Маршрутный лист IIIмодуль «Прекрасное и удивительное в человеке» II блок «Творчество А. Л. Барто» 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему
Маршрутный лист в рамках проекта "Мобильная суббота"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrutnyy_list_tvorchestvo_a.l._barto_kononova_n.p.docx | 55.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
III модуль «Прекрасное и удивительное в человеке»
II блок «Творчество А. Л. Барто»
4 класс
_____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика, класс
_______________________________________________________________________________________
Мой руководитель
____________________________________________________________________________________________________________
Мой консультант
Автор-составитель: Кононова Н. П.
2 апреля – Международный день детской книги.
23 апреля – Всемирный день книги и авторского права.
КНИГИ – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Бэкон |
Задание 1.
- Что такое эпиграф? Найди значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова. Запиши ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь приведённый эпиграф?
Запиши ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Внимательно прочитай текст.
«Свет памяти – сиянье детства»
(Посвящается 110-летию А. Л. Барто)
В 2016 году исполнилось 110 лет со дня рождения известной детской поэтессы, писательницы Агнии Львовны Барто.
Годы проходят, а стихи Барто знают и помнят: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь вы, ребята, ещё не были читателями, ни одной буквы не знали, а уже слушали и с удовольствием запоминали добрые, звонкие стихи Агнии Львовны, которые вам читали родители. Сколько бы мы не искали, нам не найти в стране ни одного мальчика или девочку, которые бы сразу не смогли прочитать наизусть несколько стихотворений Барто, да и взрослого такого у нас не сыщешь.
Сборник стихов А. Барто «Игрушки» увидел свет в 1936 году, а первые книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет. А родилась А. Л. Барто 17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать. Одновременно Агния занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии, к детям победила. Стать настоящей поэтессой ей помогли К.И. Чуковский и С. Я. Маршак. С большой благодарностью Агния Львовна всегда вспоминала своих поэтических учителей.
Во время Великой Отечественной войны А. Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом газеты "Комсомольская правда" на Западном фронте. Война окончилась, но осталось много детей сирот. Агния Львовна ездила в детские дома, читала стихи. Общалась с детьми и воспитателями, над некоторыми детскими домами шефствовала. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород" – рассказ о детях, потерявших родных во время войны. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств.
Первая книга прозы писательницы так и называется "Найти человека".
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» (1939 г.), «Слон и верёвочка» (1946 г.), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953 г.), «Десять тысяч мальчиков» (1963 г.), «Чёрный котёнок» (1965 г.)
Многие стихи Агнии Львовны стали мультфильмами.
Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей. Мастерство поэтессы без назидательности и нравоучения весело и остроумно высмеять недостатки ребят делает её произведения действенными и доходчивыми. Читая её стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого лучше не стоит.
Каждое стихотворение А. Барто – какой-то факт детской жизни. Стихи злободневны и понятны, поэтому они любимы ребятами. Характерная речь ребёнка, главного героя стихов, разговорная интонация – вот основные свойства её поэзии. Большинство героев стихотворений не безымянны, а имеют имя.
Будучи уже знаменитым поэтом и общественным деятелем, Агния Львовна постоянно была окружена детьми. Она встречалась со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках.
Агния Львовна была очень популярной, причём не только в нашей стране. Стихи её переведены на 72 языка и печатаются в разных странах!
А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чём мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знала детские проказы, маленькие хитрости, и умела весело обо всем рассказывать. Она владела неоценимым даром юмора, умела заставить смеяться своих читателей над их же недостатками. Читать стихи А. Барто очень легко и интересно. Читаешь и сразу представляешь себе этих ребят живо, как будто встречал их в жизни.
А. Барто никогда не хотела обидеть и навсегда осудить маленького человека, она знала, что дети растут и меняются, у них есть время исправиться, отделаться от своих дурных привычек. Она верила, что ребята могут вырасти настоящими людьми, самостоятельными и честными, хорошими товарищами. Насмешки в стихах Барто не ранят, не убивают, но заставляют, как бы со стороны, оглянуться на себя и увидеть в себе самом что-то такое, над чем можно посмеяться вместе со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись. Стихи Агнии Львовны Барто простые и легко запоминающиеся, не зря Юрий Алексеевич Гагарин брал их с собой в космос.
Энергичная, яркая, стремительная, А. Л. Барто успевала всё. За это она имеет множество государственных наград. Самая интересная - орден Улыбки. Это международная награда, присуждаемая известным людям, которые доставляют детям радость.
Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
Она сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Но любимым жанром поэтессы всегда оставались веселые стихи. Некоторые из этих стихов стали песнями «Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс», «О чём пели птицы», «Болтунья» и др.
Ответь на вопросы по тексту:
- Когда и где родилась А. Л. Барто? __________________________________________________________________
- Какая профессия была у её отца?
__________________________________________________________________
- В каком году были впервые опубликованы первые книжки стихов для детей?
__________________________________________________________________
- Кто помог А. Л. Барто стать настоящей поэтессой?
__________________________________________________________________
- Какое произведение она опубликовала в 1947 году?
__________________________________________________________________
- Какая самая интересная международная награда присуждена А. Л. Барто? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Составь и запиши ещё четыре вопроса по тексту (Задание 2).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4.
Продолжи:
12 апреля - ________________________________________________________
- Сколько лет исполнится в 2016 году со дня первого полёта человека в космос? ___________________________________________________________
- Кто был первым космонавтом?
__________________________________________________________________
- Как имя А. Л. Барто связано с темой «Космос»? (Задание 2).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Продолжи:
9 мая - ________________________________________________________
Во время Великой Отечественной войны А. Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки.
Найди в ИНТЕРНЕТЕ стихи для детей о войне А. Л. Барто.
Выбери одно из стихотворений и выучи наизусть. Подготовься к конкурсу чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Задание 6.
- Какие произведения А. Л. Барто есть в книге «Литературное чтение для 4 класса»? Запиши их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое из них тебе больше понравилось? Почему?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
К одному из стихотворений А. Л. Барто нарисуй рисунок.
Задание 8.
Выполни упражнение № 181 из книги «Дидактический материал по русскому языку для 4 класса»
Прочитай. Определи основную мысль стихотворения. Выпиши существительные-синонимы. Какую роль они играют в развитии основной мысли стихотворения? Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
М_тяй - л_нтяй.
Трезвон_т все будильники:
- М_тяй, вст_вать п_ра!
А он хр_пит как миленький
До д_сяти утра.
Потом он пр_сыпа_т_ся,
Потом вст_ёт М_тяй
И начина_т каят_ся:
- Я лодырь и л_нтяй.
Другие дети уч_т_ся,
Я сплю до д_сяти!
Что из меня получ_т_ся?!
Нельзя таким расти!
Потом з_ва_т Митенька
И спать ложит_ся вновь.
Он ценит самокритику,
П_та_т к ней любовь.
(А. Барто)
Основная мысль стихотворения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существительные-синонимы. Какую роль они играют в развитии основной мысли стихотворения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найди предложения, которые соответствуют схемам
[ = - и = ]. [ - = , = ]. Выпиши их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выполни фонетический разбор выделенного слова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.
Составь кроссворд или викторину по произведениям А. Л. Барто. Сделай презентацию.
Задание 10.
Некоторые стихи А. Барто стали песнями («Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс», «О чём пели птицы», «Болтунья» и др.). На уроках музыки со Светланой Афанасьевной Конаш послушай эти замечательные произведения.
Задание 11.
Мое исследование № 1: «Детские писатели и поэты нашего города». Проведи маленькое исследование. Посети городскую детскую библиотеку. Найди информацию о писателях и поэтах города Усть-Илимска. Есть ли среди них те, которые посвятили своё творчество детям. Ответ запиши здесь.
Автор | Название произведения |
Задание 12.
Мое исследование № 2: «Известные поэты нашей гимназии».
Договорись о встрече с учителем русского языка и литературы Ермолаевой Еленой Александровной (кабинет № 314). Узнай информацию об известных поэтах нашей гимназии. Кто из них уже публиковал свои стихи в гимназической газете или в других печатных изданиях? Ответ запиши здесь.
Автор | Класс |
Сделай вывод:
- Сколько обучающихся в гимназии? _______________________________
- Сколько человек пишут стихи? (приблизительно) ____________________
- Сосчитай, сколько это процентов? _________________________________
Задание 13.
Любишь ли ты читать книги? ______________________________________
Какая твоя любимая книга?
Автор | Название книги |
Задание 14.
Подготовь вопросы, посети библиотеку в гимназии, проведи беседу с библиотекарем (Степановой М. М.). Поблагодари за беседу. Ответы запиши в таблицу.
Вопрос | Ответ |
Уверена, что беседа прошла успешно. У тебя все получилось. Сделай вывод и объясни, почему человек должен читать книги?
Ответ запиши здесь.
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дорогой друг!
Вот и закончилось твоё знакомство с известными и удивительными людьми. Ты не огорчайся! Теперь поделись своими впечатлениями с одноклассниками, учителем, родителями. Подумай, как об этом рассказать интересно. Можно подготовить презентацию, альбом с фотографиями, викторину, сочинить стихи, напечатать буклет, брошюру, принять участие в конкурсе чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто…» и другое.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
маршрутный лист по окружающему миру. Тема "Почвы" 4 класс
Этот маршрутный лист можно использовать для самостоятельного изучения темы "Почвы" в 4 классе по учебнику Плешакова....
Маршрутный лист ученика 2 класса.
Маршрутный лист разработан для использования в конце года, при подведении итогов года. Он представляет собой серию заданий по страничкам на различные орфографические правила. Предусмотрен для самостоя...
Маршрутный лист к уроку русского языка по теме "Звуки и буквы" 2 класс
ЭТАПЫ УРОКА ИЗЛОЖЕНЫ СПООМОЩЬЮ МАРШРУТНОГО ЛИСТА К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "Звуки и буквы"...
Маршрутный лист. 3 класс "Перспектива"
Маршрутный лист. 3 класс "Перспектива" (задачи на сравнение и нахождение стоимости, деление с остатком, письменное сложение, умножение круглого трехзначного числа на однозначное)...
Маршрутный лист II модуль «Прекрасное и удивительное в природе» I блок «Лучше гор могут быть только горы…» 4 класс
Маршрутный лист в рамках проекта "Мобильная суббота"...
Маршрутный лист I модуль «Маленькая дверь в большой мир» I блок «Творчество С. А. Есенина» 4 класс
Маршрутный лист в рамках проекта "мобильная суббота"...
Маршрутный лист для учащихся и учителя к уроку окружающего мира "Как путешествует письмо" 1 класс УМК "Школа России"
На уроке окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России" дети изучают тему "Как путешествует письмо". В ходе просмотра презентации, беседы, рассуждения дети заполняеют маршрутный...