«Внеурочная деятельность как фактор культурно-эстетического развития личности школьника»
статья по музыке
Внеурочная деятельность(из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kak_faktor_kulturno_-_razvitiya_lichnosti_shkolnika.docx | 32.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Наташенкова Светлана Юрьевна
Учитель музыки МБОУ средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза А. Б. Михайлова
г. Вязьмы Смоленской области
«Внеурочная деятельность как фактор культурно-эстетического развития личности школьника»
(из опыта работы)
Эстетическое воспитание в педагогической науке — это формирование умений воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире. У молодого поколения вырабатывается система критериев, при помощи которых оценивается красота различных объектов.
Правильно заложенное в детстве восприятие красоты помогает в будущем создавать прекрасные вещи. Стремление к красоте способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует художественный вкус.
В социальной политике происходит недооценивание роли культурного и эстетического сознания как важнейших факторов развития общества. Значительная часть современного молодого поколения подвергает сомнению и даже отвергает ценности классического искусства и их эталонную роль в культуре. В последние десятилетия на первый план выходит не классическая, а массовая культура. В общеобразовательных учреждениях предметам культурно- эстетического цикла отводится второстепенная роль.
Оценивая проблему «с любой точки зрения (экономической, идеологической, политической, художественно-эстетической, культурологической), невозможно позитивно отнестись к тому, что в современной России все сферы духовно-художественной и эстетической жизни отданы во власть массовой культуры и искусства американского типа. Особую опасность для формирования молодых поколений россиян представляют стремительно развивающиеся рекламная массовая культура и телевизионный шоу-бизнес, формирующие у молодежи оценку человека не по его делам и творческим достижениям, а успеху любой ценой. Сегодня нет телешоу, интернет- портала, которые не проповедовали бы возможность обогащения, выигрыша и пр., что смещает в сознании молодежи мотивацию в сторону сугубо меркантильных интересов».
В этих условиях значительно возрастает потребность в духовном становление и развитие подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование эстетической культуры, что и показывает мой опыт работы в школе по данной тематике. Традиционно в школе проводятся концерты, посвящённые праздничным датам: Дню Учителя, Международному женскому дню, Дню Матери, Дню Победы, готовятся литературно - музыкальные композиции, посвящённые важным датам Смоленской области и Вязьмы (День освобождения Смоленщины, День освобождения Вязьмы), и другим значимым датам календаря.
В первой четверти XXI века смена ценностных ориентиров привела к изменениям как в межкультурных, так и в общественных связях. Общество пришло к пониманию того, что необходимо произвести изменения государственной политики в области образования, переосмысления философии и концепции российского образования на всех уровнях, включая и начальную школу. Осуществить эти изменения в школе помогает внеурочная деятельность. В начальной школе значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса обучения, расширению общекультурного диапазона обучающихся. Музыка как искусство переживания и эмпатии прекрасно справляется с этой проблемой.
Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который становится более разнообразным и вариативным. Постижение школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства предполагает деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях в жизни класса, школы, города. Например, развитие у учащихся вокальных способностей является доступной формой приобщения детей к музыке, расширяет эстетический диапазон их деятельности.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат таит в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Развивать это умение учащимся начальной школы помогает программа внеурочной деятельности «Созвучие», которая побуждает желание находить самовыражение в гармонии звуков, получать удовлетворение от творчества. Расширение концертно-исполнительской деятельности, участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях даёт возможность учащимся показать свои артистические способности, помогает стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.
Данная программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области сольного и ансамблевого пения.
Цель программы - воспитание высоконравственной, творческой, инициативной личности- через активную музыкально-творческую деятельность, формирование у учащихся устойчивого интереса к пению, приобщение их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения. В связи с этим искусство вокала решает еще одну немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией вокализация является одним из факторов улучшения дикции и состояния дыхательного аппарата.
Активное использование на практике современных педагогических технологий помогают успешно осуществлять педагогическую деятельность.
В объединении «Созвучие» занимаются все желающие с 1 по 4 класс. Участники объединения принимают участие в подготовке и проведении традиционных праздников, концертов и общешкольных мероприятий.
Проблема эстетического воспитания в школе - это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, стремится воспитать не только сознательного гражданина и специалиста, но и человека с развитым вкусом к прекрасному. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».
Восприятие у учащихся младших классов еще не конкретно, мозаично, поверхностно. Ребенок не задерживает надолго внимание на одном предмете. Его больше интересует динамичность сюжета, нежели описательная картина. Особую значимость для младших школьников приобретает возможность посещения театральных постановок. Литературные произведения, разыгранные на сцене актерами, создают мощный эмоциональный фон. Ребенок сопереживает героям, получает удовольствие от просмотра постановки. Но ещё более ценно для ребёнка самому принимать участие в создании действа. Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения.
Решить данную проблему учащимся начальной школы помогает программа внеурочной деятельности «Кукольный театр». В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип развития креативности – т. е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Ценность театральной игры следует видеть не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении.
Возможности коммуникативной деятельности во время занятий безграничны. Она включает в себя такие действия, как :
- взаимное общение участников спектакля;
- общение с руководителем коллектива;
- постижение личностных смыслов, заложенных в художественное произведение его автором;
- общение с родителями, оказывающими помощь при подготовке к выступлению, со зрительным залом.
Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся. Ребята участвуют в конкурсах, показывают спектакли в школе.
Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, всё интересно. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие и приносит много радости.
В нашей школе каждый год проводится конкурс талантов «А вы так можете?!». Все желающие могут попробовать свои силы в разных номинациях: вокальной, хореографической, художественного чтения, оригинального жанра. Часто в постановке и показе номеров принимают участие родители. Совместная деятельность учащихся, родителей и преподавателей создаёт преемственность эстетического воспитания, берущее начало в семье и продолжающееся в школе.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность. Для решения этой задачи большое значение имеет возможности, которые открывают перед обучающимися программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления.
Литература:
Мамедова, И. М. Эстетическое воспитание школьников / И. М. Мамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 22.02.2021).
«Эстетическое воспитание подрастающего поколения: методология, возрастные особенности» https://mind-control.ru/deti/yesteticheskoe-vospitanie/
« Сущность культурно – эстетического развития младших школьников на современном этапе развития образования» Арябкина Ирина Валентиновна ,д.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного и начального общего образованияФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Кудашова Татьяна Владимировна, аспирант, педагог-психолог, Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Заокская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, «Педагогика искусства» №1 2018 г ISSN1997 - 4558
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всестороннее развитие личности школьника посредством внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...
Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника.
Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника....
Презентация «Казачество как фактор, влияющий на развитие личности школьника»
Презентация «Казачество как фактор, влияющий на развитие личности школьника»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное учителя Дементьевой Наталии Владимировны учителя начальных классов, первая категория
Представлена разработанная рабочая программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь" по программе развивающего обучения системы Л.В. Занкова. В материале есть...
Внеурочная деятельность, как одна из форм развития личности ребенка.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявля...
Внеурочная деятельность как фактор формирования музыкальной культуры младших школьников
Вопрос о важности внеурочной музыкальной кружковой работы в школе сегодня актуален как никогда, так как именно в музыкальной деятельности младший школьник может познать свои возмож...