Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
рабочая программа по теме
Пояснительная записка
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного образования на данном этапе- это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности.
1. компетентность разрешения проблем
2. информационная компетентность.
3. коммуникативная компетентность.
Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимание учащихся, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектирования всегда предлагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование значит, умений в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться а информационном пространстве, развитие критического мышления. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностны качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Занятия методом проектирования- это удел не только учителей- новаторов, но и всех творческих людей. Особо важно заниматься творческой, научно поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идёт активное формирование процессов детей и их личностное и социальное становление.
Цель проектно - исследовательской деятельности: развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность.
Задачи проектно- исследовательской деятельности::
• развитие познавательной потребности у младших школьников;
• повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность;
• усиление диагностической работы учителей совместно с психологами по отслеживанию у учащихся развития памяти, внимания, логического мышления.
Программа построена на принципах гуманистической психологии, принципах развития обучения и учетом особого содержания программного материала. Принципы гуманистической психологии: безоценочности, принятии других, безопасности, поддержки и сопровождении по жизни. Принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.
Проектно-исследовательская деятельность ведется как в рамках отдельных уроков базисного цикла (окружающий мир, литература, русский язык, внеклассное чтение), так и в рамках блока дополнительного образования.
В рамках часов дополнительного образования данная работа предусматривается на протяжении всего начального обучения. Количество занятий рассчитано два раза в месяц. Большое значение уделяется созданию проектов.Тема проекта определяется школьным методическим советом в начале учебного года. Для выполнения проекта формируются микрогруппы, имеющие собственные задачи. Руководят работой микрогрупп классные руководители. Родители оказывают значительную помощь и являются полноправными участниками проектной деятельности. При выборе тем проекта для конкретных учащихся принимаются во внимание их собственные интересы и жизненный опыт. Таким образом, удается в значительной степени повысить мотивацию ребенка к выполнению проектной работы.
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в современном мире, стать полноправным членом общества.
Тематическое планирование занятий
проектно-исследовательской деятельности
1 класс / 17 часов/ | ||||
Путешествие в страну знаний | ||||
1 |
«Плывет ,плывет кораблик» | -способствовать развитию познавательной активности; учить учащихся работать с различными источниками информации; вызвать интерес к самостоятельному изучению учебного материала по заданной теме; - познакомить учащихся с новыми знаниями об обществе, о стране; прививать учащимся навыки совместного существования в обществе; учить стремиться к самореализации в жизни; - продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас; -развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ; -создавать условия для более близкого знакомства детей в микрогруппе; стимулировать внутригрупповое общение; способствовать успешной адаптации к школе; прививать навыки безопасного поведения на улицах города; прививать чувство ответственности за будущее страны. | ||
2. |
Почему звенит звонок? | |||
3. |
Когда ты станешь взрослым | |||
Поклонники вечной красоты | ||||
4 |
Волшебные краски природы | - приобщить учащихся к изучению народных художественных промыслов: Хохлома, Павлово-Посад, Городец; совместно изучить место сказочной птицы в русских сказках и у других народов, в мифах; -развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности. -воспитание у детей чувства прекрасного, учить любоваться красотой, яркостью различных предметов окружающего мира. Содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работы. прививать чувство уважения к людям других национальностей; прививать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину. | ||
5 |
«Волшебная птица»
| |||
История создания одного предмета | ||||
6 |
«Откуда к нам приходит хлеб» | -способствовать развитию познавательной активности; учить учащихся работать с различными источниками информации; вызвать интерес к самостоятельному изучению учебного материала по заданной теме; -расширить кругозор детей новыми знаниями; научить пользоваться знаниями на практике, научиться описывать свои наблюдения и объяснять их, отвечать полными ответами на поставленные вопросы; добиваться от детей творчески применять знания; учить учащихся создавать собственные модели одежды, с помощью взрослых узнать историю создания того или иного предмета одежды; вызвать у учащихся интерес к самостоятельному изучению истории возникновения искусства-оригами; учить работать в коллективе; устанавливать закономерности происходящего; -вырабатывать у детей навыки истолкования своего опыта; учить учащихся выявлять потенциальные опасности окружающих предметов, правильно обращаться с ними; закреплять навыки безопасного поведения на улицах города; - продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас; развивать логическое мышление, языковую догадку; -поощрять проявление интереса к самостоятельному изучению учебного материала; воспитывать в детях чувство самодостаточности, сопричастности с миром. | ||
7 |
«Путешествие в мир одежды» | |||
8 |
«История бумажного журавлика»
| |||
9 |
Зачем нужны автомобили? | |||
10 |
Что вокруг нас может быть опасным | |||
Удивительный мир природы | ||||
11 |
«Кто сказал: «Мяу?»» | -познакомить с разнообразием животного и растительного мира страны ; привлекать детей к решению практических и теоретических задач; - способствовать стремлению учащихся к исследованию неизвестного; учить детей применять знания на практике; поощрять стремление учащихся самостоятельно изучать материал; научить распознавать обитателей местных водоемов; устанавливать связь между природными сообществами; путем самостоятельного изучения учебного материала пополнять знания о маленьких и больших тайнах природы; учить учащихся самостоятельно ориентироваться в лесу, не наносить вреда, оберегая ее; обучать оперировать энциклопедическими знаниями; -пополнять словарный запас учащихся; формировать библиотечно-поисковые навыки; -воспитание чувства любви к животным; прививать навыки правильного поведения с животными.
| ||
12 |
Обитатели зоопарка | |||
13 |
Кто такие рыбы | |||
14 |
Тишина леса
| |||
Мудрость добра | ||||
15 |
Уроки доброты |
- учить учащихся ориентироваться на удовлетворение познавательных интересов; учить пользоваться энциклопедическими знаниями, ориентироваться в различных видах словарей; продолжить развивать речевые умения учащихся , их словарного запаса, логическое мышление, творческие способности; - формировать у детей культуру поведения, учить находить компромисс к разрешению конфликтов; вселять в детях уверенность, прививать чувство сопереживания. учить учащихся ориентироваться в информационных источниках, работая совместно со сверстниками и со взрослыми; обучать применять полученные знания и навыки в жизни; --помочь детям преодолевать трудности в общении с окружающими людьми; воспитание чувства доброжелательности.
| ||
16 |
История ежика Гоши | |||
17 |
Улыбка дарит здоровье
| |||
2 класс / 18 часов/ | ||||
Природа на службе человека | ||||
1 |
«В царстве Берендея» | - способствовать стремлению учащихся к исследованию неизвестного; учить детей применять знания на практике; формировать у учащихся самосознание и духовное здоровье; углублять и расширять знания учащихся о природе родного края; - совершенствовать монологическую речь учащихся; углублять и расширять кругозор детей;развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности; -воспитание у детей чувства прекрасного, учить любоваться красотой, яркостью различных предметов окружающего мира. Содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работы. Прививать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину; прививать бережное отношение к окружающей среде.
| ||
2 |
Представление о времени | |||
3 |
«Летают бабочки , летают» | |||
4 |
«Росой окропились цветы на полях» | |||
5 |
«В очарование русского пейзажа» | |||
6 |
«Лесная аптека»
| |||
«Привет тебе , моя любовь, Россия !» | ||||
7 |
Празднование Нового года | -вовлечь детей в процесс изучения истории празднования Нового года; способствовать раскрытию способностей каждого ребенка; вовлечь детей в процесс изучения творения национального зодчества: храмами, соборами, церквями, мечетями; показать ,как данная тема нашла свое воплощение в литературе, в изобразительном искусстве; -развивать организаторские способности каждого ребенка; развивать умения работать в команде; развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ; - стимулировать внутригрупповое общение; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку; прививать чувство уважения к людям различных национальностей;. прививать навыки безопасного поведения на улицах города. | ||
8 |
История моей улицы | |||
9 |
История одной фотографии | |||
10
|
«Есть в России святые места»
| |||
Светлый и чудесный мир сказок | ||||
11 |
«В гостях у сказки» | -учить учащихся анализировать , делать выбор книг для самостоятельного чтения; вовлечь детей в процесс изучения творчества Г.Х.Андерсена, познакомить с особенностями его сказок; показать важность вопросов и проблем, рассматривающихся в сказках;учить детей создавать собственные сказки; -развивать умения высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; выполнять работу с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях); создавать свои творческие работы; - способствовать развитию креативности, образного мышления; развивать у учащихся умения строить связанные высказывания, учить слушать других;- воспитывать чувство сострадания, уверенности в себе, в своих силах; прививать чувство любви и заботы к окружающим людям | ||
12 |
«Это все я,поэт-чародей»
| |||
13 |
Экологическая сказка | |||
14 |
Прямо в гости к человеку по фамилии Г.Х.Андерсен | |||
15 |
«Прилетел вдруг волшебник»
| |||
Путешествие по «Играй –городу» | ||||
16 |
«Собирайся детвора, начинается игра»
| - познакомить учащихся с особенностями народного колорита; познакомить учащихся с традициями народов страны; побуждать детей к глубоким суждениям о значении знаний истории празднования различных праздников; - способствовать развитию креативности, образного мышления; развивать у учащихся умения строить связанные высказывания, учить слушать других;- воспитывать чувство сострадания, уверенности в себе, в своих силах; пробуждать у детей чувство преклонения перед талантом мастеровых, чувство гордости за свою Родину и любви к ней. | ||
17 |
В гостях у самовара»
| |||
18 |
Ах, этот праздник – Сабантуй!
| |||
3 класс /18 часов/ | ||||
Россия-наш дом родной | ||||
1 |
Растения моего края | -расширить представления детей о стране ,о выдающихся людях страны; показать глубокую связь с историей родины; формировать у учащихся самосознание и духовное здоровье; содействовать осознанию позиции школьника; прививать навыки самореализации в жизни, настрой на позитивное будущее;развивать интерес к самому себе, к другим; способствовать к рефлексии своего состояния; - развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности; развивать логическое мышление , умение делать обобщения; -воспитывать чувство восхищения перед примером жизни выдающихся людях страны; способствовать личностному росту учащихся.
| ||
2 |
Моя Красная книга | |||
3 |
Помощь местным растениям и животным | |||
4 |
Люблю тебя, Петра творение! | |||
5 |
Путешествие в лесную школу | |||
6 |
Гимн мужеству и героизму | |||
7 | Путешествие по городам республики | |||
8 |
«Русь моя, люблю твои березы» | |||
9 |
«Родники вы мои ,родники»
| |||
Неизвестное об известном | ||||
10 |
Книга-лучший друг
|
-приобщить детей к изучению культуры народов других стран; сформировать у учащихся образы разных жителей планеты; формировать уважительное ,заинтересованное отношение детей к опыту и жизни представителей различных национальностей, которые потратили много сил на процветание своей страны; -расширять кругозор учащихся в области достижения отечественной и зарубежной науки; развивать эстетический вкус; активно включать учащихся в процесс самообразования и саморазвития ;развивать умения доказательства или опровержени; -стимулировать творчество, исследовательские умения; воспитывать чувство уважения к людям различных национальностей. | ||
11 |
В научном городке | |||
12 |
Музыка-мировой язык | |||
13 |
Примечательные чужеземцы | |||
14 |
Откуда к нам приехал велосипед | |||
15 |
Великая сила огня | |||
16 |
Ах,вернисаж,ах,вернисаж! | |||
Пишем историю страны | ||||
17 |
Журнал моего класса | - вовлечь детей в процесс написания летописи классного коллектива, своей семьи; раскрыть способности каждого ребенка; -развивать организаторские способности в каждом; умения работать в команде; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку; воспитывать чувство уважения друг к другу, ко всем членам семьи; воспитывать в детях чувство сопричастности с историей страны.
| ||
18 |
Летопись нашей семьи | |||
4 класс /18 часов/ | ||||
Пишем историю страны | ||||
1 |
Машина времени | - развивать познавательный интерес к истории Родины; воспитывать чувство гордости за ее историю; познакомить детей с историей Государственного флага; познакомить детей с разнообразием профессий, реализовавшихся в которых, дети могут достичь многого - продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас; развивать логическое мышление, языковую догадку; -воспитывать у детей чувство патриотизма; развивать уровень самооценки учащихся; прививать чувство уважения к людям различных профессий; воспитывать чувство уважения к близким, к самому себе. | ||
2 |
Не перевелись на Руси богатыри.» | |||
3 |
«Мамы всякие нужны, мамы разные важны» | |||
4 |
«История моего имени» | |||
5 |
История флага Российского | |||
Если хочешь быть здоров | ||||
6 |
«Нежгучая крапива» |
убедить учащихся в необходимости соблюдения здорового образа жизни; расширять знания детей о предметах личной гигиены, о режиме дня ,о чистоте и аккуратности - формировать гигиенические навыки; пополнять словарный запас учащихся; формировать библиотечно-поисковые навыки; -воспитывать стремление совершенствовать культуру души и тела; способствовать воспитанию аккуратности и потребности в личной гигиене. | ||
7 |
Что такое гигиена. Для чего она нужна?
| |||
Карусель открытий | ||||
8 |
Великие тайны природы | -помочь учащимся осознать, что Земле необходима защита; закреплять у учащихся знания о растительном и животном мире сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы; приобщить учащихся к открытию нового, неизведанного; научить находить звезды на небе. -развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать и обобщать. -прививать любовь к родному краю, стремление охранять окр.среду. | ||
9 |
«Любопытный муравьишка» | |||
10 |
Солнце и луна
| |||
Я-единственный на планете | ||||
11 |
«В гостях у снежной королевы»
| -способствовать личностному росту ребенка; создавать положительное эмоциональное настроение; перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку; -развивать социальные эмоции, коммуникативные навыки, внутреннюю активность детей; -помочь детям осознать свою индивидуальность, свою сопричастность с миром. | ||
12 |
Сказочные задачи
| |||
13 |
Мой друг-мультик | |||
Азбука безопасности | ||||
15 |
Один дома | -активизировать внимание детей на возможности реальных опасностей; учить находить выход из трудной ситуации; не бояться быть находчивым и решительным; учить быть бдительными и настороженными; -развивать организаторские способности каждого ребенка; развивать умения работать в команде; развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ; - стимулировать внутригрупповое общение; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку; формировать навык грамотного поведения на улицах и дорогах города;
| ||
16 |
Царство светофора | |||
17 |
Я выбираю сам | |||
18 |
Природные катаклизмы
| |||
Предполагаемые результаты:
1. Разработка системы методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности интеллекта и стилей учений учащихся. Индивидуализация обучения в младшей школе строится на учете особенностей интеллекта и индивидуального стиля учащихся, а так же их индивидуальных интересов.
2.Развитие коммуникативных навыков – эти навыки формируются в ходе проектно-исследовательской деятельности: организация внутригруппового сотрудничества и делового общения, совместная выработка решений, разрешение демократическим путем конфликтных ситуаций.
Данных результаты будут достигнуты, если будут применяться следующие методы:
•составление индивидуальных профилей и рекомендаций для каждого учащегося.
•психологическая диагностика особенностей интеллекта и стилей учений учащихся.
•создание и отработка соответствующих методических приемов обучения.
•использование инновационных технологий (проблемное обучение, проектный метод, здоровье сберегающие технологии, сказкатерапия и др.)
В ходе реализации программы эти принципы внедряются посредствам соблюдения следующих положений:
1.Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка;
2.Позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;
3.Использовать ошибку, как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
4.Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребенка;
5.Создать климат взаимного доверия.
6.Обеспечить независимость в выборе и принятия решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственные предложения.
Анализ развития творческих возможностей учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, выявил высокий развивающий эффект . В наибольшей мере этот эффект сказывается на развитии гибкости и оригинальности мышления – показателях, рост которых обеспечивает переход к высокому уровню развития творческого мышления, способности выдвигать нестандартные, разнообразные идеи.
Полученные результаты свидетельствуют, что проектно-исследовательская деятельность формирует основную предпосылку творческого развития – открытость новому опыту, и создает условия для проявления индивидуального своеобразия творческих возможностей учащихся, для личностного роста каждого.
Список использованной литературы:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М 2001.- 9 с.
2.Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие.
М.: Сервисшкола , 2003- 195 с.
3.Шаехова Р.К.Ступеньки к творчеству. Казань : Мастер Лайн, 2000. – 46 с.
4.Северина О.А. Введение в историю. Волгоград : Учитель-АстЮ, 2004. – 43 с.
5.Амбросьева Н.Н. Сказкотерапия для школьников. М. : Глобус ,2006. – 40 с.
6.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.
М. : Феникс, 2005.-135 с.
7.Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности . Волгоград : Учитель,
-76 с.
8.Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. М. : Вако,2007. - .3 с.
8.Климентовская З.В.Стихи и сказки на уроках в начальной школе. Ярославль : Академия развития ,2006. – 64 с.
9. Курганский С.М. Путешествие по Играй-городу. М. : 5 за знания , 2007.- 36 с.
10.Данилов Д.Д. Мое Отечество. М. :Баласс , 2002.
11.Жиренко О.Е.,Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия. М. :Вако,2006.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и науки Республики Татарстан
Управление образования г. Альметьевск
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор СОШ№10 зам .директора по УВР на заседании МО
____Г.Г.Мингазова ____ М.М.Курамшина протокол №1 от
«__» сентября 2010 г. «___» сентября 2010 г. «___» сентября 2010 г.
Авторская программа
«Развитие творческого потенциала
учащихся начальной школы
посредством проектно-исследовательской деятельности»
Составила: Зинурова З.А.,учитель начальной школы
2 квалификационной категории
МОУ СОШ№10 с углубленным
изучением отдельных предметов г.Альметьевск
Пояснительная записка
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного образования на данном этапе- это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности.
1. компетентность разрешения проблем
2. информационная компетентность.
3. коммуникативная компетентность.
Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимание учащихся, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектирования всегда предлагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование значит, умений в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться а информационном пространстве, развитие критического мышления. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностны качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Занятия методом проектирования- это удел не только учителей- новаторов, но и всех творческих людей. Особо важно заниматься творческой, научно поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идёт активное формирование процессов детей и их личностное и социальное становление.
Цель проектно - исследовательской деятельности: развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность.
Задачи проектно- исследовательской деятельности::
• развитие познавательной потребности у младших школьников;
• повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность;
• усиление диагностической работы учителей совместно с психологами по отслеживанию у учащихся развития памяти, внимания, логического мышления.
Программа построена на принципах гуманистической психологии, принципах развития обучения и учетом особого содержания программного материала. Принципы гуманистической психологии: безоценочности, принятии других, безопасности, поддержки и сопровождении по жизни. Принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.
Проектно-исследовательская деятельность ведется как в рамках отдельных уроков базисного цикла (окружающий мир, литература, русский язык, внеклассное чтение), так и в рамках блока дополнительного образования.
В рамках часов дополнительного образования данная работа предусматривается на протяжении всего начального обучения. Количество занятий рассчитано два раза в месяц. Большое значение уделяется созданию проектов.Тема проекта определяется школьным методическим советом в начале учебного года. Для выполнения проекта формируются микрогруппы, имеющие собственные задачи. Руководят работой микрогрупп классные руководители. Родители оказывают значительную помощь и являются полноправными участниками проектной деятельности. При выборе тем проекта для конкретных учащихся принимаются во внимание их собственные интересы и жизненный опыт. Таким образом, удается в значительной степени повысить мотивацию ребенка к выполнению проектной работы.
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в современном мире, стать полноправным членом общества.
Тематическое планирование занятий
проектно-исследовательской деятельности
1 класс / 17 часов/ |
Путешествие в страну знаний |
1 | «Плывет ,плывет кораблик» | -способствовать развитию познавательной активности; учить учащихся работать с различными источниками информации; вызвать интерес к самостоятельному изучению учебного материала по заданной теме; - познакомить учащихся с новыми знаниями об обществе, о стране; прививать учащимся навыки совместного существования в обществе; учить стремиться к самореализации в жизни; - продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас; -развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ; -создавать условия для более близкого знакомства детей в микрогруппе; стимулировать внутригрупповое общение; способствовать успешной адаптации к школе; прививать навыки безопасного поведения на улицах города; прививать чувство ответственности за будущее страны. |
2. | Почему звенит звонок? |
3. | Когда ты станешь взрослым |
Поклонники вечной красоты |
4 | Волшебные краски природы | - приобщить учащихся к изучению народных художественных промыслов: Хохлома, Павлово-Посад, Городец; совместно изучить место сказочной птицы в русских сказках и у других народов, в мифах; -развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности. -воспитание у детей чувства прекрасного, учить любоваться красотой, яркостью различных предметов окружающего мира. Содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работы. прививать чувство уважения к людям других национальностей; прививать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину. |
5 | «Волшебная птица» |
История создания одного предмета |
6 | «Откуда к нам приходит хлеб» | -способствовать развитию познавательной активности; учить учащихся работать с различными источниками информации; вызвать интерес к самостоятельному изучению учебного материала по заданной теме; -расширить кругозор детей новыми знаниями; научить пользоваться знаниями на практике, научиться описывать свои наблюдения и объяснять их, отвечать полными ответами на поставленные вопросы; добиваться от детей творчески применять знания; учить учащихся создавать собственные модели одежды, с помощью взрослых узнать историю создания того или иного предмета одежды; вызвать у учащихся интерес к самостоятельному изучению истории возникновения искусства-оригами; учить работать в коллективе; устанавливать закономерности происходящего; -вырабатывать у детей навыки истолкования своего опыта; учить учащихся выявлять потенциальные опасности окружающих предметов, правильно обращаться с ними; закреплять навыки безопасного поведения на улицах города; - продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас; развивать логическое мышление, языковую догадку; -поощрять проявление интереса к самостоятельному изучению учебного материала; воспитывать в детях чувство самодостаточности, сопричастности с миром. |
7 | «Путешествие в мир одежды» |
8 | «История бумажного журавлика» |
9 | Зачем нужны автомобили? |
10 | Что вокруг нас может быть опасным |
Удивительный мир природы |
11 | «Кто сказал: «Мяу?»» | -познакомить с разнообразием животного и растительного мира страны ; привлекать детей к решению практических и теоретических задач; - способствовать стремлению учащихся к исследованию неизвестного; учить детей применять знания на практике; поощрять стремление учащихся самостоятельно изучать материал; научить распознавать обитателей местных водоемов; устанавливать связь между природными сообществами; путем самостоятельного изучения учебного материала пополнять знания о маленьких и больших тайнах природы; учить учащихся самостоятельно ориентироваться в лесу, не наносить вреда, оберегая ее; обучать оперировать энциклопедическими знаниями; -пополнять словарный запас учащихся; формировать библиотечно-поисковые навыки; -воспитание чувства любви к животным; прививать навыки правильного поведения с животными. |
12 | Обитатели зоопарка |
13 | Кто такие рыбы |
14 | Тишина леса |
Мудрость добра |
15 | Уроки доброты | - учить учащихся ориентироваться на удовлетворение познавательных интересов; учить пользоваться энциклопедическими знаниями, ориентироваться в различных видах словарей; продолжить развивать речевые умения учащихся , их словарного запаса, логическое мышление, творческие способности; - формировать у детей культуру поведения, учить находить компромисс к разрешению конфликтов; вселять в детях уверенность, прививать чувство сопереживания. учить учащихся ориентироваться в информационных источниках, работая совместно со сверстниками и со взрослыми; обучать применять полученные знания и навыки в жизни; --помочь детям преодолевать трудности в общении с окружающими людьми; воспитание чувства доброжелательности. |
16 | История ежика Гоши |
17 | Улыбка дарит здоровье |
2 класс / 18 часов/ |
Природа на службе человека |
1 | «В царстве Берендея» | - способствовать стремлению учащихся к исследованию неизвестного; учить детей применять знания на практике; формировать у учащихся самосознание и духовное здоровье; углублять и расширять знания учащихся о природе родного края; - совершенствовать монологическую речь учащихся; углублять и расширять кругозор детей;развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности; -воспитание у детей чувства прекрасного, учить любоваться красотой, яркостью различных предметов окружающего мира. Содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работы. Прививать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину; прививать бережное отношение к окружающей среде. |
2 | Представление о времени |
3 | «Летают бабочки , летают» |
4 | «Росой окропились цветы на полях» |
5 | «В очарование русского пейзажа» |
6 | «Лесная аптека» |
«Привет тебе , моя любовь, Россия !» |
7 | Празднование Нового года | -вовлечь детей в процесс изучения истории празднования Нового года; способствовать раскрытию способностей каждого ребенка; вовлечь детей в процесс изучения творения национального зодчества: храмами, соборами, церквями, мечетями; показать ,как данная тема нашла свое воплощение в литературе, в изобразительном искусстве; -развивать организаторские способности каждого ребенка; развивать умения работать в команде; развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ; - стимулировать внутригрупповое общение; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку; прививать чувство уважения к людям различных национальностей;. прививать навыки безопасного поведения на улицах города. |
8 | История моей улицы |
9 | История одной фотографии |
10 | «Есть в России святые места» |
Светлый и чудесный мир сказок |
11 | «В гостях у сказки» | -учить учащихся анализировать , делать выбор книг для самостоятельного чтения; вовлечь детей в процесс изучения творчества Г.Х.Андерсена, познакомить с особенностями его сказок; показать важность вопросов и проблем, рассматривающихся в сказках;учить детей создавать собственные сказки; -развивать умения высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; выполнять работу с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях); создавать свои творческие работы; - способствовать развитию креативности, образного мышления; развивать у учащихся умения строить связанные высказывания, учить слушать других;- воспитывать чувство сострадания, уверенности в себе, в своих силах; прививать чувство любви и заботы к окружающим людям |
12 | «Это все я,поэт-чародей» |
13 | Экологическая сказка |
14 | Прямо в гости к человеку по фамилии Г.Х.Андерсен |
15 | «Прилетел вдруг волшебник» |
Путешествие по «Играй –городу» |
16 | «Собирайся детвора, начинается игра» | - познакомить учащихся с особенностями народного колорита; познакомить учащихся с традициями народов страны; побуждать детей к глубоким суждениям о значении знаний истории празднования различных праздников; - способствовать развитию креативности, образного мышления; развивать у учащихся умения строить связанные высказывания, учить слушать других;- воспитывать чувство сострадания, уверенности в себе, в своих силах; пробуждать у детей чувство преклонения перед талантом мастеровых, чувство гордости за свою Родину и любви к ней. |
17 | В гостях у самовара» |
18 | Ах, этот праздник – Сабантуй! |
3 класс /18 часов/ |
Россия-наш дом родной |
1 | Растения моего края | -расширить представления детей о стране ,о выдающихся людях страны; показать глубокую связь с историей родины; формировать у учащихся самосознание и духовное здоровье; содействовать осознанию позиции школьника; прививать навыки самореализации в жизни, настрой на позитивное будущее;развивать интерес к самому себе, к другим; способствовать к рефлексии своего состояния; - развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности; развивать логическое мышление , умение делать обобщения; -воспитывать чувство восхищения перед примером жизни выдающихся людях страны; способствовать личностному росту учащихся. |
2 | Моя Красная книга |
3 | Помощь местным растениям и животным |
4 | Люблю тебя, Петра творение! |
5 | Путешествие в лесную школу |
6 | Гимн мужеству и героизму |
7 | Путешествие по городам республики |
8 | «Русь моя, люблю твои березы» |
9 | «Родники вы мои ,родники» |
Неизвестное об известном |
10 | Книга-лучший друг | -приобщить детей к изучению культуры народов других стран; сформировать у учащихся образы разных жителей планеты; формировать уважительное ,заинтересованное отношение детей к опыту и жизни представителей различных национальностей, которые потратили много сил на процветание своей страны; -расширять кругозор учащихся в области достижения отечественной и зарубежной науки; развивать эстетический вкус; активно включать учащихся в процесс самообразования и саморазвития ;развивать умения доказательства или опровержени; -стимулировать творчество, исследовательские умения; воспитывать чувство уважения к людям различных национальностей. |
11 | В научном городке |
12 | Музыка-мировой язык |
13 | Примечательные чужеземцы |
14 | Откуда к нам приехал велосипед |
15 | Великая сила огня |
16 | Ах,вернисаж,ах,вернисаж! |
Пишем историю страны |
17 | Журнал моего класса | - вовлечь детей в процесс написания летописи классного коллектива, своей семьи; раскрыть способности каждого ребенка; -развивать организаторские способности в каждом; умения работать в команде; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку; воспитывать чувство уважения друг к другу, ко всем членам семьи; воспитывать в детях чувство сопричастности с историей страны. |
18 | Летопись нашей семьи |
4 класс /18 часов/ |
Пишем историю страны |
1 | Машина времени | - развивать познавательный интерес к истории Родины; воспитывать чувство гордости за ее историю; познакомить детей с историей Государственного флага; познакомить детей с разнообразием профессий, реализовавшихся в которых, дети могут достичь многого - продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас; развивать логическое мышление, языковую догадку; -воспитывать у детей чувство патриотизма; развивать уровень самооценки учащихся; прививать чувство уважения к людям различных профессий; воспитывать чувство уважения к близким, к самому себе. |
2 | Не перевелись на Руси богатыри.» |
3 | «Мамы всякие нужны, мамы разные важны» |
4 | «История моего имени» |
5 | История флага Российского |
Если хочешь быть здоров |
6 | «Нежгучая крапива» | убедить учащихся в необходимости соблюдения здорового образа жизни; расширять знания детей о предметах личной гигиены, о режиме дня ,о чистоте и аккуратности - формировать гигиенические навыки; пополнять словарный запас учащихся; формировать библиотечно-поисковые навыки; -воспитывать стремление совершенствовать культуру души и тела; способствовать воспитанию аккуратности и потребности в личной гигиене. |
7 | Что такое гигиена. Для чего она нужна? |
Карусель открытий |
8 | Великие тайны природы | -помочь учащимся осознать, что Земле необходима защита; закреплять у учащихся знания о растительном и животном мире сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы; приобщить учащихся к открытию нового, неизведанного; научить находить звезды на небе. -развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать и обобщать. -прививать любовь к родному краю, стремление охранять окр.среду. |
9 | «Любопытный муравьишка» |
10 | Солнце и луна |
Я-единственный на планете |
11 | «В гостях у снежной королевы» | -способствовать личностному росту ребенка; создавать положительное эмоциональное настроение; перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку; -развивать социальные эмоции, коммуникативные навыки, внутреннюю активность детей; -помочь детям осознать свою индивидуальность, свою сопричастность с миром. |
12 | Сказочные задачи |
13 | Мой друг-мультик |
Азбука безопасности |
15 | Один дома | -активизировать внимание детей на возможности реальных опасностей; учить находить выход из трудной ситуации; не бояться быть находчивым и решительным; учить быть бдительными и настороженными; -развивать организаторские способности каждого ребенка; развивать умения работать в команде; развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ; - стимулировать внутригрупповое общение; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку; формировать навык грамотного поведения на улицах и дорогах города; |
16 | Царство светофора |
17 | Я выбираю сам |
18 | Природные катаклизмы |
Предполагаемые результаты:
1. Разработка системы методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности интеллекта и стилей учений учащихся. Индивидуализация обучения в младшей школе строится на учете особенностей интеллекта и индивидуального стиля учащихся, а так же их индивидуальных интересов.
2.Развитие коммуникативных навыков – эти навыки формируются в ходе проектно-исследовательской деятельности: организация внутригруппового сотрудничества и делового общения, совместная выработка решений, разрешение демократическим путем конфликтных ситуаций.
Данных результаты будут достигнуты, если будут применяться следующие методы:
•составление индивидуальных профилей и рекомендаций для каждого учащегося.
•психологическая диагностика особенностей интеллекта и стилей учений учащихся.
•создание и отработка соответствующих методических приемов обучения.
•использование инновационных технологий (проблемное обучение, проектный метод, здоровье сберегающие технологии, сказкатерапия и др.)
В ходе реализации программы эти принципы внедряются посредствам соблюдения следующих положений:
1.Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка;
2.Позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;
3.Использовать ошибку, как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
4.Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребенка;
5.Создать климат взаимного доверия.
6.Обеспечить независимость в выборе и принятия решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственные предложения.
Анализ развития творческих возможностей учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, выявил высокий развивающий эффект . В наибольшей мере этот эффект сказывается на развитии гибкости и оригинальности мышления – показателях, рост которых обеспечивает переход к высокому уровню развития творческого мышления, способности выдвигать нестандартные, разнообразные идеи.
Полученные результаты свидетельствуют, что проектно-исследовательская деятельность формирует основную предпосылку творческого развития – открытость новому опыту, и создает условия для проявления индивидуального своеобразия творческих возможностей учащихся, для личностного роста каждого.
Результаты работы:
Показатели участия родителей в проектно-исследовательской деятельност
Показатели уровня развития творческого мышления учащихся
Показатели уровня развития самооценки учащихся
Список использованной литературы:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М 2001.- 9 с.
2.Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие.
М.: Сервисшкола , 2003- 195 с.
3.Шаехова Р.К.Ступеньки к творчеству. Казань : Мастер Лайн, 2000. – 46 с.
4.Северина О.А. Введение в историю. Волгоград : Учитель-АстЮ, 2004. – 43 с.
5.Амбросьева Н.Н. Сказкотерапия для школьников. М. : Глобус ,2006. – 40 с.
6.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.
М. : Феникс, 2005.-135 с.
7.Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности . Волгоград : Учитель,
-76 с.
8.Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. М. : Вако,2007. - .3 с.
8.Климентовская З.В.Стихи и сказки на уроках в начальной школе. Ярославль : Академия развития ,2006. – 64 с.
9. Курганский С.М. Путешествие по Играй-городу. М. : 5 за знания , 2007.- 36 с.
10.Данилов Д.Д. Мое Отечество. М. :Баласс , 2002.
11.Жиренко О.Е.,Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия. М. :Вако,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...
по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"
Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...
"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе освоения проектной деятельности
Данная статья представляет собой обобщение опыта работы учителя по освоению учениками начальных классов проектной деятельности, раскрывает возможные пути и способы развития творческих способностей уча...
«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования»
Материал предназначен для учителей музыки, работающих в начальной школе....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...