Педагогическое творчество как фактор формирования и развития личности.
статья на тему
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ведь неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.tvorchestvo.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое творчество как фактор формирования и развития личности.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ведь неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Таким образом, педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества.
Творчество - это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура. Искусство, знание, труд, красота.
Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.
Педагогическое мастерство является результатом целенаправленной деятельности, взаимодействия всего коллектива. Система творческого взаимодействия педагогов способствует накоплению знаний, росту профессиональной активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед школой.
Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что некоторые исследователи считают ее «проблемой века».
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью».
Педагогическая деятельность является одной из самых творческих областей. В ней очень много общего с другими творческими областями человеческой деятельности, но имеются и своеобразные черты, присуще только ей. Педагогическая деятельность учителя отражает единство репродуктивного и творческого, общего и различного, объективных и субъективных сторон. В ней фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности.
Осмысляя ряд признаков, характеризующих творчество как вид человеческой деятельности можно выделить основные признаки творчества педагога.
К ним относим следующие:
– владение приемами научного анализа и синтеза;
– умение внедрять науку в практику;
– видение основополагающих идей внедрения;
– способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;
– способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;
– умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;
– способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;
– прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»);
– умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;
– способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике;
– проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;
– выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т.д.);
– умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;
– умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;
– способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности.
Педагогическое творчество немыслимо без широкого кругозора ,культуры, без развития способностей и устремления учителя к поиску более совершенных систем обучения.
Становление творческой личности педагога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного «багажа», непрерывно пополняемого и обогащаемого. Читать и думать о прочитанном , смотреть кинофильмы и спектакли ,посещать картинные галереи, видеть памятные исторические места необходимо учителю: без этого очень трудно «найти себя» в творческой деятельности.
Творческий стиль деятельности- это особый педагогический почерк учителя ,его индивидуальная манера работы. Формирование творческого стиля деятельности педагога зависит от комплекса внешних и внутренних условий.
Творческий подход к делу ,подлинное мастерство предполагают индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором реализуются наиболее сильные стороны его личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Физическое здоровье учащихся как необходимый фактор для формирования всесторонне развитой личности."
В современном учебно-воспитательном процессе огромное внимание уделяется физическому здоровью учащихся....
Родительское собрание в 1 классе на тему: " Художественно - эстетическое развитие - одна из сторон формирования всесторонне развитой личности".
Подчеркнуть важность художественно - эстетического развития в формировании всесторонне - развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей - цель родительского с...
методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».
« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника»....
Экологическое образование как фактор формирования социально адаптированной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение ч...
Презентация «Казачество как фактор, влияющий на развитие личности школьника»
Презентация «Казачество как фактор, влияющий на развитие личности школьника»...
Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...
«Внеурочная деятельность как фактор культурно-эстетического развития личности школьника»
Внеурочная деятельность(из опыта работы)...