Развитие личности и активного творческого потенциала учащихся методом «Кроссенс»
учебно-методический материал (2 класс) на тему
КРОССЕНС КАК ПРИЕМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО Аннотация: статья посвящена проблеме возможностей использования кроссенса в образовательном процессе. Авторы детально объясняют понятие «кроссенс» и отмечают целесообразность применения данного методического приема, позволяющего на практике воплотить в деятельности учителя смену прио-ритетов, продиктованных целями системы современного образования. Ключевые слова: кроссенс, личностные результаты, метапредметные ре- зультаты. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... Л.Н. Толстой Федеральный государственный образовательный стандарт основного об- щего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно‐деятельностный подход, который обеспечи- вает «активную учебно‐познаватель. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже за- полнены картинками. Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу со- седних пар – двенадцать). Читать кроссенс можно одним из следующих способов: − сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким обра- зом получается цепочка, завернутая «улиткой» (рис. 1); − начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Централь- ным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе (рис. 2); − обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадра- тами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5 (рис. 3). Инновационные тенденции развития системы образования Современный урок в контексте реализации ФГОС Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ас- социативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, т.е. одним из трех выше перечисленных способов. На основе уровня связей, лежащих между кар- тинками, кроссенсы могут быть двух уровней – «базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс) и крос- сенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, за- дача ученика – разгадать кроссенс).ную деятельность обучающихся» [1, с. 5], направленную на формирование таких личностных результатов, как «формиро- вание коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст- никами, взрослыми в процессе образовательной, учебно‐исследовательской
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашей гимназии. Наш мастер - класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.
"Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
- Что это вы всё спорите?
- А ты кто такой?
- Я - Разум.
- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.
- Без кого же из нас человек не может обойтись?
- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
- Может ли торговец обойтись без логики?
- Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
- Опираясь на разум."
- А как вы считаете логика нужна в повседневной жизни?
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает.
Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает вопрос, а разве другие предметы не развивают логику и разум, вовсе нет. - Я прошу помочь мне моих коллег и приглашаю их выступить в роли моих учеников.
Посмотрите на слайд
Перед вами четыре картинки, что свызывает их? Каким одним словом их можно объединить? ( начать называть картинки: ( Бэт Кроссворд, бегут кросс, пёс Барбос и необыкновенный кросс, кроссовки) (слайд 1)
Каким словом они все объединены? (кросс) Наше слово кроссенс (слайд2)
В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Л.Н. Толстой говорил: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...”.
Развивающий метод “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.
Наш мастер класс на тему:
Развитие личности и активного творческого потенциала учащихся методом «Кроссенс» (слайд3)
- Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". (слайд4)
Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса- по периметру. Другой вид чтения- чтение крестом. Тогда картинки будут связаны таким образом: 2-5, 5-8, 6-5, 5-4. А можно найти узнаваемую для себя картинку и начать устанавливать взаимосвязи понятные вам. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае- это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.(слайд 5)
Актуальность использования метода: (слайд 6)
Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься - куда нас приведёт слово «образование»? По сути, школа занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны. Если сравнивать - и то и другое со строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые составляют фундамент; слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Изобилие образов тоже приветствуется не всеми. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие.
Например (слайд 7)
Ассоциативная цепочка: корень растения —> у моркови один корень —> один корень у слова —> однокоренные слова
Ассоциативная цепочка: молотком забивают гвозди, ударяют по ним —> не дает ударить —> кричит от испуга, гласная “а” —> корень есть у растения —> корень есть у слова —> безударная гласная в корне слова (слайд 8)
Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами.(слайд 9)
Кроссенс позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьем уровне - находят не только соседние ассоциации, но и перекрестные, на четвертом – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятом - создают свой кроссенс.
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует: (слайд10)
- развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;
- проявлению нестандартного мышления и креативности;
- развитию коммуникативных и регулятивных умений;
- формированию навыков работы с информацией;
- повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
На каких этапах урока можно использовать приём «Кроссес»? (Создать проблемную ситуацию или обобщить добытые учащимися знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).(слайд 11)
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности, литературным персонажам);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
! (слайды 12, 13)
Работа с кроссенсами.
Рефлексия (слайд 14)
В заключении я хочу коллеги, чтобы вы охарактеризовали кроссенс как методический приём, но все слова должны быть одной и той же части речи, попробуем, какие три сущ. ( ассоциации, логика, картинки)
Нар. ( интересно, креативно,познавательно)
Прил. (интересный, познавательный, сложный)
Глаг. ( сравниваешь, находишь, рассказываешь)
Итог Таким образом цель кроссенса, не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска и потенциала ученика.(слайд 15),
наш мастер класс хочу закончить словами Карамзина «не мешайте другим мыслить иначе» (слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
«Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ – технологии развивающего обучения».
Приёмы фантазирования.«Оживление – окаменение».Сказка, где главные герои – два неживых предмета. Клавиатура и компьютер....
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"
Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....