Статья "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
статья на тему

Бессонова Наталья Петровна

Использование исследовательской и проектной деятельности в системе начального образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ПРОЕКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Использование преимуществ исследовательской и проектной деятельности  при организации личностно ориентированного обучения школьников.

Использование исследовательской и проектной деятельности  в системе начального образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.

Во многих случаях использование современных исследовательской и проектной деятельности  дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам.

Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, при использовании исследовательской и проектной деятельности могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения.

Одно из центральных мест в теории личностно-ориентированного обучения занимает понятие «личность». Согласно определения, личностью является индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.

Личностно ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.

Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих:

- мотивацию к образованию и развитию личности школьника, ее интеллектуального и духовного начала;

- гуманное отношение к обучаемому.

Дидактическими принципами личностно-ориентированного обучения  в системе начального образования являются следующие принципы:

-  принцип самоценности индивидуума;

- принцип определенности школьника как активного субъекта познания;

-  принцип социализации обучаемого;

-  принцип опоры на субъективный опыт школьника;

-  принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;

- принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;

-  принцип развития коммуникативных способностей личности.

Принцип самоценности индивидуума основан на гуманном отношении к обучаемому, на признании самоценности индивидуума в качестве носителя субъективного опыта, на развитии и сохранении его самобытности, индивидуальной свободы, на раскрытии его творческих способностей, общественно полезных, уникальных личностных и интеллектуальных способностей.

Принцип определенности обучаемого как активного субъекта познания означает, что в процессе обучения педагогическое воздействие определяется собственной активностью каждого школьника, самостоятельным выбором целей, темпа и траектории обучения.

Принцип социализации обучаемого направлен на осуществление развития социальных способностей личности.

Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого предполагает учет субъективного опыта школьника, что позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий.

Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основным приоритетом личностно-ориентированного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности школьника, способствующих его самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению.

Принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. Реализация средств проектно – исследовательского обучения для начального образования должна быть основана на максимальном учете следующих индивидуальных психофизиологических особенностей школьника, его индивидуальных личностных свойств:

-  темперамент и волевые качества,

- особенности мышления,

- особенности восприятия, памяти, внимания,

-  мотивация,

- самооценка,

- уровни притязаний.

Принцип развития коммуникативных способностей личности предполагает формирование умений ценить и уважать окружающих, относиться гуманно к другим людям, умений общаться, отстаивать свою позицию, принимая во внимание мнение партнеров.

Практическая реализация принципов личностно-ориентированного обучения в системе начального образования, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ, основана на следующих требованиях:

- требование гуманного отношения к школьнику, признания его самоценности;

- требование индивидуализации и дифференциации обучения;

- требование создания условий, обеспечивающих возникновения собственной активности       обучаемых;

- требование обеспечения условий способствующих самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению обучаемого;

- требование учета субъективного опыта каждого школьника;

- требование учета субъективного опыта каждого школьника;

-  требование организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого;

-  требование обеспечения объективности контроля и измерения результатов обучения;

-  требование целесообразности использования возможностей средств ИКТ в школьном обучении;

- требование комплексного использования возможностей средств ИКТ при проведении разных уроков, в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения на основе применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Здоровьесбережение – это одно из приоритетных направлений нового этапа реформы системы образования. Задача педагога свести влияние отрицательных факторов до минимума. Главными, несомненно, остаются зд...

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Статья "Применение метода проектов в обучении школьников Основам безопасности жизнедеятельности"

В статье поднимается вопрос  о необходимости формирования умений и навыков у школьников безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (например, пожара), через активизацию у них п...

Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей  в логопедической практике....

Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)

В статье рассматриваются возможности  использования  опорных схем, как  оригинальный  вид наглядности, играющий  существенную роль в обучении....