«Развитие логического мышления и творческого потенциала учащихся на уроке»
материал (1 класс) на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_logicheskogo_myshleniya_mladshikh_shkolniko1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

«Развитие логического мышления

и творческого потенциала учащихся на уроке»

                                      Подготовила: учитель начальных классов

                                                                Каткова Е.П.

2014 – 2015 учебный год

 Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

   Главная цель моей работы с детьми – развитие их умственных способностей, т. е. умений наблюдать, обобщать, делать выводы, находить закономерности. В результате этих действий, знания, которые получают ученики, должны служить пищей для ума.

  Наша программа «Школа России» и учебники (особенно математика) построены так, что позволяют проводить такую работу начиная с первых дней учебы в школе. Приведу несколько примеров заданий, которые я предлагаю детям на уроках по разным предметам.

   В учебнике математики предлагается огромный выбор заданий на логическое мышление, но в первые два месяца в первом классе я предлагаю детям различные графические диктанты. Работа с заданиями этого вида направлена на развитие таких общеинтелектуальных умений, как анализ, обобщение и аналогия.

  Постепенно авторы учебников вводят задания на поиск закономерностей, «логические ряды».

    Найди недостающее число, запиши закономерность, по которой ты нашел это число.

9, 7, 12, 10. 15, 13, …(18)

1 способ: поочередно осуществляем действия сложения и вычитания, т. е. вычитаем 2, прибавляем 5.

2 способ: осуществляем действие сложения – прибавляем по 3 через число.

1∆ 2∆∆ 3∆∆∆ …

19 28 37 46

11, 211, 3111…

 - Цель такой работы: развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать.

Форма работы может быть различная:

- индивидуальная:

- в парах;

- фронтальная.

Результат: осознанность действий со стороны самого ученика, развитие логического мышления.

«Ошибки – невидимки»

Ничего не зачеркивая, сделай ошибку невидимой. Дай разные варианты ответов.

10<10 10<100 10<10+5 15-10<10

8=7 8=7+1 15-8=7

6+3=10  6+3=10-1 1+6+3=10

Цель работы: развитие логического мышления, внимания, сообразительности.

Форма работы:

- индивидуальная;

- в парах;

- фронтальная.

Результат: развитие интереса к предмету, умения сравнивать, анализировать.

 Самые любимые задания для детей «Найди лишний предмет» (букву, число, цифру)

Такое же задание можно выполнять и на уроке русского языка. Например: Чистописание.

- Из каждого слова выпишите только орфограмму.

Артист, шина, Нина, работа.

- Получили: ашина

- А теперь послушайте загадку и догадайтесь какой буквы здесь не хватает:

                          Может бегать далеко,

                          Пьет бензин, как молоко.

- Получили новое словарное слово машина.

Далее идет обычная работа с новым словом:

- Что можно сказать об этом слове?

(Лексическое значение, количество слогов, ударение, безударная гласная, количество букв и звуков). Далее можно подобрать к этому слову однокоренные слова, составить предложение, выполнить фонетический разбор.

Словарная работа

- Соберите рассыпавшиеся слова, подчеркните орфограммы.

хо все рея хозяин

че ле ин черёмуха

на зя му навсегда

га ре гда галерея

на ро мое насекомое

а яц ко аромат

за се мат заяц

ха

- Как вы думаете, какое слово лишнее и почему?

(Заяц – 2 слога, самое короткое. Насекомое – 5 слогов, самое длинное. Навсегда – не обозначает предмет. Черемуха – в составе есть другое слово - муха, аромат и др.)

Анаграммы

Поменяй местами буквы в рассыпавшихся словах, относящихся к предмету «Окружающий мир». Запиши их, найди лишнее, объясни свой выбор.

Ш ь ы м (мышь) с ь р ы (рысь) ц а я з (заяц) т д я л е (дятел)

 Работа с текстом на уроке чтения строится по такому плану:

- Рассматривание иллюстрации

- Предположения о чем будет идти речь в тексте. (выслушиваются все мнения)

- Название текста. (дает новые идеи)

- Проверка предположений. (чтение текста)

После чтения вопросы по тексту.

- Какие были предположения, кто оказался ближе к истине?

- Далее учитель может предложить детям такой фрагмент из текста, где нужно логически домыслить содержание.

В результате такой работы происходит рост уровня учебно-познавательной деятельности учащихся, развивается логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, фантазировать, развитие интереса к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках внеклассного чтения

В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. П...

по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"

Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА НА УРОКЕ»

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей и логического мышления учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зар...