочку соли. Рогач внимательно разглядывал нас.
Снова кусты зашевелились, за рогачом вышла олениха. Она увидела нас и спряталась за спину рогача.
Тут выскочил олененок. Он подбежал к нам и лизнул ладонь.
Родители заволновались. Но соль всех притягивала. Вскоре все семейство облизывало наши ладони.
Подумай: соответствует ли заголовок содержанию текста? Сколько частей ты выделишь в тексте?
Составь план, запиши изложение по плану. Напиши свой заголовок.
Слова для справок: снова, за рогачом, выскочил.
2. Запиши текст.
ЗИМНИЙ ДЕНЬ
В лесу было торжественно и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки.
3. Собери пословицы.
Октябрь – поздний снежок.
Поздний грибок – к суровой и продолжительной зиме.
Поздний листопад – весна будет ранняя.
Облака идут против ветра – месяц преддверья зимы.
Осенью снегу нанесет рано – к осадкам.
Работа над сказкой
ПАМЯТКА:
1. Как называется сказка, кто её сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете: какая она (бытовая, волшебная, о
животных)?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор к своим героям?
8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
Работа над басней
Памятка:
1. Как называется басня? Кто её автор?
2. ПРочитайте басню. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне?
6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне?
7. Что должен понять читатель из этой басни?
8. Какие слова стали крылатыми выражениями?
Составление плана
ПАМЯТКА:
1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
О чём говорится в начале рассказа?
Какие события описаны дальше?
Чем заканчивается текст?
2. Разделите рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием).
3. Определите главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
Виды работы над текстом на уроке чтения.
1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
2. Чтение, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, после чтения - пересказывание.
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращение текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить).
7. Чтение цепочкой по предложению.
8. Чтение цепочкой по абзацу.
9. Чтение вполголоса.
10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11 Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13 Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
15 Чтение « выше нормы» (домашний текст).
16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
17. Нахождение предложения, с помощью которого можно поправить допущенную ошибку.
18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.
19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.
20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками.
21. Беседа с сопровождением выборочного текста.
22. Нахождение в тексте выводов.
23. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
24. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
25. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
26. Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)
27. Чтение по ролям.
28. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
29. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
30. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело и т.д.
31. Конкурсное чтение стихотворений. Жюри – дети.
32. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
33. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
34. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
35. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
36. Чтение стихотворения «цепочкой», заканчивая каждый раз на паузах.
37 Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
38. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
39. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило.
40. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
41. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
42. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное – прилагательное; б) существительное – глагол; в) местоимение – глагол; (может наоборот).
43. Чтение, пометка непонятных слов.
44. Чтение слабочитающими учениками слов, с предварительной разбивкой их на слоги.
45. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
46. Чтение слов, к которым даны сноски.
47. Нахождение и чтение в тексте слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
48. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
49. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.
50. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).
РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ
№ п/п | Содержание работы | Ответственные | Сроки выполнения |
Учебно-методическая работа | |||
1 | .Проведение мониторинга по отслеживанию качества знаний и успеваемости учащихся учителями- предметниками, методическими объединениями, администрацией с целью выявления причин неуспеваемости у детей. | Курирующие завучи, руководители МО. | По итогам четвертей
|
2. | Формирование списков неуспевающих учащихся по параллелям классов, в целом по школе. | По итогам четвертей, полугодий | |
3. | Проведение производственных совещаний учителей школы по работе с неуспевающими учащимися. | Администрация | По итогам четвертей, полугодий |
4. | Проведение психолого- педагогических консилиумов : - по результатам КОК в 5,9,11 классах; - по запросам классных руководителей, учителей- предметников. | Администрация Психолог | Ноябрь, январь, март В течение года |
5. | Системный и целенаправленный административный контроль за уровнем ЗУН учащихся, дозировкой домашних заданий, условиями, создающимися на уроках для самореализации учащихся, имеющих пробелы в учебе по итогам педагогических консилиумов. | Администрация | Согласно плану работы |
6. | Внутришкольный контроль за уровнем преподавания предметов базисного, регионального и школьного компонентов с целью выявления и использования учителями- предметниками активных форм и методов обучения, технологий дифференцированного и индивидуального подхода в работе со слабоуспевающими детьми. | Администрация | Согласно плану работы |
7. | Проведение совещания при директоре « Индивидуальная работа с обучающимися как средство борьбы за полную успеваемость». ( с приглашением учителей- предметников, имеющих большое кол-во неуспевающих, классных руководителей). | По итогам четвертей | |
8. | Научно-практические семинары и заседания в рамках работы предметных МО: а) учителей русского языка и литературы Система подготовки слабоуспевающих учащихся выпускных классов к сдаче государственного экзамена - круглый стол «Как помочь школьнику учиться без двоек» (из опыта работы учителей) б) учителей математики « Система работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися» (из опыта работы учителей МО). в) учителей английского языка - круглый стол « Причины неуспеваемости и организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности». г) учителей общественных дисциплин « Как помочь ребенку быть успешным на уроке» (из опыта работы аттестующихся учителей). | Учителя, работающие в выпускных классах Психолог
|
октябрь февраль октябрь март
март ноябрь |
9. | Проведение семинара на тему: «Система работы учителей предметников по формированию мотивации к учению у неуспевающих учащихся». |
|
апрель |
10. | Взаимопосещение уроков учителями- предметниками с целью изучения методики работы с неуспевающими учащимися в различных ситуациях с целью профилактики неуспеваемости школьников | В течение года | |
11. | Проведение консультаций учителями- предметниками для слабоуспевающих учащихся. | Учителя- предметники | В течение года |
Психологическая деятельность | |||
1. | Диагностическая работа по выявлению детей «группы риска». | Психолог,администрация | В течение года |
2. | Психологическое обследование личностных качеств слабоуспевающих учащихся (по запросам классных руководителей, родителей, администрации). Использование методик: - изучение мотивации учения по методике М. Лукьяновой. « Методика изучения мотивации учения старших школьников» - изучение межличностных отношений в классном коллективе - оценка устойчивости внимания - изучение видов памяти и логического мышления |
Психологическая служба школы |
Ноябрь, Январь, Апрель 6-11 классы |
3. | Психологическое просвещение и информирование родителей по результатам проведенных диагностик с проблемными детьми (родительские собрания, индивидуальная работа) | психолог | В течение года |
4. | Выступление на общешкольных родительских собраниях в рамках родительского всеобуча | Сентябрь, апрель | |
5. | Участие в работе МО классных руководителей (5-11 классов) с вопросами:- организация работы психолога с неуспевающими учащимися.- как сформировать желание учиться- профилактика девиантного поведения учащихся | Психологическая служба школы |
Ноябрь апрель |
6. | Подбор материала и проведение бесед с родителями на классных родительских собраниях по вопросам повышения уровня учебной мотивации у детей. | психолог | В течение года |
7. | Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися по программе «Секреты успешной учебы». | психолог | Ноябрь- апрель 6 классы |
8. | Организация коррекционно- развивающих занятий с неуспевающими уч-ся с целью повышения мотивации к обучению по результатам диагностик, развитие у детей психических познавательных процессов. | Психологическая служба школы | Ноябрь- апрель 6-11 классы |
Воспитательная работа | |||
1. | Учеба классных руководителей по обновлению форм и методов работы со слабоуспевающими учащимися в рамках деятельности МО классных руководителей. | Ноябрь, апрель | |
2. | Индивидуальная работа классных руководителей с детьми по оказанию помощи уч-ся, имеющим проблемы в учебе. Организация классными руководителями в классе взаимопомощи для слабоуспевающих детей. | Классные руководители | В течение года |
3. | Системная и целенаправленная работа классных руководителей с семьями, в которых есть проблемные дети . Организация для них индивидуальных консультаций и бесед на классных родительских собраниях с темами «Как помочь ребенку учиться». | Классные руководители | В течение года |
4. | Системная проверка дневников неуспевающих учащихся. | Классные руководители | Ежедневно |
5. | Проведение мониторинга успеваемости класса. Своевременное информирование родителей неуспевающих учащихся о результатах учебной деятельности ребенка | Классные руководители | По итогам четвертей |
6. | Проведение Советов профилактики | Ежемесячно | |
7. | Проверка занятости слабоуспевающих и неуспевающих в кружках и секциях. | Соц. педагог Кл.рук. | В течение года |
8. | Проведение классных родительских собраний с приглашением администрации и учителей- предметников по вопросам низкой мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности ( по запросу классных руководителей). | Администрация, Классные руководители | В течение года |
9. | Проведение лекций для родителей в рамках организованного родительского всеобуча по запросам родителей - 6 классы «Взаимоотношения детей и родителей» - 7-8 классы «Идеальные родители. Какие они?» - 9-11 классы «Помощь родителей в определении правильного профессионального выбора». - 6 классы « Особенности возрастного периода» - 7-8 классы « Профилактика в отклонении поведения детей» - 9-11 классы « Помощь родителей в период подготовки к экзаменам» | . |
Октябрь Октябрь Октябрь Апрель Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В ре...
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
Выступление на ШМО...
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
Анкета для педагогов по теме "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"
Данная анкета позволяет собрать информацию о компетенциях педагогов, необходимых для организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися, наметить пути решения проблемы в образовательн...