Доклад ШМО на тему: "Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися"
методическая разработка на тему
Данный материал содержит информацию из опыта работы учителя начальных классов в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»
Доклад ШМО
на тему:
«Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»
Составитель:
учитель начальных классов
Дмитриева С.Н.
2016-2017 учебный год
Для преодоления трудностей обучения в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися можно использовать упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).
Упражнения на развитие психических процессов
1. Упражнения на развитие памяти:
1.1. Развитие слуховой памяти.
Упражнение 1. Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).
1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ ВОДА – СНЕГ
МАШИНА – ПАССАЖИР ЗЕРНО – КОЛОС
ШОФЕР – АВТОБУС ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ
МОЛОКО – КУВШИН ЯБЛОКО – ГРУША
КОРОВА – КОЛОКОЛЧИК БУМАГА – ГАЗЕТА
2. ШКОЛЬНИК – БИБЛИОТЕКА – УЧИТЕЛЬ
КНОПКА – СКРЕПКА – ТЕТРАДЬ
ЗЕМЛЯ – ЛУНА – КОСМОС
ШЕРСТЬ – СВИТЕР – НОСКИ
МАЛИНА – СОК – СИРОП
МОРЕ – РЕКА – ЛУЖА
РЕКА – ОЗЕРО – ВОДА
ВОДА – ДОЖДЬ – СНЕГ
МАМА – ПАПА – ДЕТИ
СНЕГ – ГРАД – ХОЛОД
Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов, овощей, дети представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги, вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.
Пример: яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.
1.2. Развитие зрительной памяти:
Упражнение 1. Для этого упражнения нужны палочки (не более 10). Их кладут на стол. Ребёнку дают мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги.
Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов. Детям предлагается запомнить, что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются, а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось.
2. Развитие внимания.
Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и переключения.
11 18 14 17 24
21 20 13 25 22
1 12 8 3 23
16 4 2 19 7
6 10 15 5 9
Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.
Упражнение 2. Развитие концентрации внимания и его устойчивости:
На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК
Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем количество слов:
Со звуком «в»
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону
Воробья врачи спасли,
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Со звуком «б»
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
3. Развитие мышления.
Упражнение 1. «Лишний предмет» (оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения).
На карточке – 4 предмета, один из них – лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок думает, что можно назвать, оставшиеся 3 предмета одним словом.
Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существенные признаки.
Найди лишнее слово:
- старый, дряхлый, маленький, ветхий.
- храбрый, злой, смелый, отважный.
- яблоко, слива, огурец, груша.
- молоко, творог, сметана, хлеб.
- час, минута, лето, секунда.
- ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- платье, свитер, шапка, рубашка.
- мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов, которые можно объединить по какому-либо признаку.
- ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.
- СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
- СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.
- ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.
Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игры нужно подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все обучающиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.
Дидактические игры.
Игра №1. «Не пропусти профессию».
Дети встают в круг, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.
Игра №2. «Назови соседей».
Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30. Поймавший называет соседей числа.
Игра №3. «Тропинка».
Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» – все дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего; «копна» – направляются к центру круга, выставив руки вперед; «кочки» – дети приседают, положив руки на голову.
Игра №4. «Синий, красный».
Дети садятся в круг. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове:
- гласных, если мяч красный;
- согласных, если мяч синий.
Слова: ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.
Игра №5. «Зеваки».
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.
Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.
Игры и упражнения направленные на развитие интеллекта.
Упражнение №1. «Не пропусти растение».
Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку - выбывает.
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.
Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?»
Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы, в названиях которых - 2 слога, после все называют эти предметы.
Упражнение №3. «Внимательные руки».
Если в слове и - поднять правую руку; й - левую; нет ни того ни другого - руки на коленях.
Слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон, златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.
Упражнение №4. «Закончи слово».
6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив, заканчивает слово и называет свой слог.
Упражнение №5. «Перекличка - путанка».
Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся, тот выбывает из игры.
Упражнение №6. «Четыре стихии».
Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками. Кто ошибается, выбывает из игры.
Упражнение №7. «Слушай и исполняй».
Ведущий называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности.
РЕБУСЫ
lмер, Борlно, мор+lа,
2ГРАФ, Л+ЕД, РЯ+А, 2МЕТР
ШАРАДЫ
Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает. (О-лень)
Мой первый слог есть на лице
Второй есть у оленя,
Соедини их гласной,
Получишь зверя. (Нос-о-рог)
Мое начало - буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш-мель)
В уроки можно включать различные игры на превращение слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.
Загадки на уроках русского языка.
1. Загадки
Безударные гласные
Отгадай загадку, проверь написание, запиши отгадку.
Рыжая, с пушистым хвостом, Два братца через дорожку живут
Живет в лесу под кустом. А никогда не видятся.
(Лиса) (Глаза)
Парные звонкие и глухие согласные
Отгадай загадку. Напиши проверочное слово.
Белая скатерть все поле покрыла. Два брюшка, четыре ушка.
(Снег - снега) (Подушка)
Мягкие лапки, а в лапках царапки Кто со шляпой родился?
(Кошка) (Гриб)
ЖИ – ШИ
Бегут по дорожке, Где упрется хвостом,
Доски да ножки. Станет дырка потом.
(Лыжи) (Шило)
ЧА – ЩА
ЧУ - ЩУ
Из горячего колодца, Хвостом виляет,
Через нос водица льется. Зубаста, а не лает.
(Чайник) (Щука)
Голова огнем пылает, Разошлись мальчики
Тело тает и сгорает. В темные чуланчики.
Я полезной быть хочу: Каждый мальчик в свой чуланчик.
Лампы нет, я посвечу. (Перчатки)
(Свеча)
Мягкий знак
Мала, а никому не мила. В воде купался - сухим остался.
(Мышь) (Гусь)
Летом вырастают, а осенью опадают. Сидит девица в темнице,
(Листья) А коса на улице. (Морковь).
Никого не обижает, В золотой клубочек
А ее все толкают. Спрятался дубочек.
(Дверь) (Желудь)
Словарные слова
Какой это мастер на стекла нанес, Не живая, а идет
И листья, и травы, и заросли роз? Неподвижна, а ведет.
(Мороз) (Дорога)
2. Составь из слогов слова:
ПУ ЛЫ
МЫ ШИ НА ВЫ СНЕ
ЖИ
НКА ЛА
ДРУ МА
ПРУ ЖИ НА ТИ ШИ НА
НА НА
Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.
Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.
Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.
Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.
Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию.
Поэтому можно использовать следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:
О чём, о ком говорится?
Что об этом говорится дальше?
Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.
Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах.
Методика развития математических способностей.
1. Игры на выявление величины и формы предметов.
а) Игра «Дома зверей».
Одинаковые по размеру картинки:
СЛОН КОРОВА ЕЖ
Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.
б) Сравнение лент по длине (длинная - короткая).
Карандашей по ширине (широкий - узкий).
2. Количественные представления и понятия:
Уточнение понятий: много, мало, столько же, поровну, одинаково - на счет.
3. Представления о числе:
- Счет предметов в группе.
- Счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество.
- Счет от 1 и т.д., в прямом и обратном порядке.
- Счет от заданного числа до заданного (от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.).
- Сравнение чисел, какое число больше (меньше).
При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, можно добиться повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.
В своей работе можно использовать опыт С.Н. Лысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса.
Работая по методике С.Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у обучающихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности.
Работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся можно осуществлять на уроках, дополнительных занятиях.
Хороший результат на уроках дает: групповая работа.
Проводить индивидуальные беседы с учениками.
Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, нужно стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими обучающимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:
- Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
- Помните, что для ученика необходим период «вживания» в материал.
- Не торопите его, научитесь ждать.
- Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
- Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
- Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
- Обобщение – главная составляющая любой методики.
- Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
- Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
План работы
со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
на второе полугодие 2016-2017 учебного года
Мероприятия | Срок |
| Январь |
| Январь |
| Январь |
| В течение учебного года |
| В течение учебного года |
| В течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В ре...
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими
Система работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися....
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
Выступление на ШМО...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе...
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
В помощь педагогу, как можно составить план работы со слабоуспевающими обучающими и план индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником....