«Развитие логического мышления и творческого потенциала учащихся на уроке»
материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»
«Развитие логического мышления
и творческого потенциала учащихся на уроке»
Подготовила: учитель начальных классов
Каткова Е.П.
2014 – 2015 учебный год
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Главная цель моей работы с детьми – развитие их умственных способностей, т. е. умений наблюдать, обобщать, делать выводы, находить закономерности. В результате этих действий, знания, которые получают ученики, должны служить пищей для ума.
Наша программа «Школа России» и учебники (особенно математика) построены так, что позволяют проводить такую работу начиная с первых дней учебы в школе. Приведу несколько примеров заданий, которые я предлагаю детям на уроках по разным предметам.
В учебнике математики предлагается огромный выбор заданий на логическое мышление, но в первые два месяца в первом классе я предлагаю детям различные графические диктанты. Работа с заданиями этого вида направлена на развитие таких общеинтелектуальных умений, как анализ, обобщение и аналогия.
Постепенно авторы учебников вводят задания на поиск закономерностей, «логические ряды».
Найди недостающее число, запиши закономерность, по которой ты нашел это число.
9, 7, 12, 10. 15, 13, …(18)
1 способ: поочередно осуществляем действия сложения и вычитания, т. е. вычитаем 2, прибавляем 5.
2 способ: осуществляем действие сложения – прибавляем по 3 через число.
1∆ 2∆∆ 3∆∆∆ …
19 28 37 46
11, 211, 3111…
- Цель такой работы: развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать.
Форма работы может быть различная:
- индивидуальная:
- в парах;
- фронтальная.
Результат: осознанность действий со стороны самого ученика, развитие логического мышления.
«Ошибки – невидимки»
Ничего не зачеркивая, сделай ошибку невидимой. Дай разные варианты ответов.
10<10 10<100 10<10+5 15-10<10
8=7 8=7+1 15-8=7
6+3=10 6+3=10-1 1+6+3=10
Цель работы: развитие логического мышления, внимания, сообразительности.
Форма работы:
- индивидуальная;
- в парах;
- фронтальная.
Результат: развитие интереса к предмету, умения сравнивать, анализировать.
Самые любимые задания для детей «Найди лишний предмет» (букву, число, цифру)
Такое же задание можно выполнять и на уроке русского языка. Например: Чистописание.
- Из каждого слова выпишите только орфограмму.
Артист, шина, Нина, работа.
- Получили: ашина
- А теперь послушайте загадку и догадайтесь какой буквы здесь не хватает:
Может бегать далеко,
Пьет бензин, как молоко.
- Получили новое словарное слово машина.
Далее идет обычная работа с новым словом:
- Что можно сказать об этом слове?
(Лексическое значение, количество слогов, ударение, безударная гласная, количество букв и звуков). Далее можно подобрать к этому слову однокоренные слова, составить предложение, выполнить фонетический разбор.
Словарная работа
- Соберите рассыпавшиеся слова, подчеркните орфограммы.
хо все рея хозяин
че ле ин черёмуха
на зя му навсегда
га ре гда галерея
на ро мое насекомое
а яц ко аромат
за се мат заяц
ха
- Как вы думаете, какое слово лишнее и почему?
(Заяц – 2 слога, самое короткое. Насекомое – 5 слогов, самое длинное. Навсегда – не обозначает предмет. Черемуха – в составе есть другое слово - муха, аромат и др.)
Анаграммы
Поменяй местами буквы в рассыпавшихся словах, относящихся к предмету «Окружающий мир». Запиши их, найди лишнее, объясни свой выбор.
Ш ь ы м (мышь) с ь р ы (рысь) ц а я з (заяц) т д я л е (дятел)
Работа с текстом на уроке чтения строится по такому плану:
- Рассматривание иллюстрации
- Предположения о чем будет идти речь в тексте. (выслушиваются все мнения)
- Название текста. (дает новые идеи)
- Проверка предположений. (чтение текста)
После чтения вопросы по тексту.
- Какие были предположения, кто оказался ближе к истине?
- Далее учитель может предложить детям такой фрагмент из текста, где нужно логически домыслить содержание.
В результате такой работы происходит рост уровня учебно-познавательной деятельности учащихся, развивается логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, фантазировать, развитие интереса к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...
Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках внеклассного чтения
В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. П...
по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"
Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...
«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА НА УРОКЕ»
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей и логического мышления учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зар...