«Арт-терапия – рисуем для здоровья!»
статья на тему
Выступление на секционном заседании педагогов коррекционных учреждений. Существует большое количество методов арт-терапии, но я остановилась на самом популярном - рисовании. В выступлении я подробно рассказываю о том, как я применяю этот метод в соей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_-_terapiya.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на секционном совещании
педагогов коррекционных учреждений
«Арт-терапия – рисуем для здоровья!»
МБОУ «Начальная школа-
детский сад компенсирующего вида
для детей с нарушениями зрения № 71»
воспитатель
Кондакова Светлана Васильевна
г. Нижнекамск
« Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету». Именно так говорил самый трогательный герой всех времен и народов Маленький принц из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Наводить порядок в своем доме, в своей жизни и в своем окружении можно с помощью творчества. Это и эффективно и приятно.
А поможет нам в этом арт-терапия. Нетрудно догадаться, что обозначает это слово. Art — искусство, terapia — лечение. Лечение с помощью искусства, творчества, исцеляющее творчество. Именно искусство и есть тот канал, который поможет застоявшейся энергии найти выход, ослабить внутреннее напряжение и найти в себе творческие силы для решения своих повседневных и внутренних проблем, развить чувства, эмоции, навыки общения, дать ресурс к более полной жизни.
Существует большое количество методов арт-терапии: оригами, лепка и работа с глиной, сказкотерапия, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия и другие. Но я остановлюсь на самом популярном – рисовании.
Чтобы рисовать – не надо учиться. Закон не художественной школы, но аксиома для арт-терапии. Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет. Главное — получить огромное удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления. Детям интересно, взрослым полезно. Если настроение серое или хуже того прозрачное – возьмите большой белый лист, акварель или гуашь, словом такие материалы, которые не вызывают напряжения и выплесните все, что накопилось.
В арт-терапии различают два вида – активная и пассивная. Во время пассивного сеанса ребенок лишь рассматривает и анализирует определённый вид искусства. Активный же подразумевает непосредственное участие и выражение своих чувств и эмоций благодаря творчеству. И конечный результат буквального творения не столь важен. В данном случае гораздо важнее сам процесс и эмоциональный результат.
Дети в этом виде творчества обязательно должны испачкать одежду, руки, стол. Так они перестают бояться большого пространства. Если ребенок не умеет сидеть на месте – дайте ему в руки карандаш или фломастер. Он научится рисовать четкие линии. Если же ребенок наоборот, стеснительный и тихий, не пугайте его большим листом. Прислушайтесь к тому, что говорит ребенок во время работы. Если он активно комментирует свои действия, делится своими замыслами, значит, что он психологически благополучен. Если ему на каждое действие требуется ваше одобрение - ребенок не уверен в себе. Обратите на это внимание, подбодрите и поддержите его. Если ребенок категорически не хочет рисовать - постарайтесь разобраться, есть ли конкретные предпосылки для этого: ребенок может быть, например, уставшим, а возможно, это попытка «убежать» от трудностей.
В моей работе арт-терапия - это метод, который показывает моего воспитанника с разных сторон – в действии, в общении, в диалоге с самим собой, в проживании важных для него событий. Рисунок помогает мне соприкоснуться с его душой и открыть свою душу. В арт-терапии мы поддерживаем ребенка вдвоем – я и его рисунок. Иногда рождаются просто невероятные картины, хотя задача — просто нарисовать то, что чувствуешь. Можно взять одну краску или две, смешать их, на бумаге может появиться все, что угодно — это могут быть просто какие-то ломанные линии, круги, фигуры, какие-то образы — они рождаются сами собой в процессе того, как ребенок начинает рисовать. Бывает, что на рисунке получается то, что ребенок даже не предполагал рисовать. Рисунки бывают не только позитивные, иногда выйдет что-то такое тяжелое, что даже и смотреть не хочется, тогда работа с таким рисунком продолжается дальше. С ним можно сделать все, что угодно — если это страшилка, с моей помощью мы превращаем ее в смешилку, можно порвать, можно скомкать, можно смыть водой — это же просто акварельные краски, гуашь. Здесь столько всяких нюансов, которые помогают дать выход для собственной души, для сердца.
Обратим внимание на цвет. Холодные цвета детских рисунков, мыслей и фантазий (синий, голубой, бледно-розовый, бледно-желтый) любят использовать в своих творениях тихие, мечтательные дети. Оранжевый, ярко-желтый и малиновый выберут непоседы и активные жизнелюбы. Зеленый всех оттенков предпочитают уравновешенные и независимые дети. Красный - волевые и активные. Очень часто дети выбирают фиолетовый цвет. Это объясняется их эмоциональной и интеллектуальной незрелостью и сильно развитой фантазией. Контрасты (черно-белые рисунки) предпочитают дети, которые никак не могут справиться с каким-то внутренним конфликтом. Запомните, каким цветом раскрасил ребенок свое изображение. Своего самого любимого человека он нарисует такой же краской.
Во время занятий я стараюсь заинтересовать детей различными способами рисования: по сырому, мелками на асфальте, штампиками из ниток, штампиками из разрезанной соломки, создаем картины отпечатками от стаканчиков разного диаметра, дорисовываем фотографии, выкладываем различные изображения цветными камушками, раскрашиваем раскраски онлайн, рисуем в программе Paint. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха.
Каждое занятие, которое мною проводится с детьми, включает в себя арт-терапевтическое упражнение, задание, технику. Например, игры с цветом: рисуем красками, которые нравятся ребенку; рисуем красками, которые не нравятся. Дети рисуют то, что бы они желали изобразить, то, что они видят в этом цвете. Обратите внимание на этот рисунок. Яркими, спиралевидными линиями закрашен весь листок. Как вы думаете, что это? Оказывается, это Африка. Ведь там много солнца, бананов, апельсин и веселых обезьян, вот они и набезобразничали. Игры с линиями, так же помогают ребенку выразить свое внутреннее состояние и показать свое настроение, развивают у него понимание своего собственного видения и отношения к происходящему.
Кроме того, арт-терапия - путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. В творчестве человек получает новый опыт, который может применить в жизни, облегчая свое общение с другими людьми. Может поэтому моим воспитанникам очень нравится работать всем вместе, обсуждать, планировать, приходить к общему решению, общаться и создавать совместные работы.
С трудностями нам помогают справиться юмор, справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих ребят. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир ребенка яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техник и приемами рисования, я радуюсь каждой новой удаче вместе с ним.
Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Если у вас есть желание открыть эту силу внутри себя, ощутить тепло вашей души, бережно прикоснуться к самому сокровенному – я приглашаю вас к путешествию в центр. В центр себя. Попробуйте, не пожалеете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика.Урок творчества. Урок №1.Тема: Круги и линии.
Уроки творчества.Уроки творчества, своим происхождением обязаны одному из направлений современной практической психологии - арттерапии, или экспрессивной терапии. Для педагога важна в этих уро...
Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»
Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый крас...
Арт-терапия как средство укрепления эмоционального здоровья школьников
Арт-терапия как средство укрепления эмоционального здоровья школьников...
Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков р...
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии
Использование приемов арт-терапии во внеурочное время...
МАСТЕР-КЛАСС «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников...
Ресурсы арт-терапии в сохранении и укреплении психического здоровья школьников.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. ...