Доклад "Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью."
статья на тему
Формирование временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vremya_2013-2014.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида №7
2013/2014у.г.
Симонова Л. В.
Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится с учетом следующих требований:
- Необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает.
- Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени, сутки больше, чем день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т. д.
- Показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.
- Формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.). Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени, необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление временем, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое словесное описание.
- Проводить работу по формированию временных представлений и понятий на других учебных предметах (уроках музыки, русского языка, физкультуры, рисования) и во внеурочное время.
- Проводить работу по развитию временных представлений систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока.
В первом классе уточняются представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учитель знакомит детей с понятием «сутки». Учащиеся должны овладеть определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, быстро, медленно). К концу пропедевтического периода учащиеся должны уметь чередовать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Эти понятия могут быть усвоены только при систематическом их употреблении. Необходимо регулярно спрашивать детей, что было накануне (вчера), что произойдет в дальнейшем (завтра), какие дела нужно выполнить сегодня.
Начинается работа по формированию понятия недели. Опыт показывает, что учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и их последовательность, если ежедневно спрашивать их, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера.
Ко второму классу учащиеся должны иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели. Закреплению последовательности дней недели способствует проведение дидактических игр. Наряду с календарным понятием недели (неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье) следует дать учащимся и житейское понятие недели (если от данного дня пройдет семь дней, то пройдет неделя, от четверга до четверга прошла неделя).
Во втором классе учащиеся вспомогательной школы получают понятие о единице измерения времени - часе, знакомятся с прибором для измерения времени – часами, узнают об их назначении, о том, зачем людям нужно знать и уметь измерять время. На циферблате учащиеся рассматривают стрелки: часовую и минутную. Обращают внимание на движение стрелок. Сначала дети учатся размещать числа на циферблате, затем изображают стрелки. В последующие дни проводится работа по наблюдению за конкретной наполняемостью часа. Таким образом, дети должны научиться различать стрелки, называть их, должны знать, на какое число указывает минутная стрелка при определении целого часа, узнавать не только целый час, тот, который в данный момент наступил, но и по положению часовой стрелки определять, который час был и который будет.
В третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут. Представления о временах года начинают формироваться в первом классе с наиболее типичного, ярко выраженного времени года. Затем - с противоположным временем года, имеющим ярко выраженные признаки. Потом с тем временем года, из оставшихся, которое имеет яркие признаки. С понятием «год» учащиеся знакомятся в третьем классе (в году 12 месяцев). Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев, дней недели является календарь. При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей, уточняют их назначение.
Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится по следующим этапам (Гаврилушкина О.П., Стребелева Е.А. и другие):
- по подражанию действиям взрослого
- по образцу действия взрослого
- по словесной инструкции взрослого
2.3. Ознакомление с частями суток и днями недели.
Методические рекомендации по формированию представлений о временах года и днях недели у детей с интеллектуальной недостаточностью:
1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию временных представлений с опорой на наглядный материал;
2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при формировании представлений о временах года путем учета индивидуальных особенностей каждого ученика;
3) в работе по формированию временных представлений опираться на личный опыт детей;
4)уделять больше внимания работе по формированию знаний детей о сезонных изменениях в животном мире.
М. Н. Перова рекомендует знакомство с понятием времени начинать с темы «Части суток. Сутки». Сначала вводятся понятия день — ночь. Затем день — вечер — ночь — утро, утро — день — вечер — ночь. И лишь в дальнейшем делается обобщение о том, что такое сутки.
Работа строится следующим образом: сначала рассматриваются две картинки, на которых изображены деятельность людей или состояние природных явлений в дневное и ночное время. Затем четыре картинки с изображением деятельности одного и того же ребенка в разное время суток (просыпается, находится в школе и т. д.) и, наконец, четыре картинки с одним пейзажем в разное время суток. Рассматривание картинок сопровождается пояснениями педагога-психолога, связанными с личным опытом детей.
Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Обучая детей, надо насыщать части суток конкретными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в школу, уроки, обед, послеобеденный сон и т.п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: уроки, одевание и раздевание, прогулка и т.п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.
Ознакомление с частями суток начинала с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задавала такие вопросы: «Что ты делаешь утром, днем, вечером?»; «Ночью темно. Почти все люди спят. Что ты делаешь ночью?».
Такие беседы проводила на уроках по математике, уроках по развитию устной речи, особое внимание уделяла упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. И в повседневной жизни упражняла детей в использовании названий частей суток. Положительный эффект дает использование графической модели «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток. Работа с моделью суток помогает детям наглядно установить, что сутки состоят из четырех частей, определить «соседей» каждой части, соотнести название части с символом, указать на модели прожитую часть суток и выполнить ряд других заданий. Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществляла и посредством игр. Это игры путешествия в утро, день, вечер, ночь, упражнения с картинками "Когда это бывает?", "Части суток", "Кто когда спит?", путешествия-прогулки, "Загадки-отгадки", "Назови соседей утра" и т.д. В играх я использовала цветные квадратики: для утра - голубой, для дня - желтый, для вечера - серый, для ночи - черный. Цветовой символ можно использовать как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показать картинки или прочитать стихи, а ученики определяли, в какую часть суток это бывает, и поднимали соответствующий знак. После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Проводятся дидактические игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Что было, есть и будет». В процессе этой работы у детей начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры.
В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.
В словесно-дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д. Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.
По мере усвоения понятия сутки мы переходим к знакомству с временным понятием неделя. Ознакомление с днями недели необходимо начинать с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели). Есть много простых стихов, которые помогут выучить дни недели. Регулярное повторение этих рифм в конечном итоге установят порядок дней в детских умах. Не беспокойтесь, если дети путают дни недели. Понятие времени - абстрактное понятие для маленьких детей, и требует времени, чтобы это запомнить и выучить. Для того, чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность знакомим с происхождением названий дней недели. Например, понедельник – первый, вторник – второй, среда – средний и т. д. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови соседей, назови следующий день, покажи соответствующую цифру». Знакомим с конкретным содержанием деятельности: «Какой сегодня день недели? Правильно вторник. Во вторник у вас всегда урок музыки». Играем в «Продолжай….. Сегодня…..Завтра….. Послезавтра…..Вчера….». Когда дети научатся считать название дней недели, связывают с его порядковым номером.
Рисуем недельку: 7 кругов. Сегодня среда – закрашиваем третий кружок – третий день недели. Используем отрывной календарь: складываем в кармашек, потом считаем. Наряду с календарным понятием недели: неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье, следует дать и житейское понятие (если от данного дня пройдет 7 дней, то прошла неделя: от четверга, до четверга прошла неделя).
Провожу игры: какой день недели пропал, начни с понедельника, начни с четверга. Вставь в текст необходимые данные:
В неделе……дней. Первый день - …. Последний день …….
Любима детьми и игра «Дни недели». Учитель раздаёт детям карточки с названиями дней недели. Потом он громко произносит название любого дня недели. Этот ученик становится первым. По команде: «Неделька, постройся!» остальные учащиеся должны построиться, соблюдая последовательность (М. Перова» Дидактические игры и упр. Стр. 120)
Игру «Ответь на вопрос» часто провожу в начале каждого урока.
- Сколько дней в неделе?
- Прошло три дня с начала недели. Сколько дней осталось до её конца?
- Как называется пятый день недели?
- Сегодня пятница. Что было вчера? Что будет завтра?
- Как называется последний день недели? Как его еще называют?
- Почему говорят: "Понедельник - день тяжелый", как ты думаешь?
- В названиях каких дней недели слышится, какие они по счету?
- Слушай: вторник (второй), четверг (четвертый), пятница (пятый), среда (средний - третий).
- Пронумеруй дни недели на листочках. Начинай с первого дня недели.
- Найди лишнее слово: вторник, пятница, понедельник, вчера, среда.
- Какое дерево спряталось в слове "понедельник"?
- Поиграйте вместе: Если сегодня понедельник, то вчера было.., а завтра - .., а послезавтра ?
Как только дети идут в школу, каждый день становится для них более организованным. Это заметно не только в школе, но и дома. Для детей очень важно знать, какой сегодня день и что будет происходить в этот день. Возможно, у них есть книга, которую нужно отдать в библиотеку, или у друга День Рожденья. С самого первого раза, когда ребенок поинтересовался, какой сегодня день, родители должны поощрять это интерес. Дети должны учиться быть независимыми в управлении своим временем. Зная, какой сегодня день ребенок сделает первые шаги к планированию своего времени и расписания, что в сою очередь воспитывает собранность и организованность. У детей с отклонениями в умственном развитии имеются, нарушения познавательной деятельности, которые затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в частности, восприятие и ориентировка во времени. В принципе, овладение элементарными временными детьми младшего школьного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии, оказывается вполне возможным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего представления для детей младшего школьного возраста 6-11 лет
Сценарий новогоднего представления для детей младшего школьного возраста 6-11 лет,очень интерессный сценарий для ребят,наши дети с удовольствием учавствовали в этом мероприятии....
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием
В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие...
Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...
Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у детей младшего школьного возраста
Формирование навыков фонематического анализа одна из важных задач. Нарушение фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. К сожалению, симп...
Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».
В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у дете...