Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
учебно-методический материал
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_-_1.pptx | 984.94 КБ |
spiridonova_ovz.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно участие учителя-дефектолога сокращается, и дети в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса. При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах обучения умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.
Интегрированное календарно-тематическое планирование На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В составлении календарно-тематического планирования принимают участие учителя начальных классов, учителя-дефектологи. Это объясняется тем, что количество часов по учебным дисциплинам, содержание тем образовательной программы следует распределить для изучения в общеобразовательном классе и в классе коррекционно-педагогической поддержки. Программы образовательных учреждений изучаются учителями и сводятся совместно со специалистами коррекционного образования таким образом в календарно-тематическое планирование, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учениками по теме, должна быть адекватна его образовательной программе. Контрольные и творческие работы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требованиям учебной программы.
Психолого-медико-педагогические : школьный ПМПк, служба комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой, классно-урочной системе, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребности учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей).
Коллективом специалистов школьного ПМП консилиума: - определяется вариант индивидуального маршрута; - составляется индивидуальный учебный план; - координируется деятельность узких специалистов, обобщаются их рекомендации; - определяется срок повторного заседания ПМП консилиума с анализом выполнения рекомендаций.
Ссылки на интернет-ресурсы http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925142.png http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/12-09/12216/2798960.png http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925138.png http://p1.pichost.me/i/56/1797413.png
Предварительный просмотр:
Спиридонова Валентина Федоровна
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
I. Цели, задачи, направления инклюзивного обучения детей с ОВЗ
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.
Инклюзия - это одна из последних стратегий специального образования. Под инклюзивным образованием понимается полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы.
Посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий для получения образования, развития и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.
Целью инклюзивного образования является создание специальных образовательных условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Организация инклюзивного образования направлена на решение следующих задач:
- выявление образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с ОВЗ;
- освоение детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (обучающимся с ОВЗ, не освоившим основное общее и среднее общее образование, обучающимся по индивидуальным адаптированным программам, выдается свидетельство об обучении);
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе организуется в форме инклюзивного обучения независимо от вида ограничений здоровья, посредством совместного обучения с детьми, не имеющих таких ограничений, в одном классе.
Из всех категорий детей с ОВЗ в общеобразовательной школе могут инклюзированы следующие: дети с легкой степенью умственной отсталости; дети с умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости; дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детским церебральным параличом (ДЦП)); слабовидящие, слабослышащие; дети с СДВГ.
II. Ресурсы, имеющиеся в учреждении в начале перехода к инклюзивному образованию (краткая характеристика)
2.1. кадровые: педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя-предметники.
2.2. материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы и кабинет для работы учителя-логопеда.
2.3. нормативные: Должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ПМПк и т .д.
2.4. учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.
2.5. психолого-медико-педагогические: школьный ПМПк; служба комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой, классно-урочной системе, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребности учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей).
2.6. воспитательные: цель воспитательной работы в школе – воспитание толерантности, терпимости, доброты и милосердия во всех участниках инклюзивного образовательного процесса. Внедрение инклюзивной куль туры.
2.7. социальные - подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за него, выражать своё мнение, творчески мыслить.
III. Ожидаемые результаты
По отношению к детям с ОВЗ - научить считать себя полноценными членами общества, чувствовать себя личностью в обществе сверстников, получить образование, адаптироваться и социализироваться в обществе.
Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев: знания и умения на данной ступени образования; применение их на практике;
усвоение разделов адаптированной образовательной программы; анализ поведения и динамики развития;
индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.
По отношению к семьям – изменение психологического климата в семье, имеющей ребенка с ОВЗ.
Уменьшение гиперопеки.
По отношению к другим участникам образовательного процесса и их семьям – сформировать представление о современной общеобразовательной школе как о «школе для всех детей». Помочь понять и принять детей «не похожих на других», расти и жить с ними в обществе. Внедрение инклюзивной культуры.
По отношению к учителям – формирование компетентности педагогов инклюзивного образования в следующих областях: психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; технологии организации эффективного взаимодействия специалистов службы сопровождения; современные коррекционные технологии; разработка адаптированных образовательных программ и др.; повышение квалификации.
По отношению к школе – создание инклюзивной образовательной среды (ИОС). ИОС реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития и здоровья.
IV . Базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной
образовательной среды:
· Принятие философии инклюзии.
· Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями,
включающего все необходимые условия обучения ребенка с ОВЗ, в том числе, требования, предъявляемые
к родителям (семье).
· Наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно-деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем.
· Наличие адаптированных образовательных программ.
· Наличие УМК, дидактических материалов.
· Повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагогов инклюзивного
образования, специалистов сопровождения.
· Организация эффективной деятельности специалистов ПМПк образовательного учреждения.
· Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.
· Адекватное финансирование.
V. Эффекты, приобретённые образовательным учреждением на выходе из проекта:
1) Реализация модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
2) Пакет типовых адаптированных программ для детей с ОВЗ.
3) Сборник методических рекомендаций для педагогов начальной и средней школы по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.
VI. Критерии (индикаторы, показатели) эффективности модели.
1. Создание и успешное внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях
общеобразовательной школы.
2. Результаты мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ.
3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования.
4. Приобретение детьми с ОВЗ позитивного социального опыта. Расширение социальных контактов со сверстниками.
5. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей детей с ОВЗ, родителей детей без ОВЗ, педагогов.
6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.
7. Повышение рейтинга учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Организация интегрированного обучения детей с ЗПР в условиях массовой школы
Презентация к выступлению на методсовете...
«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...
Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...
"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"
Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...
Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы.
(Из опыта работы)...
Практические наработки в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании....
Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
На современном этапе развития общества наблюдается тенденция снижения состояния здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями. Одним из важнейших направлений го...