Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
статья на тему
Методические основы технологии проектного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_kak_faktor_razvitiya_lichnosti_uchashchegosya.docx | 55.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения Голубь В.Т.., зам директора по УВР
“ Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”
( Из «Концепции модернизации российского образования» )
По итогам исследований международной программы по оценке образовательных достижений уч-ся PISA выявлено:
- Российские школьники испытывают затруднения в применении школьных знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различном формате;
- Российская школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям .
- Россия заняла 28 из 32 стран-участниц, разделив эту сомнительную честь с Польшей, Грецией, Португалией и Латвией. Победителями стали ученики из Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции…, Франции, США, Дании, Швейцарии…, Венгрии, а уступают только – Люксембург, Мексика и Бразилия. В списке лидеров страны, активно использующие проекты в обучении.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Программа проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленный на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Результаты анкетирования учителей МБОУ лицея №3
Вопрос 1: используете ли вы в своей педагогической деятельности проектную технологию?
Для успешного использования проектной технологии необходимо, прежде всего, знать теоретическую сторону вопроса
Методические основы технологии проектного обучения
Определение метода проектов
Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Цель метода проектов:
предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей
Задачи метода проектов:
-развить у учащихся познавательную деятельность,
-научить их самостоятельно овладевать знаниями,
-формировать свое мировоззрение и развивать критическое мышление;
-научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
-научить принимать самостоятельные аргументированные решения.
-формировать высококультурную и разностороннюю личность
Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций
-Поисковые (исследовательские) умения
-Умения и навыки работы в сотрудничестве
-Рефлексивные умения
-Коммуникативные умения
-Менеджерские и презентационные умения и навыки.
Классификация проектов:
-монопроекты
-межпредметные
-надпредметные
-текущие
-итоговые
-мини-проекты
-краткосрочные
-долгосрочные
Виды проектов:
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
Ролевой проект
Основные этапы проектной деятельности
I – погружение в проект;
II – организация деятельности;
III - осуществление деятельности;
IV – презентация проектов.
На каждом этапе должны быть решены свои задачи, а именно:
Проблемно – целевой этап
-для чего создается данный проект;
- чем вызвана необходимость его создания;
-как в дальнейшем будет использоваться данный проект;
-каким должен быть проект;
-кто будет создавать проект;
-какие знания, умения и навыки имеют учащиеся в начале и будут иметь в конце создания проекта.
Разработка сценария
-первичное изучение источников;
-отбор содержания;
-определяется примерный объем проекта;
-прописываются роли всех участников проекта;
-уточнение задач;
-уточнение календарного плана;
Практическая работа
-воплощение в жизнь поставленных задач;
-выполнение работы;
-«добывание» недостающих знаний и информации
-координация деятельности участников проекта
-консультирование по необходимости
Предварительная защита
-выявляются недоработки;
-намечаются пути устранения недостатков;
-производится отладка
Защита проекта
-презентация проекта;
-анализ результатов;
-самооценка;
-отчет.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Web-сайт
- Анализ данных социологического опроса
- Видеофильм
- Выставка
- Газета, журнал, справочник, буклет
- Учебное пособие
- Пакет рекомендаций
- Карта
- Сценарий и т. д.
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ:
- Деловая игра
- Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
- Инсценировка- диалог
- Игра с залом
- Научная конференция, доклад
- Пресс-коференция
- Путешествие, экскурсия
- Реклама
- Ролевая игра
- Спектакль
- Соревнование
- Телепередача и т. д.
Таким образом: Проект – это «пять П »:
-Проблема
-Проектирование (планирование)
-Поиск информации
-Продукт
-Презентация
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.
Учителю необходимо организовать проектную деятельность, если он желает:
-повысить мотивацию школьников к учению;
-расширить свой творческий потенциал;
-способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
-создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
-способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
-наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
-получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Данные опроса учителей МБОУ лицея №3:
Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства
Список ролей, которые предстоит "прожить" учителю по ходу реализации проекта:
-энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
-специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
-консультант, помогающий организовать работу;
-руководитель, помогающий планировать работу по времени;
-"человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;
-координатор группового процесса;
-эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Вывод:
Школа будущего- школа проектов.
Проект – это средство обучения
- Может применяться на уроке и во внеурочное время.
- Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.
- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
- Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме « Использование технологии проектного обучения с целью формирования УУД»
План самообразования составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка
Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом...
статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"
Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...
Презентация "Проектно – исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Это интересно!...
Методический семинар "Технология проектного обучения как механизм реализации ФГОС"
Данна презентация может стать сопровождением к докладу о проектоной деятельности...
Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности
Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности...
Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»
В докладе представлен опыт по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...