Доклад ШМО на тему: "Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися"
методическая разработка на тему

Дмитриева Светлана Николаевна

Данный материал содержит информацию из опыта работы учителя начальных классов в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»

Доклад ШМО

на тему:

«Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»

Составитель:

учитель начальных классов

Дмитриева С.Н.

2016-2017 учебный год

Для преодоления трудностей обучения в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися можно использовать упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).

Упражнения на развитие психических процессов

1. Упражнения на развитие памяти:

1.1. Развитие слуховой памяти.

Упражнение 1.  Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).

1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ                         ВОДА – СНЕГ

    МАШИНА – ПАССАЖИР             ЗЕРНО – КОЛОС

    ШОФЕР – АВТОБУС                       ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ

    МОЛОКО – КУВШИН                    ЯБЛОКО – ГРУША

    КОРОВА – КОЛОКОЛЧИК            БУМАГА – ГАЗЕТА

2. ШКОЛЬНИК – БИБЛИОТЕКА – УЧИТЕЛЬ

    КНОПКА – СКРЕПКА – ТЕТРАДЬ

    ЗЕМЛЯ – ЛУНА – КОСМОС

    ШЕРСТЬ – СВИТЕР – НОСКИ

    МАЛИНА – СОК – СИРОП

    МОРЕ – РЕКА – ЛУЖА

    РЕКА – ОЗЕРО – ВОДА

    ВОДА – ДОЖДЬ – СНЕГ

    МАМА – ПАПА – ДЕТИ

    СНЕГ – ГРАД – ХОЛОД

Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов, овощей, дети  представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги, вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.

Пример:  яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.

1.2. Развитие зрительной памяти:

Упражнение 1.   Для этого упражнения нужны палочки (не более 10). Их кладут на стол. Ребёнку дают мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги.   

Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов. Детям предлагается запомнить, что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются, а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось.

2. Развитие внимания.

Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и                    переключения. 

             11    18    14    17    24

             21    20    13    25    22

              1     12     8      3     23

             16     4      2     19     7

              6     10    15     5      9

Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

Упражнение 2. Развитие концентрации внимания и его устойчивости:

На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

       ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем     количество слов:

Со звуком «в»

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Со звуком «б»

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

3. Развитие мышления.

Упражнение 1. «Лишний предмет» (оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения).

На карточке – 4 предмета, один из них – лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок думает, что можно назвать, оставшиеся 3 предмета одним словом.

Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существенные признаки.

Найди лишнее слово:

  1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.
  2. храбрый, злой, смелый, отважный.
  3. яблоко, слива, огурец, груша.
  4. молоко, творог, сметана, хлеб.
  5. час, минута, лето, секунда.
  6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  7. платье, свитер, шапка, рубашка.
  8. мыло, метла, зубная паста, шампунь.

Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов, которые можно объединить по какому-либо признаку.

  • ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.
  • СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
  • СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.
  • ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.

Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игры нужно подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все обучающиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Дидактические игры.

Игра №1. «Не пропусти профессию».

Дети встают в круг, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.

Игра №2. «Назови соседей».

Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30. Поймавший называет соседей числа.

Игра №3. «Тропинка».

Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» – все дети  становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего; «копна» – направляются к центру круга, выставив руки вперед; «кочки» – дети приседают, положив руки на голову.

Игра №4. «Синий, красный».

Дети садятся в круг. Ведущий, бросая мяч, произносит  слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове:

   - гласных, если мяч красный;

   - согласных, если мяч синий.

Слова: ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.

Игра  №5. «Зеваки».

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

Игры и упражнения направленные на развитие  интеллекта.

Упражнение №1. «Не пропусти растение».

Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку - выбывает.

Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.

Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?»

Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы,  в названиях которых - 2 слога, после все называют эти предметы.

Упражнение №3. «Внимательные руки».

Если в слове и - поднять правую руку; й -  левую; нет ни того ни другого - руки на коленях.

Слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон,      златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.

Упражнение №4. «Закончи слово».

6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив, заканчивает слово и называет свой слог.

Упражнение №5. «Перекличка - путанка».

Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся, тот выбывает из игры.

Упражнение №6. «Четыре стихии».

Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками. Кто ошибается, выбывает из игры.

Упражнение №7. «Слушай и исполняй».

Ведущий называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности.

РЕБУСЫ

lмер,   Борlно, мор+lа,

2ГРАФ, Л+ЕД, РЯ+А, 2МЕТР

ШАРАДЫ

Слог первый - восклицание,

Второй - достоин порицания,

А целое - на севере бывает

И жителей тех мест и греет, и питает. (О-лень)

                                     

Мой первый слог есть на лице

Второй есть у оленя,

              Соедини их гласной,

Получишь зверя. (Нос-о-рог)

                                     

Мое начало - буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш-мель)

В уроки можно включать различные игры на превращение слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.

Загадки на уроках  русского языка.

1. Загадки

Безударные гласные

Отгадай загадку, проверь написание, запиши отгадку.

Рыжая, с пушистым хвостом,                                            Два братца через дорожку живут

Живет в лесу под кустом.                                          А никогда не видятся.

(Лиса)                                                                           (Глаза)

Парные  звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Напиши проверочное слово.

Белая скатерть все поле покрыла.                             Два брюшка, четыре ушка.

(Снег - снега)                                                               (Подушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки                             Кто со шляпой родился?

(Кошка)                                                                         (Гриб)

ЖИ – ШИ

Бегут по дорожке,                                                       Где упрется хвостом,

Доски да ножки.                                                          Станет дырка потом.  

(Лыжи)                                                                          (Шило)

ЧА – ЩА

ЧУ - ЩУ

Из горячего  колодца,                                                 Хвостом виляет,

Через нос водица льется.                                            Зубаста, а не лает.

(Чайник)                                                                        (Щука)

Голова огнем пылает,                                                 Разошлись мальчики

Тело тает и сгорает.                                                    В темные чуланчики.

Я полезной быть хочу:                                               Каждый мальчик в свой чуланчик.

Лампы нет, я посвечу.                                                  (Перчатки)

(Свеча)

Мягкий  знак

Мала, а никому не мила.                                             В воде купался - сухим остался.

(Мышь)                                                                          (Гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают.                        Сидит девица в темнице,

(Листья)                                                                         А коса на улице. (Морковь).

Никого не обижает,                                                     В золотой клубочек    

А ее все толкают.                                                         Спрятался дубочек.

(Дверь)                                                                          (Желудь)

Словарные слова

Какой это мастер на  стекла нанес,                       Не живая, а идет

И листья, и травы, и заросли роз?                         Неподвижна, а ведет.

(Мороз)                                                                     (Дорога)

2. Составь из слогов слова:

                     ПУ                                                                ЛЫ                  

МЫ             ШИ           НА                                  ВЫ                       СНЕ

                                                                                           ЖИ                         

                                                                              НКА                  ЛА

                                                                           

                    ДРУ                                                              МА      

ПРУ           ЖИ            НА                                 ТИ        ШИ         НА            

                    НА                                                                НА

Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию.

Поэтому можно использовать следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:

О чём, о ком говорится?

Что об этом говорится дальше?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.

Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах.

Методика развития математических способностей.

1. Игры на выявление величины и формы предметов.

а)  Игра «Дома зверей».

Одинаковые по размеру картинки:

                   СЛОН           КОРОВА          ЕЖ

Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.

б) Сравнение лент по длине (длинная - короткая).

     Карандашей по ширине (широкий - узкий).

2.  Количественные представления и понятия:

Уточнение понятий: много, мало, столько же, поровну, одинаково - на счет.

3.  Представления о числе:

  • Счет предметов в группе.
  • Счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество.
  • Счет от 1 и т.д., в прямом и обратном порядке.
  • Счет от заданного числа до заданного (от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.).
  • Сравнение чисел, какое число больше (меньше).

При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, можно добиться повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

В своей работе можно использовать опыт С.НЛысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса.

Работая по методике С.Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у обучающихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности.

Работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся можно осуществлять на уроках, дополнительных занятиях.

Хороший результат на уроках дает: групповая работа.

Проводить индивидуальные беседы с учениками.

Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, нужно стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими обучающимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период «вживания» в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

План работы

со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

на второе полугодие 2016-2017 учебного года

Мероприятия

Срок

  1. Проведение контрольного среза знаний обучающихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Январь

  1. Установление причин неуспеваемости обучающихся через встречи с родителями, беседа с самим ребёнком.

Январь

  1. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего обучающегося. Дальнейшая корректировка.

Январь

  1. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года

  1. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих обучающихся класса.

В течение учебного года

  1. Организация индивидуальной работы со слабым обучающимся.

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В ре...

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими

Система работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися....

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе...

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

В помощь педагогу, как можно составить план работы со слабоуспевающими обучающими и план индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником....