Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи, как песочную терапию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_pesochnoy_terapii_.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В нашу школу поступают дети 7-8 летнего возраста с полиморфным нарушением речи, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова, несформированностью лексико-грамматического строя, недоразвитием языковых средств языка. В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать обычные традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим ищу новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи, как песочную терапию.
В моем кабинете размещён песочный ящик с просеянным, промытым и обработанным песком. Для организации игр с песком использую большой набор миниатюрных предметов, камешки, разные формочки, мелкие игрушки и коллекцию миниатюрных фигурок.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. На песке ребенок может проигрывать любые ситуации, исключая возможность ошибок, ведь здесь все можно исправить, переделать, и ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – играя, он развивается, познает мир. Псаммотерапия - это прекрасная развивающая среда для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющих речевые проблемы.
Цель пескотерапии:
Дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, обеспечить социальную успешность.
Задачи: Общепедагогические:
- Коррекция устной и письменной речи. - Профилактика оптико-пространственной дисграфии. - Развитие всех познавательных функций и интереса, а главное – речь.
- Развитие зрительно-пространственной ориентации и пространственных представлений.
Коррекционно-образовательные: - развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.
- Разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния.
- Развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта». Воспитательные: - Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми. - Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности; доброту, бережное отношение ко всему живому. - Воспитывать слуховое внимание и память.
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. - Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. - «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
В своей логопедической работе с детьми с ОВЗ использую методы и приемы песочной терапии: 1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения. 2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций «песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации). 3. Словесные методы – беседы, рассказ, чтение произведений литературы: стихи, сказки, потешки, прибаутки. 4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Перед тем, как начать работать с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
- Вредных нет детей в стране - Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться. И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок - мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. / Т. М. Грабенко/
Во время проведения коррекционных занятий с использованием пескотерапии, применяю такие формы работы с детьми, как: 1. Сюжетные игры - «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием природного и бросового материала. 2. Игры-забавы - «Найди меня». Нужно найти спрятанные в песке буквы и составить из них слоги, слово. «Необыкновенные следы», например: "Бегут жучки-паучки" ученик - логопат двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь, под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). "Идут медвежата" - кулачками и ладонями с силой надавливать на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир», "Мой город". Даю задание: выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Затем каждый ребенок составляет устный рассказ об этом городе и его жителях. 4. Рисование песком - набираем в ладошку песок и рисуем по готовому контуру картинку. 5. Конструирование – используем метод «наплыва» - «Замок из песка». 6. Инсценирование - «Испечем пирожки». 7. Читаем на песке - предварительно нужно слепить формочки животных или предметов, а потом показываю детям и читаю стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки». Рассказывание сказок, потешек, стихов – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. Например: Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко. Твои детки плачут, по камушкам скачут. 8. Игры, помогающие устранить дефекты и несформированность речи:
Игры на развитие диафрагмального дыхания: «Песочный ветер», «Что под песком? » /В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное/. «Дорога к другу» /На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой/.
Артикуляционные упражнения с движениями по песку: «Лошадка» /Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку»/. «Накажи непослушный язычок» /Губами ритмично шлепать по высунутому языку, ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку. «Часики» /Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении/.
Постановка, автоматизация звуков («Моторчик», «Горочка», «Дорожка»). Игра «Какой звук?». Игрушки, например: тигр, пчела, змея…. Каждой из них присваивается определённое звучание: тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш». Достаю игрушку - дети по очереди произносят определенный звук или выбирают из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушки, например со звуком Ш /мышка, матрешка, кошечка и произносят слова с этим звуком/.
Развитие фонематического слуха и восприятия. Например: игра «Прятки» /Ученик прячет руки в песок, услышав заданный звук/.
При восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха: - выбрать фигурки, в названиях которых звук О или другой гласный; - выбрать фигурки или предметы, в названии которых есть звук Р или Ш.
Ударение. Держа в руке "Волшебную палочку", ученик дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения, интонационно выделяет ударный звук.
Деление слов на слоги осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На горках, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя окнами. Ученик выкладывает ступеньки из слов: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя окнами - двухсложные. Также можно провести игру «Цветочная клумба» (стихотворная инструкция).
На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты. Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем. На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем! Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем. Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку. «Раздели слово» /Логопат пишет на песке заданное слово и полосками делит его на слоги/.
Развитие связной речи «Дорисуй картинку и составь предложение». /Рисую на песке дом, ученик дорисовывает песочную картинку и составляет по ней предложение/.
Игры в песке помогут закрепить умения детей подбирать определения и находить признаки предметов. Можно их использовать и в работе по формированию грамматического строя речи:
- Согласование существительных с прилагательными – добавляем к названию любой эпитет, предположим, такой в состав которого входит корригируемый звук «л»: «волшебное», «волшебная», «волшебный».
- Согласование существительных с числительными – используем картинки с изображением одного, двух и трех предметов.
- Окончания существительных как единственного, так и множественного числа в родительном падеже, например: «Я прохожу мимо … (кого? чего?) магазина, девочек, яблок». - Закрепить навыки образования слов с помощью присоединения суффиксов. /Медведь-медвежонок-медвежата, козел-козлик-козленок…/ 9. Коррекция дисграфии и дислексии /Предлагаю ученикам-логопатам написать на песке слово, например: ДОМ, заменив один звук, получить другие слова (дом-дам-дым) и записать. Можно усложнить задание: заменить или добавить звуки, например: ДАМА, ДУМА и полученные слова записать и придумать предложения. При изучении темы «Безударные гласные» - пишу слово на песке, пропустив безударную гласную, дети дописывают нужные буквы, опираясь на правило, при этом подбирают проверочное слово. 10. Графомоторные игры, направленные на развитие координации движения и графомоторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений.
Дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, а при работе с песком они намного дольше сохраняют работоспособность. Песок производит раздражение кожных рецепторов своими острыми песчинками; осуществляется массаж кистей рук ребенка, и движения пальцев становятся более чёткими, координированными. В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Игровые занятия с песком развивают не только ловкость и точность рук, но и обеспечивают мощное воздействие на интеллект ребенка.
В работе с песком придерживаюсь следующих правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
- Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Можно сделать вывод, что на своих логопедических занятиях использую разные виды игр с песком:
Адаптационные игры помогают адаптироваться к новым условиям пребывания детей в школе, усвоить нормы и правила поведения и общения в классе, в столовой, на прогулке…
Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.
Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Благодаря играм с песком развиваю у детей-логопатов тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимаю мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:
- через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (логопедические занятия);
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся;
- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
За многие годы работы опыт показал, что использование песочной терапии на логопедических занятиях дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. - Развиваются произносительные умения и навыки.
- Пополняется и активизируется словарь.
- Корректируется грамматический строй речи, связная речь.
- Развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.
- Формируются навыки чтения и письма. - Повышается мотивация речевого общения. - Ученики-логопаты чувствуют себя более успешными.
- Занятия более продуктивные и увлекательные.
Литература 1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнее- ва Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Изд-во «Речь», 2002. 2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнее- ва Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум креативной терапии».- СПб. 2006 4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. 5. Зейц М. Пишем и рисуем на песке.- М. : ИНТ, 2010. 6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб. : Детство-Пресс, 2005 7. Штейнхард Л. Юнгиапская песочная терапия.– СПб.: Питер.2001.г. 8. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...
"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Методическая разработка по теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Методическая разработка по теме«Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
Использование Светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель-логопед с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями поведения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровь...
Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....