Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии по теме
Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов с «логопедическими сказками» как с универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
2. Представить возможности применения логосказок в различных образовательных областях.
3. Побудить педагогов к использованию логосказок в воспитательно-образовательном процессе с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, развития коммуникативных навыков, активизации психических процессов, воспитание нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priem_ispolzovaniya_logoskazok_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 25.87 КБ |
buklet_logoskazka.doc | 911.5 КБ |
logoskazki_prezentatsiya.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями»
Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с «логопедическими сказками» как с универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
- Представить возможности применения логосказок в различных образовательных областях.
- Побудить педагогов к использованию логосказок в воспитательно-образовательном процессе с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, развития коммуникативных навыков, активизации психических процессов, воспитание нравственных качеств.
В работе с детьми младшего школьного возраста важно учитывать повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей. Для того чтобы удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логопедические сказки. Логопедическое воздействие в игровой и сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
А что же такое логосказка?
Логосказка - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию у ребенка всех сторон речи.
Основная идея логосказки - всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Прием логосказок в работе с детьми, имеющими трудности в речевом развитии, решает следующие задачи:
-формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме;
-активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);
-воспитание нравственных качеств;
-положительная мотивация к занятиям.
Для логосказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать их самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Логосказки могут представлять собой целое занятие, либо фрагмент занятия или дидактическую игру.
Их можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых; рассказывание сказки ведется от 1-го или 3-го лица, а также рассказывание и придумывание сказки «по кругу», придерживаясь тематики и связности текста.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- учет структуры дефекта.
А также учитываются:
- заинтересованность; положительно - эмоциональный настрой; уровень развития психических функций ребенка.
Логопедические сказки могут планироваться в разных образовательных областях: на логопедических занятиях, на занятиях с психологом и дефектологом, на уроках музыки и изобразительного искусства, учителями начальной школы – на уроках чтения и развития речи; родителями – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия и пр.
А также логосказки могут использоваться в следующих видах деятельности:
- продуктивной;
- творческой деятельности (театральной, музыкальной);
- коммуникативной деятельности (ребенок общается и с героями сказки, и с другими детьми);
- познавательной деятельности (в игровой форме познает что-то новое).
Сказки с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
Виды логосказок:
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
- с куклами на палочках;
- рукавичковый;
- картонажный и др.
Декорациями могут служить: объёмные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.
В своей же практике я чаще всего используюна начальных этапах работы с ребенком артикуляционные логосказки, направленные на развитие артикуляционной моторики, с целью повышения интереса ребенка к занятиям.
А также артикуляционные логосказки для выработки правильного речевого дыхания.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков применению фонетические сказки.
И для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи я также использую логосказки.
Индивидуальное или подгрупповое занятие с применением логопедической сказки происходит примерно по такой схеме:
- подготавливаются персонажи для сказки (в виде картинок, фигурок);
- взрослый читает сказку;
- в процессе её прочтения ребёнок выкладывает так называемую модель – выбирает персонажей, раскладывает их на столе в желаемом порядке и соответствии;
- беседа с ребёнком согласно содержанию сказки в виде вопросов-ответов;
- взрослый с помощью заготовок-персонажей моделирует ситуации из сказки, а ребёнок пересказывает их;
- затем снова выкладываются все заготовки-персонажи, и ребёнок пересказывает сказку целиком;
- с целью профилактики дисграфиицелесообразно детям начальной школыпредлагать дополнительные задания.
С помощью таких сказок ребёнок не только тренируется выговаривать отдельные звуки, но и учиться связной речи с их использованием. У ребёнка развивается спонтанный словарный запас. Кроме того, при этом, кончено же, развивается воображение, формируется интонационная образность речи. Возникает чувство психологического комфорта и безопасности.
Чтобы вам наглядно увидеть, как это работает, я предлагаю провести фрагмент занятия по теме «Автоматизация звука Ч словах, словосочетаниях и предложениях» с использованием логосказки.
ЛУЧШИЙ ДРУГ
Чебурашка очень давно не ходил в гости к Крокодилу Гене. Он часто скучал, ведь Крокодил Гена был лучшим его другом. Чебурашка посмотрел на часы. Они показывали четверть четвёртого. Он выскочил из дома и на крылечке столкнулся с Черепашкой Чепой.
- Куда ты так торопишься? – спросила его Черепашка.
- Я помчался к Крокодилу Гене.
- А можно я пойду с тобой? – спросила его Черепашка.
Чебурашка быстро подхватил Чепу. Чепа в знак благодарности поцеловала Чебурашку в щёчку, и они поспешили к Крокодилу Гене.
Крокодил Гена был рад гостям. Он напоил их чаем с черничным вареньем.
Задания и вопросы:
- Назови слова из сказки со звуком «Ч». Произнеси их, выделяя голосом звук «Ч».
- Назови слово с двумя звуками «Ч». Вспомни слова со звуком «ч» в начале, середине, в конце слова.
- Попроси Чебурашку взять тебя с собой так, чтобы он тебе не отказал.
- Разыграй сценку «В гостях».
- Кто был лучшим другом Чебурашки.
- Почему скучал Чебурашка.
- Какое время показывали часы?
- С кем столкнулся Чебурашка на крылечке?
- О чём попросила Черепашка Чебурашку?
- Как встретил гостей Крокодил Гена?
- Каким вареньем Крокодил Гена угощал гостей?
- Любишь ли ты принимать гостей? Любишь ли ты ходить в гости?
- Чем ты хотел бы угостить своих гостей?
- Что можно делать в гостях?
- Как не следует вести себя в гостях?
Дополнительные задания:
- Карандашом подчеркни в тексте сказки буквы «ч».
- Выложи из палочек ТШНА. «Сделай» слово «ГЕНА», изменив положение одной палочки и развернув одну из букв.
- Выложи из палочек НАЙ. «Сделай» слово «ЧАЙ», изменив положение одной палочки.
- Выложи из палочек слово ДАР, прочти его справа налево. Что у тебя получилось?
Сейчас я предлагаю вам придумать свою сказку.
Задание участникам:
Участники становятся в круг.
Задание: придумать сказку на тему: «Добро побеждает зло». Каждый из участников должен придумать предложение, сохраняя заданную тематику.
Ведущая: в некотором Царстве, в некотором Государстве, жили были….
Таким образом, использование логосказок способствует решению важнейшей задачи логопедической работы – формированию всех компонентов речевой системы и позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния, снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррек-ционно-развивающей работы с деть-ми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррек-ции, все чаще применяемых в спе-циальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых трудностей у детей.
Логосказки - вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.
ЛОГОСКАЗКА
- эффективное развивающее коррекционное средство;
- универсальный комплексный метод в коррекционной работе
Развитие осуществляется по следующим направлениям:
• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
• Произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).
• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Выделяют несколько видов логосказок:
- Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
- Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
- Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
- Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
- Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как: кукольный, рукавичковый, картонажный, бибабо и др.
Формы работы:
- занятие;
- часть занятия;
- досуг;
- дидактическая игра.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последова-тельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- учет структуры дефекта.
А также учитываются: заинтере-сованность; положительно – эмоциональ-ный настрой; уровень воображения, импро-визации, внимания и памяти ребенка.
Результаты работы
Прием логосказок в работе с детьми, имеющими трудности в речевом развитии, решает следующие задачи:
-формирование правильного звукопроизношения, совершенствова-ние дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме;
-активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);
-воспитание нравственных качеств;
-положительная мотивация к коррекционным занятиям.
Логопедические сказки могут планироваться в разных образовательных областях: на логопедических занятиях, на занятиях с психологом и дефектологом, на уроках музыки и изобразительного искусства, учителями начальной школы – на уроках чтения и развития речи; родителями – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.
А также логосказки могут использоваться в следующих видах деятельности:
- творческой деятельности (театральной, музыкальной);
- коммуникативной деятельности (ребенок общается и с героями сказки, и с другими детьми);
- познавательной деятельности (в игровой форме познает что-то новое).
Посредством логосказок творчес-кий педагог способен воспитывать в ребёнке: духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, ответственность и др.
Также ребёнку, данная работа помогает в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражитель-ности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и др.
Прием использования логосказки
в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Художественная сказка, как игра,-
естественная эстетическая
воспитательница ребёнка.
Л. С. Выготский
учитель – логопед
МБОУ «Нижнесуэтукская СОШ»
Казачинова Алёна Владимировна
2016г.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ
ЧЕЛОВЕК УСВАИВАЕТ
10%
услышанного
50%
увиденного
90%
сделанного
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Логопедическое воздействие в игровой и сказочной форме является наиболее универсальным, комплекс-ным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
ЛОГОСКАЗКА - ЭТО ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ЛОГОСКАЗКИ - ВСЕСТОРОННЕЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ И СВЯЗАННЫХ С НЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ. ПРИЕМ ЛОГОСКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ, РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонемати-ческого восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфичес-ких ошибок при письме; активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение); воспитание нравственных качеств; положительная мотивация к занятиям. ФОРМЫ РАБОТЫ целое занятие; фрагмент занятия; дидактическая игра.
ВСЯ РАБОТА ПОСТРОЕНА С ОПОРОЙ НА ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: систематичности и последовательности учёта возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.
учитель-логопед; психолог; дефектолог; учителя начальной школы – на уроках чтения и развития речи; учителя искусства. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЛОГОСКАЗКА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ТАКИХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК: Продуктивная Творческая Коммуникативная Познавательная
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ 10% услышанного 50% увиденного 90% сделанного
ВИДЫ ЛОГОСКАЗОК : Артикуляционные Пальчиковые Фонетические Лексико-грамматические Сказки, способствующие формированию связной речи Сказки для обучения грамоте
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СКАЗОК ПОДХОДЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ, ТАКИЕ КАК: с куклами на палочках; рукавичковый; картонажный и др. Декорациями могут служить: объёмные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.
Артикуляционные сказки «Сказка о Веселом Язычке»
Артикуляционные сказки работа над дыханием
Фонетические сказки автоматизация и дифференциация звуков
Сказки лексико-грамматические и сказки, способствующие развитию связной речи
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ формирование всех компонентов речевой системы; устойчивое внимание ребенка и интерес на протяжении всего занятия; сохранение психофизического здоровья детей; формирование положительного эмоционального состояния; снижение вероятного переутомления на логопедических занятиях; тренировка дыхания…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...
Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
В наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт р...
Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья предназначена педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы. Посвящена проблеме сохранения и приумножения здоровья детей начальной школы. Из опыта работы эколого-биологи...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи
В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....
«Содержание коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения при дизартрии»
Коррекционная работа учащимися начальных классов должна осуществляться в условиях естественного педагогического процесса. Она должна строиться с учетом ведущих дидактических и специфических принципов ...
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста
Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...
Правополушарное рисование как прием арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста
Применение правополушарного рисования в коррекционной работе с детьми...