Новое качество начального общего образования и пути его повышения в условиях реализации ФГОС.
статья по теме
Статья для сборника РАО Институт семьи и воспитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
,
Романова А.В.,
методист ОЭП,
Почетный работник
общего образования,учитель ВКК
ГБОУ СОШ №349 с углубленным
изучением английского языка
Красногвардейского района
Новое качество начального общего образования и пути его повышения в условиях реализации ФГОС.
Тот, кто мало знает, малому может
и научить. (Я.А.Коменский)
Образование сегодня является важнейшей сферой социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание и направленность отражают образовательные программы и стандарты. В центре образовательного процесса находится потребитель знаний - обучающийся. Конечным продуктом станет качество его подготовки.
Качество образования понятие многогранное. В современном понимании качество образование (новое качество) – это не только соответствие знаний обучающихся государственному стандарту, но и успешное функционирование самого ОУ, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения образовательных услуг.
Исходя из такого подхода к его определению, можно выделить следующие показатели качества:
- качество образовательных программ,
- качество инфраструктуры,
- качество преподавания,
и, наконец,
- качество личностных достижений обучающихся, их метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В своем выступлении я хотела бы остановиться на путях повышения именно этого показателя.
-1-
Ключевой фигурой образовательного процесса сегодня является учитель. Именно от нашего образования, компетенции, опыта, способностей, мотивации, инновационной и научно- исследовательской активности зависит качество подготовки наших обучающихся.
Вот почему МО учителей начальных классов, понимая что реализация ФГОС прежде всего коснется нас, много готовилось к началу его внедрения.
С этой целью все учителя будущих первоклассников прошли необходимую курсовую подготовку. Самостоятельно изучили проект и ФГОС, его концепцию, требования, учебный план, сборник рабочих программ и образовательную программу ОУ, новые требования Санпина и систему учебников.
На заседании МО приняли решение апробировать учебно-методический комплекс «Школа России».
Позднее была создана творческая группа, результатом работы которой стало календарно – тематическое планирование обучения первоклассников.
А далее началась кропотливая работа по его реализации с целью решения образовательных задач, основной из которых является повышение качества образования.
На ее решение ориентирован весь методологический аппарат каждого педагога, основой которого является системно - деятельностный подход, направленный на включение всех обучающихся в освоение учебного материала в результате применения широкого спектра современных
- технологий,
- методов,
- форм обучения,
- приемов,
и иных педагогических ресурсов урочной и внеурочной деятельности.
- 2 -
С первых уроков необходимо было создать такие условия обучения первоклассников, которые позволили обеспечить максимальное включение в учебную деятельность каждого ребенка, учитывая его психологические и возрастные особенности.
Этому способствовало использование проблемно – поискового метода: загадок, ребусов, заданий и вопросов «Для самых любознательных», инициирующих детское действие, а также преобладание учебных игр эвристической направленности.
Поддержанию возникшей у них познавательной активности помогают проектные и творческие задания, направленные на результат. Например, «Моя малая родина », «Моя семья» - окружающий мир, «Моя любимая игрушка»- обучение грамоте, «Новогодняя елка»- изобразительное искусство, «Кормушка для пернатых друзей»- технология. Кроме того их темы содержат значительный воспитательный потенциал.
Сохранению положительной мотивации обучающихся и освоению ими их социальной роли служат задания практической направленности, применяемые на уроках всех учебных дисциплин. А на уроке окружающего мира в 1 и 2 четверти практические работы предусмотрены ежеурочно.
С целью удержания и концентрации внимания младших школьников используем разнообразие организационных форм: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной. При работе над рубриками учебников «Обсудим», «Думай, размышляй», «Высказывай свое мнения!», «Дай совет другу». Что дает возможность для реализации дифференцированного обучения и педагогики сотрудничества, служит формированию умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
А также регулярно проводить самооценку собственных достижений. Для этого предусмотрены задания типа «Проверь себя», «Что узнали?», «Чему научились?», «Оценим свои достижения». Это позволяет формировать умения проводить пошаговый, тематический, итоговый контроль полученных знаний
- 3 -
и осваивать начальные формы познавательной, личностной рефлексии.
Данный метапредметный результат быстрее достигается посредством применения и составления алгоритмов работы, схем, таблиц, то есть планирования работы. Восстанавливать задания по памяти, дополнять задания информацией справочной литературы.
Важным аспектом данных упражнений является уровень развития речи, понимания написанного, точности употребления слов.
С этой целью работаем над формированием осознанного и выразительного чтения.
Для облегчения понимания прочитанного используем знаково- символических средств. Это модели слов, предложений- обучение грамоте, модель Солнца и планет – окружающий мир, математическая модель некоторого фрагмента действительности. А еще учебники сопровождаются мультимедийными приложениями. Однако применять их ежедневно мы не можем из-за отсутствия должного количества техники.
Полученный опыт восприятия сообщений других помогает обучающимся передавать информацию в устной форме. Например, описание по алгоритму «Мое домашнее животное», «Моя любимая Родина», «Главный город страны». Находить информацию, выявлять в ней главную и второстепенную, участвовать в языковых экспериментах.
Лучшие продукты совместной деятельности учителя, ребят и родителей помещаются сначала на выставку, а потом в приложение портфолио. Где хранятся их «Лесенки успеха», «Математические горы», «Безошибочные змейки», которые являются мониторингом успешности каждого из обучающихся. Ведь от грамотности диагностики и непрерывности мониторинга успешности зависит фиксация результата качества обучения.
- 4 -
Повышение качества образования должно быть ориентировано на здоровье сбережение обучающихся. Этому способствуют учебный диалог по выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни по темам учебных дисциплин, содержащих информацию о личной гигиене и приеме пищи (обучение грамоте), соблюдение режима дня (математика), вода и питьевой режим ( окружающий мир), оказание первой помощи (технология). Ну и, конечно, организация динамических пауз, веселых перемен, подвижных игр.
Ведь как писал британский философ и социолог Герберт Спенсер: « Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, ум и характер развиваются во всем их могуществе».
- 5 -
Повышение качества образования должно быть ориентирование на здоровьесбережение обучающихся. Этому способствуют учебный диалог по выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни по темам учебных дисциплин, содержащих информацию о личной гигиене и приеме пищи (обучение грамоте), соблюдение режима дня (математика), вода и питьевой режим ( окружающий мир), оказание первой помощи (технология).Ну и, конечно, организация динамических пауз, веселых перемен, подвижных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС
Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения....
Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»
В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....
«ФГОС: оценка качества начального общего образования»
выступление на РМО учителей начальных классов...
Республиканский семинар на базе МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы «Внеурочная деятельность учащихся начальной школы в ключе новых программ начального общего образования», согласно Плана – ПРОСПЕКТА – 2013 года ГАОУ ДПО (ПК)
В 2013-2014 учебном году 18 декабря 2013 годаучитель начальных классов руководитель внеурочной деятельности Дазырбан Чойган Васильевна провела мастер – класс по теме: «Техника рисования ви...
«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»
laquo;Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»...
Проблемы, причины индивидуальных затруднений обучающихся и пути повышения эффективности и качества начального общего образования.
Проблемы, причины индивидуальных затруднений обучающихся и пути повышения эффективности и качества начального общего образования....
Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)
Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы ...