Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
рабочая программа по теме

 

 

 

 

Пояснительная записка

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного  образования на данном этапе- это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности.

1. компетентность разрешения проблем

2. информационная компетентность.

3. коммуникативная компетентность.

    Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимание учащихся, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектирования всегда предлагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование значит, умений в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться а информационном пространстве, развитие критического мышления. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностны качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Занятия методом проектирования- это удел не только учителей- новаторов, но и всех творческих людей. Особо важно заниматься творческой, научно поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идёт активное формирование процессов детей и их личностное и социальное становление.

      Цель проектно - исследовательской деятельности: развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность.

    Задачи проектно- исследовательской  деятельности::

•        развитие познавательной потребности у младших школьников;

•        повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность;

•        усиление диагностической работы учителей совместно с психологами по отслеживанию у учащихся развития памяти, внимания, логического мышления.

     Программа построена на принципах гуманистической психологии, принципах развития обучения и учетом особого содержания программного материала. Принципы гуманистической психологии: безоценочности, принятии других, безопасности, поддержки и сопровождении по жизни. Принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.

      Проектно-исследовательская деятельность ведется как в рамках отдельных уроков базисного цикла (окружающий мир, литература, русский язык, внеклассное чтение), так и в рамках блока дополнительного образования.

                      В рамках часов дополнительного образования данная работа предусматривается на протяжении всего начального обучения. Количество занятий рассчитано два раза в месяц. Большое значение уделяется созданию проектов.Тема проекта определяется школьным методическим советом в начале учебного года. Для выполнения проекта формируются микрогруппы, имеющие собственные задачи. Руководят работой микрогрупп классные руководители. Родители оказывают значительную помощь и являются полноправными участниками проектной деятельности. При выборе тем проекта для конкретных учащихся принимаются во внимание их собственные интересы и жизненный опыт. Таким образом, удается в значительной степени повысить мотивацию ребенка к выполнению проектной работы.

                  Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в современном мире, стать полноправным членом общества.

 

Тематическое планирование занятий

проектно-исследовательской деятельности

 

                                                                                                             1 класс / 17 часов/

                                                                                                        Путешествие в страну знаний

 

1

 

«Плывет ,плывет кораблик»

-способствовать развитию познавательной активности; учить учащихся работать с различными источниками информации; вызвать интерес к самостоятельному изучению учебного материала по заданной теме; - познакомить учащихся с новыми знаниями об обществе, о стране; прививать учащимся навыки совместного существования в обществе; учить стремиться к самореализации в жизни;

- продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас; -развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ;

-создавать условия для более близкого знакомства детей в микрогруппе; стимулировать внутригрупповое общение; способствовать успешной адаптации к школе; прививать навыки безопасного поведения на улицах

 города; прививать чувство ответственности за будущее страны.

 

2.

 

Почему звенит звонок?

 

3.

 

Когда ты станешь взрослым

Поклонники вечной красоты

 

4

 

 Волшебные краски природы

- приобщить учащихся к изучению народных художественных промыслов: Хохлома, Павлово-Посад, Городец; совместно изучить место сказочной птицы в русских сказках и у других народов, в мифах;

-развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности.

-воспитание у детей чувства прекрасного, учить любоваться красотой, яркостью различных предметов окружающего мира. Содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работы. прививать чувство уважения к людям других национальностей; прививать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину.

 

5

 

«Волшебная птица»

 

 

История создания одного предмета

 

6

 

«Откуда к нам приходит хлеб»

-способствовать развитию познавательной активности; учить учащихся работать с различными источниками информации; вызвать интерес к самостоятельному изучению учебного материала по заданной теме;

-расширить кругозор детей новыми знаниями; научить пользоваться знаниями на практике, научиться описывать свои наблюдения и объяснять их, отвечать полными ответами на поставленные вопросы; добиваться от детей творчески применять знания;  учить учащихся создавать собственные модели одежды, с помощью взрослых узнать историю создания того или иного предмета одежды;

вызвать у учащихся интерес к самостоятельному изучению истории возникновения искусства-оригами;

 учить работать в коллективе; устанавливать закономерности происходящего;

-вырабатывать у детей навыки истолкования своего опыта; учить учащихся выявлять потенциальные опасности окружающих предметов, правильно обращаться с ними; закреплять навыки безопасного поведения на улицах города;

- продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас;

 развивать логическое мышление, языковую догадку;

-поощрять проявление интереса к самостоятельному изучению учебного материала; воспитывать в детях чувство самодостаточности, сопричастности с миром.

 

7

 

«Путешествие в мир одежды»

 

8

 

«История бумажного журавлика»

 

 

9

 

Зачем нужны автомобили?

 

10

 

Что вокруг нас может быть опасным

Удивительный мир природы

 

11

 

«Кто сказал: «Мяу?»»

-познакомить с разнообразием животного  и растительного мира страны ;

 привлекать детей к решению практических и теоретических задач;

- способствовать стремлению  учащихся к исследованию неизвестного; учить детей применять знания на практике; поощрять стремление учащихся самостоятельно изучать материал; научить распознавать обитателей местных водоемов; устанавливать связь между природными сообществами;

путем самостоятельного изучения учебного материала пополнять знания о маленьких и больших тайнах природы; учить учащихся самостоятельно ориентироваться в лесу, не наносить вреда, оберегая ее; обучать оперировать энциклопедическими знаниями;

-пополнять словарный запас учащихся; формировать библиотечно-поисковые навыки;

-воспитание чувства любви к животным; прививать навыки правильного поведения с животными.

 

 

12

 

Обитатели зоопарка

 

13

 

Кто такие рыбы

 

14

 

Тишина леса

 

                                                                                                          Мудрость добра

 

15

 

Уроки доброты

 

- учить учащихся ориентироваться на удовлетворение познавательных интересов; учить пользоваться энциклопедическими знаниями, ориентироваться в различных видах словарей;

продолжить развивать речевые умения учащихся , их словарного запаса, логическое мышление, творческие способности;

- формировать у детей культуру поведения, учить находить компромисс к разрешению конфликтов; вселять в детях уверенность, прививать чувство сопереживания.

учить учащихся ориентироваться в информационных источниках, работая совместно со сверстниками и со взрослыми; обучать применять полученные знания и навыки в жизни;

--помочь детям преодолевать трудности в общении с окружающими людьми; воспитание чувства доброжелательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

История ежика Гоши

 

17

 

Улыбка дарит здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       2 класс / 18 часов/

                                                                                                Природа на службе человека

 

1

 

«В царстве Берендея»

- способствовать стремлению  учащихся к исследованию неизвестного; учить детей применять знания на практике; формировать у учащихся самосознание и духовное здоровье; углублять и расширять знания учащихся о природе родного края;

- совершенствовать монологическую речь учащихся; углублять и расширять кругозор детей;развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности;

-воспитание у детей чувства прекрасного, учить любоваться красотой, яркостью различных предметов окружающего мира. Содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работы. Прививать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину; прививать бережное отношение к окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

2

 

Представление о времени

 

3

 

«Летают бабочки , летают»

 

4

 

«Росой окропились цветы на полях»

 

5

 

«В очарование русского пейзажа»

 

6

 

«Лесная аптека»

 

                                                                                      «Привет тебе , моя любовь, Россия

 

7

 

Празднование Нового года

-вовлечь детей в процесс изучения истории празднования Нового года; способствовать раскрытию способностей каждого ребенка; вовлечь детей в процесс изучения творения национального зодчества: храмами, соборами, церквями, мечетями; показать ,как данная тема нашла свое воплощение в литературе, в изобразительном искусстве;

-развивать организаторские способности каждого ребенка; развивать умения работать в команде; развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ;

- стимулировать внутригрупповое общение; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку; прививать  чувство уважения к людям различных национальностей;. прививать навыки безопасного поведения на улицах города.

 

8

 

История моей улицы

 

9

 

История одной фотографии

 

10

 

 

 

«Есть в России святые места»

 

                                                                                  Светлый и чудесный мир сказок

 

11

 

«В гостях у сказки»

-учить учащихся  анализировать , делать выбор книг для самостоятельного чтения; вовлечь детей в процесс изучения творчества Г.Х.Андерсена, познакомить с особенностями его сказок; показать важность вопросов и проблем, рассматривающихся в сказках;учить детей создавать собственные сказки;

-развивать умения   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; выполнять работу с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях); создавать свои творческие работы;

- способствовать развитию креативности, образного мышления; развивать у учащихся умения строить связанные высказывания, учить слушать других;- воспитывать чувство сострадания, уверенности в себе, в своих силах; прививать чувство любви и заботы к окружающим людям

 

12

 

«Это все я,поэт-чародей»

 

 

 

13

 

Экологическая сказка

 

14

 

Прямо в гости к человеку по фамилии Г.Х.Андерсен

 

15

 

«Прилетел вдруг волшебник»

 

                                                                                         Путешествие по «Играй –городу»

 

16

 

«Собирайся детвора, начинается игра»

 

- познакомить учащихся с особенностями народного колорита; познакомить учащихся с  традициями народов страны; побуждать детей к глубоким суждениям о значении  знаний истории  празднования различных праздников;

- способствовать развитию креативности, образного мышления; развивать у учащихся умения строить связанные высказывания, учить слушать других;- воспитывать чувство сострадания, уверенности в себе, в своих силах; пробуждать у детей чувство преклонения перед талантом мастеровых, чувство гордости за свою Родину и любви к ней.

 

17

 

В гостях у самовара»

 

 

18

 

Ах, этот праздник – Сабантуй!

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        3 класс /18 часов/

Россия-наш дом родной

 

1

 

Растения моего края

-расширить представления детей о стране ,о выдающихся людях страны; показать глубокую связь с историей родины; формировать  у учащихся самосознание и духовное здоровье; содействовать осознанию позиции школьника; прививать навыки самореализации в жизни, настрой на позитивное будущее;развивать интерес к самому себе, к другим; способствовать к рефлексии своего состояния;

- развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности; развивать логическое мышление , умение делать обобщения;

-воспитывать чувство восхищения перед примером жизни выдающихся людях страны; способствовать личностному росту учащихся.

 

 

 

 

2

 

Моя Красная книга

 

3

 

Помощь местным растениям и животным

 

4

 

Люблю тебя, Петра творение!

 

5

 

Путешествие в лесную школу

 

6

 

Гимн мужеству и героизму

 

7

Путешествие по городам республики

 

8

 

«Русь моя, люблю твои березы»

 

9

 

«Родники вы мои ,родники»

 

Неизвестное об известном

 

10

 

Книга-лучший друг

 

 

-приобщить детей к изучению культуры народов других стран; сформировать у учащихся образы разных жителей планеты; формировать уважительное ,заинтересованное отношение детей к опыту и жизни представителей различных национальностей, которые потратили много сил на процветание своей страны;

-расширять кругозор учащихся в области достижения отечественной и зарубежной науки; развивать эстетический вкус; активно включать учащихся в процесс самообразования и саморазвития ;развивать умения доказательства или опровержени;

-стимулировать творчество, исследовательские умения; воспитывать чувство уважения к людям различных национальностей.

 

11

 

В научном городке

 

12

 

Музыка-мировой язык

 

13

 

Примечательные чужеземцы

 

14

 

Откуда к нам приехал велосипед

 

15

 

Великая сила огня

 

16

 

Ах,вернисаж,ах,вернисаж!

Пишем историю страны

 

17

 

Журнал моего класса

- вовлечь детей в процесс написания летописи классного коллектива, своей семьи; раскрыть способности каждого ребенка;

-развивать организаторские способности в каждом;  умения работать в команде; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку;

воспитывать чувство уважения друг к другу, ко всем членам семьи; воспитывать в детях чувство сопричастности с историей страны.

 

 

 

18

 

Летопись нашей семьи

 

 

 

 

 

                                                                                                       4 класс /18 часов/

Пишем историю страны

 

1

 

Машина времени

- развивать познавательный интерес к истории Родины; воспитывать чувство  гордости за ее историю; познакомить детей с историей Государственного флага; познакомить детей с разнообразием профессий, реализовавшихся в которых, дети могут достичь многого

- продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас;

 развивать логическое мышление, языковую догадку;

-воспитывать у детей чувство патриотизма; развивать уровень самооценки учащихся; прививать чувство уважения к людям различных профессий; воспитывать чувство уважения к близким, к самому себе.

 

2

 

Не перевелись на Руси богатыри.»

 

3

 

«Мамы всякие нужны, мамы разные  важны»

 

4

 

«История моего имени»

 

5

 

История флага Российского

Если хочешь быть здоров

 

6

 

«Нежгучая крапива»

 

убедить учащихся в необходимости соблюдения здорового образа жизни; расширять знания детей о предметах личной гигиены, о режиме дня ,о чистоте и аккуратности

- формировать гигиенические навыки; пополнять словарный запас учащихся; формировать библиотечно-поисковые навыки;

-воспитывать стремление совершенствовать культуру души и тела; способствовать воспитанию аккуратности и потребности в личной гигиене.

 

7

 

Что такое гигиена. Для чего она нужна?

 

Карусель открытий

 

8

 

Великие тайны природы

-помочь учащимся осознать, что Земле необходима защита;

закреплять у учащихся знания о растительном и животном мире

сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы; приобщить учащихся к открытию нового, неизведанного; научить находить звезды на небе.

-развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать  и обобщать.

-прививать любовь к родному краю, стремление охранять окр.среду.

 

9

 

«Любопытный муравьишка»

 

10

 

Солнце и луна

 

 

 

Я-единственный на планете

 

11

 

«В гостях у снежной королевы»

 

-способствовать личностному росту ребенка; создавать положительное эмоциональное  настроение; перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;

-развивать социальные эмоции, коммуникативные навыки, внутреннюю активность детей;

-помочь детям осознать свою индивидуальность, свою сопричастность с миром.

 

12

 

Сказочные задачи

 

 

 

13

 

Мой друг-мультик

Азбука безопасности

 

15

 

Один дома

-активизировать внимание детей на возможности реальных опасностей; учить находить выход из трудной ситуации; не бояться быть находчивым и решительным; учить быть бдительными и настороженными;

-развивать организаторские способности каждого ребенка; развивать умения работать в команде; развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ;

- стимулировать внутригрупповое общение; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку;

формировать навык грамотного поведения на улицах и дорогах города;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

Царство светофора

 

17

 

Я выбираю сам

 

18

 

Природные катаклизмы

 

     


 

Предполагаемые  результаты:

  1. Разработка системы методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности интеллекта и стилей учений учащихся. Индивидуализация обучения в младшей школе строится на учете особенностей интеллекта и индивидуального стиля учащихся, а так же их индивидуальных интересов.

   2.Развитие коммуникативных навыков – эти навыки формируются в ходе проектно-исследовательской деятельности: организация внутригруппового сотрудничества и делового общения, совместная выработка решений, разрешение демократическим путем конфликтных ситуаций.

    Данных результаты  будут  достигнуты, если будут  применяться следующие методы:

  •составление индивидуальных профилей и рекомендаций для каждого учащегося.

  •психологическая диагностика особенностей интеллекта и стилей учений учащихся.

  •создание и отработка соответствующих методических приемов обучения.

•использование инновационных технологий (проблемное обучение, проектный метод, здоровье сберегающие технологии, сказкатерапия и др.)

    В ходе реализации программы эти принципы внедряются посредствам соблюдения следующих положений:

1.Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка;

2.Позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;

3.Использовать ошибку, как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

4.Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребенка;

5.Создать климат взаимного доверия.

6.Обеспечить независимость в выборе и принятия решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственные предложения.

     Анализ развития творческих возможностей учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, выявил высокий развивающий эффект . В наибольшей мере этот эффект сказывается на развитии гибкости и оригинальности мышления – показателях, рост которых обеспечивает переход к высокому уровню развития творческого мышления, способности выдвигать нестандартные, разнообразные идеи.

Полученные результаты свидетельствуют, что проектно-исследовательская деятельность формирует основную предпосылку творческого развития – открытость новому опыту, и создает условия для проявления индивидуального своеобразия творческих возможностей учащихся, для личностного роста каждого.

 

Список использованной литературы:

1.       Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М 2001.- 9 с.

2.Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие.

М.:   Сервисшкола , 2003- 195 с.

3.Шаехова Р.К.Ступеньки к творчеству.  Казань : Мастер Лайн, 2000.  – 46 с.

4.Северина О.А. Введение в историю. Волгоград : Учитель-АстЮ, 2004. – 43 с.

5.Амбросьева Н.Н. Сказкотерапия для школьников. М. : Глобус ,2006. – 40 с.

6.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.

 М. :  Феникс, 2005.-135 с.

7.Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности . Волгоград :  Учитель,

-76 с.

8.Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. М. : Вако,2007. - .3 с.

8.Климентовская З.В.Стихи и сказки на уроках в начальной школе. Ярославль :  Академия развития ,2006. – 64 с.

9. Курганский С.М. Путешествие по Играй-городу. М. : 5 за знания , 2007.- 36 с.

10.Данилов Д.Д. Мое Отечество. М. :Баласс , 2002.

11.Жиренко О.Е.,Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия. М. :Вако,2006.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство Образования и науки Республики Татарстан

Управление образования г. Альметьевск

Утверждаю                                             Согласовано                                 Рассмотрено

Директор СОШ№10                        зам .директора по УВР                            на заседании  МО

____Г.Г.Мингазова                          ____ М.М.Курамшина                               протокол №1 от

«__» сентября 2010 г.                             «___» сентября 2010 г.                        «___» сентября 2010 г.

Авторская программа

«Развитие творческого потенциала

учащихся начальной школы

посредством проектно-исследовательской деятельности»

Составила: Зинурова З.А.,учитель начальной школы  

2 квалификационной категории

МОУ СОШ№10 с углубленным

изучением отдельных предметов г.Альметьевск

Пояснительная записка

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного  образования на данном этапе- это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности.

1. компетентность разрешения проблем

2. информационная компетентность.

3. коммуникативная компетентность.

    Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимание учащихся, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектирования всегда предлагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование значит, умений в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться а информационном пространстве, развитие критического мышления. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностны качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Занятия методом проектирования- это удел не только учителей- новаторов, но и всех творческих людей. Особо важно заниматься творческой, научно поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идёт активное формирование процессов детей и их личностное и социальное становление.

      Цель проектно - исследовательской деятельности: развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность.

    Задачи проектно- исследовательской  деятельности::

•        развитие познавательной потребности у младших школьников;

•        повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность;

•        усиление диагностической работы учителей совместно с психологами по отслеживанию у учащихся развития памяти, внимания, логического мышления.

     Программа построена на принципах гуманистической психологии, принципах развития обучения и учетом особого содержания программного материала. Принципы гуманистической психологии: безоценочности, принятии других, безопасности, поддержки и сопровождении по жизни. Принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.

      Проектно-исследовательская деятельность ведется как в рамках отдельных уроков базисного цикла (окружающий мир, литература, русский язык, внеклассное чтение), так и в рамках блока дополнительного образования.

                      В рамках часов дополнительного образования данная работа предусматривается на протяжении всего начального обучения. Количество занятий рассчитано два раза в месяц. Большое значение уделяется созданию проектов.Тема проекта определяется школьным методическим советом в начале учебного года. Для выполнения проекта формируются микрогруппы, имеющие собственные задачи. Руководят работой микрогрупп классные руководители. Родители оказывают значительную помощь и являются полноправными участниками проектной деятельности. При выборе тем проекта для конкретных учащихся принимаются во внимание их собственные интересы и жизненный опыт. Таким образом, удается в значительной степени повысить мотивацию ребенка к выполнению проектной работы.

                  Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в современном мире, стать полноправным членом общества.

Тематическое планирование занятий

проектно-исследовательской деятельности


1 класс / 17 часов/

Путешествие в страну знаний


1


«Плывет ,плывет кораблик»

-способствовать развитию познавательной активности; учить учащихся работать с различными источниками информации; вызвать интерес к самостоятельному изучению учебного материала по заданной теме; - познакомить учащихся с новыми знаниями об обществе, о стране; прививать учащимся навыки совместного существования в обществе; учить стремиться к самореализации в жизни;

- продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас; -развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ;

-создавать условия для более близкого знакомства детей в микрогруппе; стимулировать внутригрупповое общение; способствовать успешной адаптации к школе; прививать навыки безопасного поведения на улицах

 города; прививать чувство ответственности за будущее страны.


2.


Почему звенит звонок?


3.


Когда ты станешь взрослым

Поклонники вечной красоты


4


 Волшебные краски природы

- приобщить учащихся к изучению народных художественных промыслов: Хохлома, Павлово-Посад, Городец; совместно изучить место сказочной птицы в русских сказках и у других народов, в мифах;

-развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности.

-воспитание у детей чувства прекрасного, учить любоваться красотой, яркостью различных предметов окружающего мира. Содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работы. прививать чувство уважения к людям других национальностей; прививать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину.


5


«Волшебная птица»


История создания одного предмета


6


«Откуда к нам приходит хлеб»

-способствовать развитию познавательной активности; учить учащихся работать с различными источниками информации; вызвать интерес к самостоятельному изучению учебного материала по заданной теме;

-расширить кругозор детей новыми знаниями; научить пользоваться знаниями на практике, научиться описывать свои наблюдения и объяснять их, отвечать полными ответами на поставленные вопросы; добиваться от детей творчески применять знания;  учить учащихся создавать собственные модели одежды, с помощью взрослых узнать историю создания того или иного предмета одежды;

вызвать у учащихся интерес к самостоятельному изучению истории возникновения искусства-оригами;

 учить работать в коллективе; устанавливать закономерности происходящего;

-вырабатывать у детей навыки истолкования своего опыта; учить учащихся выявлять потенциальные опасности окружающих предметов, правильно обращаться с ними; закреплять навыки безопасного поведения на улицах города;

- продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас;

 развивать логическое мышление, языковую догадку;

-поощрять проявление интереса к самостоятельному изучению учебного материала; воспитывать в детях чувство самодостаточности, сопричастности с миром.


7


«Путешествие в мир одежды»


8


«История бумажного журавлика»


9


Зачем нужны автомобили?


10


Что вокруг нас может быть опасным

Удивительный мир природы


11


«Кто сказал: «Мяу?»»

-познакомить с разнообразием животного  и растительного мира страны ;

 привлекать детей к решению практических и теоретических задач;

- способствовать стремлению  учащихся к исследованию неизвестного; учить детей применять знания на практике; поощрять стремление учащихся самостоятельно изучать материал; научить распознавать обитателей местных водоемов; устанавливать связь между природными сообществами;

путем самостоятельного изучения учебного материала пополнять знания о маленьких и больших тайнах природы; учить учащихся самостоятельно ориентироваться в лесу, не наносить вреда, оберегая ее; обучать оперировать энциклопедическими знаниями;

-пополнять словарный запас учащихся; формировать библиотечно-поисковые навыки;

-воспитание чувства любви к животным; прививать навыки правильного поведения с животными.


12


Обитатели зоопарка


13


Кто такие рыбы


14


Тишина леса

Мудрость добра


15


Уроки доброты


- учить учащихся ориентироваться на удовлетворение познавательных интересов; учить пользоваться энциклопедическими знаниями, ориентироваться в различных видах словарей;

продолжить развивать речевые умения учащихся , их словарного запаса, логическое мышление, творческие способности;

- формировать у детей культуру поведения, учить находить компромисс к разрешению конфликтов; вселять в детях уверенность, прививать чувство сопереживания.

учить учащихся ориентироваться в информационных источниках, работая совместно со сверстниками и со взрослыми; обучать применять полученные знания и навыки в жизни;

--помочь детям преодолевать трудности в общении с окружающими людьми; воспитание чувства доброжелательности.












16


История ежика Гоши


17


Улыбка дарит здоровье












2 класс / 18 часов/

Природа на службе человека


1


«В царстве Берендея»

- способствовать стремлению  учащихся к исследованию неизвестного; учить детей применять знания на практике; формировать у учащихся самосознание и духовное здоровье; углублять и расширять знания учащихся о природе родного края;

- совершенствовать монологическую речь учащихся; углублять и расширять кругозор детей;развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности;

-воспитание у детей чувства прекрасного, учить любоваться красотой, яркостью различных предметов окружающего мира. Содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работы. Прививать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину; прививать бережное отношение к окружающей среде.






2


Представление о времени


3


«Летают бабочки , летают»


4


«Росой окропились цветы на полях»


5


«В очарование русского пейзажа»


6


«Лесная аптека»

«Привет тебе , моя любовь, Россия !»


7


Празднование Нового года

-вовлечь детей в процесс изучения истории празднования Нового года; способствовать раскрытию способностей каждого ребенка; вовлечь детей в процесс изучения творения национального зодчества: храмами, соборами, церквями, мечетями; показать ,как данная тема нашла свое воплощение в литературе, в изобразительном искусстве;

-развивать организаторские способности каждого ребенка; развивать умения работать в команде; развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ;

- стимулировать внутригрупповое общение; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку; прививать  чувство уважения к людям различных национальностей;. прививать навыки безопасного поведения на улицах города.


8


История моей улицы


9


История одной фотографии


10



«Есть в России святые места»

Светлый и чудесный мир сказок


11


«В гостях у сказки»

-учить учащихся  анализировать , делать выбор книг для самостоятельного чтения; вовлечь детей в процесс изучения творчества Г.Х.Андерсена, познакомить с особенностями его сказок; показать важность вопросов и проблем, рассматривающихся в сказках;учить детей создавать собственные сказки;

-развивать умения   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; выполнять работу с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях); создавать свои творческие работы;

- способствовать развитию креативности, образного мышления; развивать у учащихся умения строить связанные высказывания, учить слушать других;- воспитывать чувство сострадания, уверенности в себе, в своих силах; прививать чувство любви и заботы к окружающим людям


12


«Это все я,поэт-чародей»



13


Экологическая сказка


14


Прямо в гости к человеку по фамилии Г.Х.Андерсен


15


«Прилетел вдруг волшебник»

                            Путешествие по «Играй –городу»


16


«Собирайся детвора, начинается игра»

- познакомить учащихся с особенностями народного колорита; познакомить учащихся с  традициями народов страны; побуждать детей к глубоким суждениям о значении  знаний истории  празднования различных праздников;

- способствовать развитию креативности, образного мышления; развивать у учащихся умения строить связанные высказывания, учить слушать других;- воспитывать чувство сострадания, уверенности в себе, в своих силах; пробуждать у детей чувство преклонения перед талантом мастеровых, чувство гордости за свою Родину и любви к ней.


17


В гостях у самовара»


18


Ах, этот праздник – Сабантуй!








3 класс /18 часов/

Россия-наш дом родной


1


Растения моего края

-расширить представления детей о стране ,о выдающихся людях страны; показать глубокую связь с историей родины; формировать  у учащихся самосознание и духовное здоровье; содействовать осознанию позиции школьника; прививать навыки самореализации в жизни, настрой на позитивное будущее;развивать интерес к самому себе, к другим; способствовать к рефлексии своего состояния;

- развивать творческую фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, креативности, наблюдательности; развивать логическое мышление , умение делать обобщения;

-воспитывать чувство восхищения перед примером жизни выдающихся людях страны; способствовать личностному росту учащихся.




2


Моя Красная книга


3


Помощь местным растениям и животным


4


Люблю тебя, Петра творение!


5


Путешествие в лесную школу


6


Гимн мужеству и героизму


7

Путешествие по городам республики


8


«Русь моя, люблю твои березы»


9


«Родники вы мои ,родники»

Неизвестное об известном


10


Книга-лучший друг


-приобщить детей к изучению культуры народов других стран; сформировать у учащихся образы разных жителей планеты; формировать уважительное ,заинтересованное отношение детей к опыту и жизни представителей различных национальностей, которые потратили много сил на процветание своей страны;

-расширять кругозор учащихся в области достижения отечественной и зарубежной науки; развивать эстетический вкус; активно включать учащихся в процесс самообразования и саморазвития ;развивать умения доказательства или опровержени;

-стимулировать творчество, исследовательские умения; воспитывать чувство уважения к людям различных национальностей.


11


В научном городке


12


Музыка-мировой язык


13


Примечательные чужеземцы


14


Откуда к нам приехал велосипед


15


Великая сила огня


16


Ах,вернисаж,ах,вернисаж!

Пишем историю страны


17


Журнал моего класса

- вовлечь детей в процесс написания летописи классного коллектива, своей семьи; раскрыть способности каждого ребенка;

-развивать организаторские способности в каждом;  умения работать в команде; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку;

воспитывать чувство уважения друг к другу, ко всем членам семьи; воспитывать в детях чувство сопричастности с историей страны.



18


Летопись нашей семьи






4 класс /18 часов/

Пишем историю страны


1


Машина времени

- развивать познавательный интерес к истории Родины; воспитывать чувство  гордости за ее историю; познакомить детей с историей Государственного флага; познакомить детей с разнообразием профессий, реализовавшихся в которых, дети могут достичь многого

- продолжить развивать речевые умения учащихся, их словарный запас;

 развивать логическое мышление, языковую догадку;

-воспитывать у детей чувство патриотизма; развивать уровень самооценки учащихся; прививать чувство уважения к людям различных профессий; воспитывать чувство уважения к близким, к самому себе.


2


Не перевелись на Руси богатыри.»


3


«Мамы всякие нужны, мамы разные  важны»


4

 

«История моего имени»


5


История флага Российского

Если хочешь быть здоров


6


«Нежгучая крапива»


убедить учащихся в необходимости соблюдения здорового образа жизни; расширять знания детей о предметах личной гигиены, о режиме дня ,о чистоте и аккуратности

- формировать гигиенические навыки; пополнять словарный запас учащихся; формировать библиотечно-поисковые навыки;

-воспитывать стремление совершенствовать культуру души и тела; способствовать воспитанию аккуратности и потребности в личной гигиене.


7


Что такое гигиена. Для чего она нужна?

Карусель открытий


8


Великие тайны природы

-помочь учащимся осознать, что Земле необходима защита;

закреплять у учащихся знания о растительном и животном мире

сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы; приобщить учащихся к открытию нового, неизведанного; научить находить звезды на небе.

-развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать  и обобщать.

-прививать любовь к родному краю, стремление охранять окр.среду.


9


«Любопытный муравьишка»


10


Солнце и луна



Я-единственный на планете


11


«В гостях у снежной королевы»

-способствовать личностному росту ребенка; создавать положительное эмоциональное  настроение; перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;

-развивать социальные эмоции, коммуникативные навыки, внутреннюю активность детей;

-помочь детям осознать свою индивидуальность, свою сопричастность с миром.


12


Сказочные задачи



13


Мой друг-мультик

Азбука безопасности


15


Один дома

-активизировать внимание детей на возможности реальных опасностей; учить находить выход из трудной ситуации; не бояться быть находчивым и решительным; учить быть бдительными и настороженными;

-развивать организаторские способности каждого ребенка; развивать умения работать в команде; развивать умения рассуждать, давать логический и последовательный ответ;

- стимулировать внутригрупповое общение; формировать уважительное отношение друг к другу; формировать правильную самооценку;

формировать навык грамотного поведения на улицах и дорогах города;










16


Царство светофора


17


Я выбираю сам


18


Природные катаклизмы

Предполагаемые  результаты:

  1. Разработка системы методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности интеллекта и стилей учений учащихся. Индивидуализация обучения в младшей школе строится на учете особенностей интеллекта и индивидуального стиля учащихся, а так же их индивидуальных интересов.

   2.Развитие коммуникативных навыков – эти навыки формируются в ходе проектно-исследовательской деятельности: организация внутригруппового сотрудничества и делового общения, совместная выработка решений, разрешение демократическим путем конфликтных ситуаций.

    Данных результаты  будут  достигнуты, если будут  применяться следующие методы:

  •составление индивидуальных профилей и рекомендаций для каждого учащегося.

  •психологическая диагностика особенностей интеллекта и стилей учений учащихся.

  •создание и отработка соответствующих методических приемов обучения.

•использование инновационных технологий (проблемное обучение, проектный метод, здоровье сберегающие технологии, сказкатерапия и др.)

    В ходе реализации программы эти принципы внедряются посредствам соблюдения следующих положений:

1.Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка;

2.Позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;

3.Использовать ошибку, как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

4.Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребенка;

5.Создать климат взаимного доверия.

6.Обеспечить независимость в выборе и принятия решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственные предложения.

     Анализ развития творческих возможностей учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, выявил высокий развивающий эффект . В наибольшей мере этот эффект сказывается на развитии гибкости и оригинальности мышления – показателях, рост которых обеспечивает переход к высокому уровню развития творческого мышления, способности выдвигать нестандартные, разнообразные идеи.

Полученные результаты свидетельствуют, что проектно-исследовательская деятельность формирует основную предпосылку творческого развития – открытость новому опыту, и создает условия для проявления индивидуального своеобразия творческих возможностей учащихся, для личностного роста каждого.

Результаты работы:

Показатели участия родителей в проектно-исследовательской деятельност

Показатели уровня развития творческого мышления учащихся

Показатели уровня развития самооценки учащихся

Список использованной литературы:

1.        Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М 2001.- 9 с.

2.Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие.

М.:   Сервисшкола , 2003- 195 с.

3.Шаехова Р.К.Ступеньки к творчеству.  Казань : Мастер Лайн, 2000.  – 46 с.

4.Северина О.А. Введение в историю. Волгоград : Учитель-АстЮ, 2004. – 43 с.

5.Амбросьева Н.Н. Сказкотерапия для школьников. М. : Глобус ,2006. – 40 с.

6.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.

 М. :  Феникс, 2005.-135 с.

7.Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности . Волгоград :  Учитель,

-76 с.

8.Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. М. : Вако,2007. - .3 с.

8.Климентовская З.В.Стихи и сказки на уроках в начальной школе. Ярославль :  Академия развития ,2006. – 64 с.

9. Курганский С.М. Путешествие по Играй-городу. М. : 5 за знания , 2007.- 36 с.

10.Данилов Д.Д. Мое Отечество. М. :Баласс , 2002.

11.Жиренко О.Е.,Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия. М. :Вако,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...

по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"

Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе освоения проектной деятельности

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы учителя по освоению учениками начальных классов проектной деятельности, раскрывает возможные пути и способы развития творческих способностей уча...

«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования»

Материал предназначен для учителей музыки, работающих  в начальной школе....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...