Статья «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»
статья

Котляр Марина Сергеевна

Тема самообразования «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»

Цель: определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала обучающихся в процессе формировании УУД.

Задачи:

Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.

Выявить условия для реализации творческих возможностей в процессе формировании УУД.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.На первый план встаёт  развитие личности ребёнка.

Развитие личности  в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

Термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Творчество в учебном процессе это новизна,  в учебном процессе,  она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего.

Педагогическое творчество - активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-развивающей работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования учащихся.

Цель педагогического творчества - формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, индивидуальный творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов:
  • атмосфера публичного выступления;
  • необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций

ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ:

  • выявление творческого потенциала ученика;
  • нацеленность на формирование творческой личности школьника;
  • уметь развивать детское воображение, артистизм,
  • уметь ставить интересные, занимательные вопросы,
  • создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора

1-й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет) ( к этому уровню относится изготовление МАКЕТОВ известных предметов и т.д.- в т.ч.  игровые  комплекты-конструкторы, где есть заданные схемы-образцы для сборки)

Девиз: « Так может каждый»

2-й уровень – РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ (новизна есть)

Деятельность: направлена  на самостоятельное небольшое изменение, существенным образом не меняющая первоначального образца.

Девиз: «Так может большинство!»

3-й уровень  ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ ( новизна есть)

Деятельность: направлена на значительное изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом меняющая первоначальный образец.

Девиз: «Так могут только некоторые!»

4-й уровень- ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)

Деятельность: Направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного, оригинального

Вид результата: Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.

Девиз: «Так  может только один!»

Творчески работающие педагоги, реализуя технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:

  • поддержка и развитие интереса к предмету;
  • формирование навыков исследовательской работы;
  • организация работы с современными источниками информации.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Поэтому проблемные ситуации, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения учеников к творчеству и стремлению учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"

Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"...

Развитие логического мышления и творческого потенциала как способ формирования универсальных учебных действий

В работе представлена приблизительная система приёмов по  развитию логического мышления и творческого потенциала по строго определённой последовательности....