«Содержание коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения при дизартрии»
статья по логопедии

Шилова Анастасия Александровна

Коррекционная работа учащимися начальных классов должна осуществляться в условиях естественного педагогического процесса. Она должна строиться с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.

В коррекционной работе огромное значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Содержание коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста  с нарушением зрения при дизартрии»

Учитель-логопед Шилова Анастасия Александровна

МАОУ «СОШ№10»

Содержание коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста  с нарушением зрения при дизартрии

Коррекционная работа учащимися начальных классов должна осуществляться в условиях естественного педагогического процесса. Она должна строиться с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.

В коррекционной работе огромное значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. Из-за специфики и сложности работы со слепыми детьми, занятия с ними значительное время проводятся индивидуально. Преобладающими являются индивидуальные занятия и с детьми, имеющими сложное нарушение речи и несформированность неречевых функций, т. е. находящимися на четвертом речевом уровне.

Воспитателями и тифлопедагогами (учителями школ) совместно с логопедами определяются задачи, направленные на коррекцию речевых нарушений. Коррекционно-логопедические задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также в предметно-практической деятельности, на музыкальных и ритмических занятиях.

При организации логопедических занятия со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности), используются рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов и предложений.

При подборе или изготовлении изобразительной наглядности следует
учитывать, что способность ребёнка с нарушенным зрением различать изображения зависит от остроты центрального зрения, поэтому логопед должен:
        •  четко выделять общий контур изображения;

• усиливать цветовой контраст изображения;

• выделять контуром, линиями разной толщины, цветом главные и второстепенные части в изображении;

• уменьшать количество второстепенных деталей;

• подбирать многоплановые сюжетные изображения, где чётко
выделены передний, средний и задний планы.

Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию,
активизирует зрительные функции, создаёт у ребёнка положительный эмоциональный настрой. Демонстрационный материал для рассматривания
необходимо предъявлять неподвижно, чтобы ребёнок мог сосредоточить
взор, для ребёнка со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе, для ребёнка с дальнозоркостью – на расстояние не менее одного метра, с близорукостью – более 30 сантиметров.

Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придается природной наглядности. Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.

Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и т. д., используются элементы занимательности.

  Содержание коррекционной работы при дизартрии характеризуется комплексным подходом и включает в себя  три блока.    

       Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок  -  психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя  слуховой   гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и  зрительный   гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это  направление  развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций  психолого – педагогический блок включает упражнения  по развитию и коррекции  пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок - логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

     Первый этап работы – подготовительный, содержит следующие направления:

 1) Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится логопедический массаж.

  2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные  упражнения, выполняемые самим  логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на  улучшение качеств артикуляционных движений.

   3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.

   4) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного,  плавного, экономного выдоха.

   5)  Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.

   6)  Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку  тонких, дифференцированных  движений в пальцах обеих рук.

   Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

     Вторым этапом логопедической работы  при дизартрии  является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

   1)Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального,  какуминального,  альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

   2)Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.

Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например: альвеолярной позиции –  р , р, а свистящие корригировать будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).

      3) Развитие фонематического слуха.  

      4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится  так - же, как и при любом другом нарушении.

      5) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике бывает так, что изолированно обучающиеся произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.

      6) Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

  Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.

   1)Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В данном  направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.

   2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

   3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

   Четвёртый этап логопедической работы носит название -  предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

Таким образом, содержание коррекционной работы при дизартрии у детей с нарушением зрения выстраивается с учетом нарушения функции зрительного анализатора, сохраняя последовательность этапов работы при дизартрии у детей.

Список литературы

  1. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие/ В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 110 с.
  2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие/ Е.Ф. Архипова. - М.:  Астрель, 2007.
  3. Белякова, Л.И., Волоскова,  Н.Н. Логопедия. Дизартрия.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1646908-pall.html
  4. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи./Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016.
  5. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. –М.: Красанд, 2010.
  6. Логопедическая работа с детьми, имеющими глубокие зрительные нарушения: методическое пособие/Наталия Мёдова; Том. обл. универс.науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; ОГБУЗ«Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2015. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru
  7. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011.
  8. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; "Издательство ГНОМ и Д",  2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.

•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не   расплачива...

Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

В  наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт р...

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...

Коррекционно-развивающие игры в работе с детьми младшего школьного возраста.

Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....