Творческий потенциал учителя
материал (4 класс) по теме

Людмила Васильевна Сетежева

Каждый день из года в год педагог входит в класс. Но ни один класс не повторяет другого, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут почти в прямом смысле слова, не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются настроения, увлечения на протяжении года, триместра. месяца, недели и даже одного урока. И каждый раз, входя в класс, педагог сталкивается с чем-то новым. А это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то не похожие на те, что уже были в чем-то уникальные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий потенциал учителя

(выступление на педагогическом совете)

Каждый день из года в год педагог входит в класс. Но ни один класс не повторяет другого, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут почти прямом смысле слова, не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются настроения, увлечения на протяжении года, триместра, месяца, недели и даже одного урока. И каждый раз, входя в класс, педагог сталкивается с чем-то новым. А это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то уникальные.

Всё это, бесспорно, говорит о том, что профессия Педагога самая творческая!

Готовясь к этому выступлению, передо мной встал вопрос «О чём рассказать, что говорить, творческий ли я сама педагог?» пересматривая различные публикации, я натолкнулась на очень интересный материал, научные исследования, высказывания ученых и анкеты психологов, с помощью которых можно самим диагностировать свой творческий потенциал. С этого я и начала. Сегодня этот тест я принесла и вам, желающие могут почитать, и после педагогического совета проверить себя.

Полезно разобраться в соотношении понятий «педагогическое творчество» и «педагогическое мастерство». Они близки, но не тождественны. Мастером принято считать работника, в совершенстве владеющего своей профессией, а мастерство. Как правило, связывают с большим опытом.

Творческим может быть и начинающий педагог, пока не ставший мастером.

Творчество – непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя.

Среди качеств педагога. Творческий подход к обучению с моей точки зрения является наиважнейшим качеством. В новых быстро меняющихся условиях школьной жизни только это качество помогает адекватно реагировать на все нововведения.

Методика же того или иного предмета предлагает лишь возможные варианты подачи информации. Не требует доказательства и утверждения того, что методы, работающие в одном классе, не всегда дают результаты в другом классе. И лишь творческий подход к обучению позволит связать в один узел возможности конкретного класса, интереса каждого ученика, требования к уровню знаний, объём программы и множество вариантов его подачи.

В этом году у меня будет очередной, второй, в данной школе, выпуск четвероклассников. Я всегда сравниваю эти два небольших коллектива. Они чем-то похожи и очень разные. Да и я изменилась за эти годы, набралась опыта (ведь прошлый выпуск был мой первый в начальной школе), уже могу маневрировать различными методами и методиками.

В своей педагогической практике, при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, нарушения интеллектуального развития в частности, я делаю упор на развитие мелкой моторики. Тематику уроков по «Трудовому обучению» я составляю, как все, на основе Программы под редакцией В.В. Воронковой, только техники и изделия выбираю сама. Опираюсь в этом выборе на интерес ребят. Для этого на переменах начинаю что-то делать, предположим, всем известного модульного «Лебедя».

Модульное оригами, как и простое, имеет много преимуществ:

  • Развивает мелкую моторику (а значит и речь), глазомер, ловкость движения рук, чтение, понимание и выполнение инструкции, коллективизм (модулей надо много и одному не справиться)
  • А еще мы работаем с использованной писчей бумагой, значит, не тратим денег на покупку дорогостоящего расходного материала.

Наблюдая за моей работой, дети потихоньку начинают интересоваться и просят научить их. «Хорошо» - говорю я – «Мы этому научимся на уроке труда». И уже на уроке заинтересовать их не составляет труда. Затем прибегаю к маленьким хитростям. Работа в технике модульного оригами долгая и кропотливая, а дети нетерпеливы, им хочется видеть результат быстро, желательно сразу. Чтобы сохранить интерес учеников, незаметно, во время прогулок на ГПД, или даже дома, я делаю модули сама, часто привлекаю родителей для этих целей … и мы быстро, все вместе собираем большую модель. Ура! Здорово! Но это не всё. Нашим воспитанникам нужна похвала и не только родного учителя, но и окружающих взрослых. К моему счастью, у нас есть чудесные работники, которые всегда мне подыграют. Это наша всеми уважаемая Лариса Григорьевна (библиотекарь) и не менее уважаемая Мария Ивановна (уборщица). Торжественно мы идем всем классом показывать наше изделие и … о! радость! Всем нравится, все об этом говорят! Тут я с предложением: «А давайте, сделаем нашим родителям подарок. Каждый на праздник (или на каникулы) принесёт домой лебедя». Дети естественно соглашаются, но я то знаю, что модули делать тяжело, и не каждый ученик в классе их сможет сделать … Тут я предлагаю делать модули всем вместе и складывать их в одну коробку («Мы ведь семья»), а я помогу собрать поделки. И вот модули уже собирают во время перемен, на уроках, если хочется отдохнуть, дома, с привлечением ничего не подозревающих родителей. И обязательно кто-нибудь из ребят захочет помочь складывать поделку. В первом выпуске, под моим чутким руководством, складывали игрушки двое из класса, а в сегодняшнем 4-м классе собирают поделки из модулей пять учеников, причём без моей помощи, по инструкции, т.е. сами читают, сами собирают. В первом выпуске мы сделали только «лебедя» одной модели, а в этом году у нас «лебеди» нескольких моделей, «снеговик», «ёлка», «дед Мороз» и «зайчата». Сейчас мы работаем над очень большой поделкой «танк», думаю, до 9 мая закончим.

А ведь в 2010 году я сама впервые узнала о модульном оригами, увидев поделки на фестивале «Надежда», захотелось научиться делать такие же работы самой и научить ребят.

На других своих маленьких хитростях останавливаться не буду. Их много у каждого учителя. Но послушайте притчу:

Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребёнка крылатым.

  • Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? – изумился педагог.

Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает, крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.

  • Но твои крылья нравятся мне больше! – сказал мудрец педагогу.

Ш. Амоношвили

Чтобы научить детей чему-либо, учитель должен научиться этому сам. Для этого нужно желание, творчество, материал, время.

Для экономии времени предлагаю сократить объём оформляемых бюрократических бумаг. Например, администрацией требуется написание развёрнутых конспектов уроков. Я, конечно, пишу эти конспекты, но зачастую ими не пользуюсь. Мне для работы больше подходят мои накопительные папки по разделам и темам. Сегодня принесла их вам показать. Особенно такие папки помогают на уроках развития речи, трудового обучения, рисования.

Для труда и рисования достаточна инструкционная карта и карточки по технике безопасной  работы. А дальше я работаю по плану урока:

  • Организационный урок
  • Показ и анализ изделия, с разбором из чего сделан, чем сделан, для чего сделан
  • Правила техники безопасной работы с необходимым инструментом
  • Инструктаж с показом
  • Практическая деятельность обучающихся
  • Оценка работ
  • Итог урока

По развитию речи немного сложнее, но и здесь накопительные папки мне очень помогают. Чтобы составить полноценный конспект урока, необходимо потратить не менее 1 – 2 часов, а завтра 4 – 5 уроков. Несложно посчитать сколько времени мне необходимо потратить на написание конспектов. Причём конспекты в начальной школе можно использовать практически один раз, так как через четыре года много что изменится, и дети другие и программа может поменяться, и учебники… а с материалом в накопительной папке можно построить практически любой сложности урок по заданной теме. Да и сам материал можно хранить не только на бумажном носителе, но и на электронном, что опять же выгодно с точки зрения экономии бумаги, краски, времени. С накопительными папками я трачу на подготовку урока не больше получаса.

Освободившееся же время можно и нужно использовать на самообразование педагога, на развитие и проявление его творческого потенциала.

« Где нет простора для проявления способностей, там нет и способностей»

Людвиг Фейербах

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учителя на основе технологии педагогического целеполагания

Здесь представлен теоретический материал и фрагмент урока с использованием данной технологии...

Творческий потенциал учителя английского языка

В наши дни жизнь выдвигает новые требования к преподаваниюиностранного языка в школе, ориентирует учителя на поиск наиболее эффективных методов обучения иностранному языку, которые определяют реальные...

Развитие профессионального и творческого потенциала учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на педагогическом совете : "Развитие профессионального и творческого потенциала учителя начальных классов в условиях ФГОС"...

Статья «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»

Тема самообразования «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....