Статья «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»
статья
Тема самообразования «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»
Цель: определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала обучающихся в процессе формировании УУД.
Задачи:
Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.
Выявить условия для реализации творческих возможностей в процессе формировании УУД.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.На первый план встаёт развитие личности ребёнка.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Творчество в учебном процессе это новизна, в учебном процессе, она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего.
Педагогическое творчество - активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-развивающей работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования учащихся.
Цель педагогического творчества - формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, индивидуальный творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов:
- атмосфера публичного выступления;
- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций
ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ:
- выявление творческого потенциала ученика;
- нацеленность на формирование творческой личности школьника;
- уметь развивать детское воображение, артистизм,
- уметь ставить интересные, занимательные вопросы,
- создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора
1-й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет) ( к этому уровню относится изготовление МАКЕТОВ известных предметов и т.д.- в т.ч. игровые комплекты-конструкторы, где есть заданные схемы-образцы для сборки)
Девиз: « Так может каждый»
2-й уровень – РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ (новизна есть)
Деятельность: направлена на самостоятельное небольшое изменение, существенным образом не меняющая первоначального образца.
Девиз: «Так может большинство!»
3-й уровень ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ ( новизна есть)
Деятельность: направлена на значительное изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом меняющая первоначальный образец.
Девиз: «Так могут только некоторые!»
4-й уровень- ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)
Деятельность: Направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного, оригинального
Вид результата: Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.
Девиз: «Так может только один!»
Творчески работающие педагоги, реализуя технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:
- поддержка и развитие интереса к предмету;
- формирование навыков исследовательской работы;
- организация работы с современными источниками информации.
Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Поэтому проблемные ситуации, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения учеников к творчеству и стремлению учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся
В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...
"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)
Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....
Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников
Проектно – исследовательская деятельность - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе...
Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"
Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"...
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....
Развитие логического мышления и творческого потенциала как способ формирования универсальных учебных действий
В работе представлена приблизительная система приёмов по развитию логического мышления и творческого потенциала по строго определённой последовательности....
Методические рекомендации учителям начальных классов по результатам психологической диагностики формирования универсальных учебных действий обучающихся
Учителям даны ёмкие рекомендации по формированию УУД обучающихся 1-4 классов...