Арт-терапия как средство укрепления эмоционального здоровья школьников
презентация к уроку по теме
Арт-терапия как средство укрепления эмоционального здоровья школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Арт-терапия | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арт-терапия (от англ. а rt - искусство; therapy- терапия, лечение, уход, забота) – диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, сказки, танца, прослушивания музыки и т.д.
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее классификация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства : музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия ; литература, книга – библиотерапия , танец, движение — кинезитерапия . В свою очередь каждый вид арт -терапии подразделяется на подвиды.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность “Свадебный марш Мендельсона”
Полонез Агинского снимает головную боль и невроз
Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей
Язва желудка исчезает при прослушивании “Вальса цветов” П.И. Чайковского
Подвид библиотерапии-сказкотерапия Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать. В.А.Сухомлинский
ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем : Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Неопределенность места действия главного героя. Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка. Победа Добра. Психологическая защищенность. Наличие Тайны и Волшебства. Метод сказкотерапии , как и многие психотерапевтические методы, можно использовать как в индивидуальной работе, так и в группе.
Структура сказкотерапевтического занятия: Ритуал «входа» в сказку Повторение Расширение Закрепление Интеграция Резюмирование Ритуал «выхода» из сказки
Кинезитерапия Это активный метод лечения, при котором больной полноценно участвует в оздоровительном процессе. Может выражаться в форме танцтерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики.
Танец это особая форма движений, музыкально – пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах.
Коррекционная ритмика вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко – ритмо – двигательного воздействия.
Психогимнастика Это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов.
Изотерапия (рисуночная терапия) Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию.
Изготовление цветка
Изобразительные техники: марания, оттиски
«Узнай меня по ладошке…»
Изобразительная техника: штриховка. Тема «Лучи солнца»
Изобразительная техника: каракули.
Что можно разглядеть в каракулях?
Работа в рамке…
«Грусть»
Парное рисование
«Рисунок по кругу»
Конфликт
Этапы: введение и “разогрев”. этап изобразительной работы . этап обсуждения. завершение. Занятие с использованием изотерапии включает
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе. Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.
Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться?).
Этап 3. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Этап 4. Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания. Варианты завершения занятия: «Подари улыбку» «Я хочу подарить тебе…» «Подари тепло своего сердца» «Свиток пожеланий» и т.д.
Дети с удовольствием посещали занятия и бережно относились к своим произведениям. Так же уверенно они использовали и время, отведенное для работы и разделенное на этапы. Хотя не все работали одновременно. Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней. Хочется отметить, что от занятия к занятию взаимодействие детей становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры у детей. Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с удовольствием представляли результат на обсуждении. Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце года, можно отметить, что они стали более развернутые и осознанные. Большинство не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям. Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку. результаты .
Вывод Арт – терапевтические методики способствуют укреплению эмоционального здоровья школьников посредством соприкосновения с искусством.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.
Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....
Образовательные технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроке технологии
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забо...
МАСТЕР-КЛАСС «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников...
Ресурсы арт-терапии в сохранении и укреплении психического здоровья школьников.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. ...
«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»
Выступление на ШМО«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1 КЛАССА
Младший школьный возраст оказывается наиболее благоприятный для развития эмоциональной отзывчивости. Важно помнить об этом, чтобы не «пропустить» природной способности ребенка выходить за ...