Практическое применение методов личностно-ориентированного обучения в начальной школе.
методическая разработка по теме
Данный материал представлен в иде доклада на тему: "Практическое применение методов личностно-ориентированного обучения
в начальной школе". В нем я постаралась раскрыть содержание данной темы, опираясь на собственный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_fgos.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Практическое применение методов
личностно-ориентированного обучения
в начальной школе.
Учитель начальных классов
Шаймарданова Д. Х.
Елабуга
2013 год
Практическое применение методов
личностно-ориентированного обучения в начальной школе.
В настоящее время перед нашим государством, школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: вырастить детей не только физически крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, имеющими творческий подход к любому делу.
Важной особенностью системы личностно-ориентированного обучения является то, что данный процесс позиционируется, как развитие Личности ребенка, а значит, обучение должно быть нацелено не на весь класс - как единое целое, а на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно- ориентированную направленность.
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, задача учителя, прежде всего, заключается, в создании эмоционально- положительного настроя класса на работу. Случается, учитель не ставит плохой оценки, даже если ответ ученика того заслуживает, стараясь помочь слабым учащимся. Не всегда акцентирует внимание на проявление недисциплинированности, используя уроки, насыщенные разнообразными заданиями, несущими в себе как познавательный характер, так и развитие творческого потенциала учащихся. Это, безусловно, делает урок более интересным, увлекательным, более результативным, но при этом не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, (доведение навыков до автоматизма), то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.
Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников.
Поэтому в процессе планирования и организации уроков родного языка я опираюсь на некоторые из них:
- Использование возможностей для самовыражения учащихся, способствующих их самосовершенствованию и развитию потенциала;
- Применение разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
- Предоставление учащимся возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
- Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
- Организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
- Стимуляция учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;
- Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
- Подведение учащихся к выбору различных способов выполнения заданий.
Русский язык
Для повышения эффективности урока, развития интереса к русскому языку я применяю занимательные дидактические игры. Ученики с интересом ждут таких уроков и сами предлагают свои ребусы, кроссворды; подбирают загадки, пословицы.
На уроках у меня работают «Спонсоры» – дежурные, которые подготавливаются к минутке чистописания (во 2 - 4 классах). Они дома подбирают интересные стихи, загадки, ребусы или пословицы на определенную букву, например, «Что у цапли впереди, а у зайца сзади?» (буква ц) - «спонсор» записывает на доске эту букву – можно с узорами и записываем пословицу на эту букву.
Провожу занимательные минутки из книги рекордов Гиннеса – «Какая самая нерусская буква? – «Ф» - ни одного русского слова, начинающегося с этой буквы не существует. Далее выполняем минутку чистописания:
Фф
1) Ффа Ффе Ффё… (продолжить Ффи Ффо Ффу Ффы Ффэ Ффю Ффя)
2) фа фб фв фг… (продолжить фд фе фё фж фз и т.д.)
Фабрика, фонарь
Для опроса домашнего задания, для ответа на дополнительные вопросы играем в игру «Альтернатива» – необходимость выбора из возможных решений. Для этого ученик бросает кубики (два) и на пересечении этих цифр читает вопрос и отвечает на него, например: 5, 3 в каждой клетке вопрос (для 2 класса полегче, а для 3и 4 – посложнее). Это же самое применяю на уроках математики.
Также на уроках русского языка провожу элементы игры. «Поле чудес», например, задаю вопрос: «Место, где растут цветы?» (ребята по буквам отгадывают слово)
ц | в | е | т | н | и | к |
Затем даю разноуровневые задание к этому слову:
1 уровень: подобрать однокоренные слова; поставить ударение;
2 уровень: разобрать по составу; определить склонение;
3 уровень: просклонять по падежам; произвести фонетический разбор.
Также делю класс на две-три группы «Умники и умницы», чья команда больше соберет (за правильные ответы) орденов «шелкового умника», та команда и выиграла.
Литературное чтение
провожу викторины по пройденным произведениям, а также аукционы (продажа образов, персонажей и окружающих предметов), например,
а) продается образ «Среднего роста, плечистый и крепкий, ходит ..»
(С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»);
б) Продается явление природы: «Гремят раскаты молодые..»
(Ф. Тютчев «Весенняя гроза»)
в) Продается предмет: «Он взял счеты и подошел к ним. Покрутил, подержал, послушал и опять защелкал.
(Ходики, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц)
Провожу разновидность игры «Счастливый случай» (по обобщению темы)
1 | 2 | 5 | 6 |
3 | 4 | 7 | 8 |
9 | 10 | 13 | 14 |
11 | 12 | 15 | 16 |
Желтый – скороговорки,
Синий – кроссворды,
Зеленый – пословицы,
Красный – пересказ
В мешочке 17 бочонков с номерами от 1 до 17. Ученик вытаскивает бочонок с определенным номером, и все выполняют задания (пословицы, скороговорки и кроссворды на отдельных листках). (один бочонок –физминутка)
Следующая игра: «Собери картину» - определенная картина разрезается на несколько частей, а затем по этапам урока собирается учащимися и по собранной картинке составить рассказ, подобрать подобный ему из прочитанных произведений, сравнить героев.
Следующая игра – «Литературная дуэль»
1 уровень – соревнование на знание русских народных сказок
2 уровень – соревнование на знание содержания прочитанных произведений
3 уровень – составление стихотворений по предложенным рифмам
. Например: “опушка – кукушка”, “скворец – дворец”. Далее работала детская фантазия, и ребята сами выдумывали слова. С заданиями справились хорошо. Вот что получилось:
Лера М.: “Есть в лесу одна опушка,
Любит там сидеть кукушка”.
Максим Б.: “Прилетел весной скворец,
Быстро занял свой дворец”.
1. Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук. “Лежебока рыжий кот отлежал себе…(живот)”, «За-за-за-уходи домой коза»
Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:
Например: “У меня пропал носок
Утащил его… (пенёк, денёк, щенок)
Медведица рыщет,
Медвежат под ёлкой… (рыщет, ищет, свищет).
У меня на уроках « система бонусов » (фишки, рекламные карточки). Каждый правильный ответ ученика оценивается (фишками или рекламными карточками). Ответив правильно на вопрос, домашнее задание, каждый ученик получает фишку. Затем, набрав определенное количество фишек, ученик получает возможность купить на них все, что захочет в нашем классном магазине (товары для которого мы приобретаем на деньги из классного фонда, либо учащиеся приносят из дома различные игрушки, безделушки). Все это повышает интерес детей к учебе, даже самый скучный урок может превратиться для них в желаемый, долгожданный, самый увлекательный и интересный.
8. Рефлексивная деятельность (показать)
В своей книге «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» Ш.А.Амонашвили определяет технологию личностно-ориентированного процесса. «Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействуйте, выражайте ему « радость», «сочувствие» или «вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему», «выражайте живой интерес к увлечениям отдельных детей», «удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку» и т. п.
Список используемых источников:
1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/prakticheskoe-primenenie-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-v-shk
2. http://nsportal.ru/node/227582 Методическая разработка по теме:
« ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» (Из опыта работы). ШАймарданова Д. Х.
Сопутствующая литература:
- Аникина А.. Жарова Т., Акшина Т. Игры на уроках русского языка – М.: Русский язык, 1990
- Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике – М.: Просвещение, 1989
- Патрушева В.В. Играем, считаем // начальная школа. – 1994. - № 5
- Перькова О.И., М.А. Вержбицкая Время подводить итоги // Начальная школа. – 1989. - № 9
- Родионова Л.Г., Сазанова А.И. Раз, два три – отвечай!. – М., 1994
- Седова О.О. Элементы занимательности на уроках // Начальная школа. – 1982. - № 9-10
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.: Просвещение 1975
- Сахаров И.П. Н.Н Аменицкий Забавная арифметика. – С-Пб.: Лань, 1996
Комментарии
Практическое применение методов личностно-ориентированного
Надеюсь данная публикация пригодится в работе.