Выступление на ШМО учителей начальной школы "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"
статья
В данной работе речь идет о развитии познавательных способностей младших школьников, об их личностном развитии.О том, как учитель строит образовательный процесс, позволяющий эффективно раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа 17
с углубленным изучением отдельных предметов
Щелковского района Московской области
Выступление на ШМО
учителей начальных классов
«Развитие познавательных способностей
младших школьников
в условиях реализации ФГОС».
Подготовила: Гайдар О.П.,
учитель начальных классов
2018 г.
«Познавательная способность»– это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности» и развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества. Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимают игровые технологии. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность.
В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным. Для эффективности урока использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения ( словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы), применяю разные виды контроля ( зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка коллектива). В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий). В результате чего, у них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.
ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой уроки, внеурочные занятия, родительские собрания, готовлю вместе с детьми презентации, проекты. Компьютерные технологии на уроках - мои помощники! Для повышения уровня познавательной активности разрабатываю мультимедийные презентации к урокам, подбираю видео- и аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и чтения. Учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.
Система занятий и упражнений по работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала.. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.
Поэтому перед собой я поставила цель:
- продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО,
- активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся.
Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.
Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию адекватно к конкретной ситуации. На уроках и внеклассных занятиях формируется умение работать самостоятельно и оказывать помощь товарищам. Обучаясь общению, школьники учатся учиться, компенсируют собственную неумелость с помощью других людей: учителя, одноклассников, родителей. В процессе совместной деятельности формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность, навыки самоконтроля, развивается ученическое самоуправление.
В современной школе процесс обучения должен строиться не только на учёте возрастных особенностей школьников, но необходимы конкретные условия для самораскрытия заложенных в ребёнке природных сил и возможностей. Сегодня учителю начальных классов приходится решать целый комплекс профессиональных и около профессиональных проблем. С одной стороны добиться соответствия знаний, умений и навыков школьников требованиям учебных программ, независимо от способностей их усвоить, с другой стороны создать комфортность пребывания школьника в классе и в школе и создавать оптимальные возможности для интеллектуального развития всех учеников в классе.
Полноценное развитие ученика обеспечивают:
- изучение его индивидуальных характеристик и включение в процесс управления собственными физиологическими и психическими состояниями - саморегуляция;
- предоставление возможностей для личностного самоопределения – высказывание собственного мнения и формирования отношений к себе самому, другим людям, явлениям природы и общественной жизни;
- раскрытие индивидуальности – осознание человеком себя, своих особенностей – самосознание – в творчестве;
- признание ученика субъектом, то есть способным ставить цели и осуществлять их – обучение способам деятельности.
Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учёбе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, способствующий организации возможностей каждого из них.
Дифференцированный подход создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Главная цель моей работы с детьми научить их мыслить. Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом. Дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Стараюсь подбирать материал так, чтобы ориентировать на развитие мышления, как логического, так и творческого. Особое внимание уделяю развитию пространственного мышления. Развитие словесно-логического мышления, отработка операций сравнения, обобщения, выделения существенных признаков происходит в течение всей начальной школы. Усложнение происходит за счёт материала: от игрового к учебному, от простого к сложному, от репродуктивного воспроизведения к творческому самовыражению.
Продуктивным считаю в системе метод чередования задач, решаемых разными способами, составление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Стараюсь не «разжёвывать», создаю проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания.
Приведу конкретные примеры таких задач: «Выбери нужное число», «Найди недостающее число», «Что должно быть нарисовано?», «Какая буква лишняя?», «Не вопрос, а …Какие числа и почему вы поставите вместо вопросов?», «Сколько квадратов?», «Сколько треугольников?», «Какое слово лишнее?» и другие.
Такие задания ставят детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Особенная ценность таких задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать.
Большое внимание уделяю тренингу мышления, он полезен всем учащимся, а особенно тем, которые испытывают трудности. Осуществляю на практике подбор нестандартных заданий (ошибки-невидимки, задачи в стихах, игры, логические цепочки, зашифрованные слова, арифметические ребусы).
Например: Сколько треугольников изображено?
Часто знает и дошкольник, что такое треугольник. Но совсем другое дело Быстро, точно и умело треугольники считать. Например, в фигуре этой – Сколько разных рассмотри, Всё внимательно исследуй И по краю и внутри. |
Ответ: на рисунке – 20.
Таких заданий на определение количества треугольников и квадратов в фигурах придумано много.
Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если это возможно. Для этого нужно установить закономерность.
а) …6, 12, 18…(6, 12, 18, 24, 30, …)
б) …6, 12, 24…(6, 12, 24, 48, 96…)
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка, а значит и качество работы учителя.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают, должны предлагаться систематически. «Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
В работе с детьми часто используют развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.
Накоплен большой опыт материала на разгадывание анаграмм и их расшифровку. Большой интерес у ребят вызывают анаграммы, в которых нужно после их прочтения выделить «лишнее» слово, группируя слова по какому-то признаку.
Например: навес – (весна), сосна – (насос), мышка – (камыш), банка – (кабан), книга – (книга).
Или «Прочитай эти слова и найди «лишнее»:
нубар – буран; гурпа – пурга; ювьга – вьюга; темлье – метель; урдара – радуга. Таких слов может в заданиях несколько.
Среди задач проблемного характера ввожу в уроки так называемые «философские задачи».Например:
1. Дополни высказывания
Труд – награда, а лень - ____________.
Ночь – тишина, а день - ____________.
Весна – рассвет, а осень -___________.
2. Соедини линиями слова, противоположного значения.
доброта трудолюбие
справедливость трусость
честность лживый
правдивый несправедливость
леность бесчестный
смелость злой
3. Соедини линиями начало и конец пословиц.
Любишь кататься… …имей сто друзей.
Труд человека кормит, а… …люби и саночки возить.
Не имей сто рублей, а… …лень портит.
4. Соедини русскую народную пословицу с подходящей по смыслу немецкой.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. | С красноречивым языком не пропадёшь. | |
Язык до Киева доведёт. | Тухлое яйцо портит всё тесто. | |
Молчание – знак согласия. | Кто много начинает, очень мало осуществляет. | |
Ложка дёгтя портит бочку мёда. | Отсутствие ответа тоже ответ. |
Характер таких заданий должен соответствовать знаниям и уровню интеллекта детей.
На уроках и внеклассных занятиях применяю задачи, в которых содержится увлекательная головоломка, разгадывание фокуса. Они обладают особой, притягательной силой, ибо с ними связано нечто загадочное, неприятное, поражающее воображение.
На уроках математики включаю арифметические ребусы, головоломки, в которых требуется восстанавливать неизвестные цифры в тех или иных записях вычислений.. Арифметические ребусы принадлежат к одному из типов логических задач.
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Поэтому я подбираю такие задания, которые имеют непосредственную связь с другими предметами. Например, ввожу такие логические упражнения, которые не требуют сложных вычислений, а иногда и вычислений вообще. Но каждое из упражнений вынуждает производить сравнения, делать выводы, заставляет мыслить правильно, то есть последовательно, доказательно. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становятся инициативной, самостоятельной, творческой личностью.
Большое внимание на уроках и внеклассных занятиях уделяют решению заданий по выбору учащихся, так как задания такие - это один из видов дифференциации.Для выбора задания модно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объёма, разной сложности, то есть задания, требующие разной умственной деятельности.
Чтобы выбор задания учеником был сделан осознанно, у него должна быть сформирована правильная самооценка (Кому было интересно на уроке и что именно заинтересовало? Кто считает, что понял этот материал? Кто научился решать такие уравнения, дай словесную оценку своей домашней работы) и т.д. На уроках используются и другие формы оценивания детей: взаимооценка при работе в парах. (Кому понравилось работать в паре? Кому скажем «спасибо» за помощь?») Такая работа по формированию оценки, взаимопомощи, самооценки важна для дифференцированного обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей пользоваться приёмами, облегчающими учебный процесс. Не зря говорят: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».
Труд учителя – тяжёлый труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, разовьёшь мыслительные способности, значит, можно быть спокойной. Я верю, что мои дети будут всегда стремиться учиться хорошо.
Используемая литература.
1. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 2007.
2. Сухих И. 800 загадок, 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 2006.Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров, 2000.
3. Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. Образовательный проект «Способный ребёнок». Развитие познавательных способностей младших школьников. Теоретический аспект. – Киров, 2006.
4. Кордемский В.А. Математическая смекалка. – Юнисам, МДС, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства».
Выступление на ГМО учителей начальных классов «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства»....
"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)
Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...
Выступление на ШМО учителей начальных классов: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций»
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация ...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....
Выступление на ШМО учителей начальных классов. Развитие познавательных интересов младших школьников. Применение игровых технологий. (обобщение опыта)
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.Это предполага...
Выступление на МО учителей начальных классов "Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС"
Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цел...
Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"
Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"...