ШМО по теме "Современный урок в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу"
материал по теме

Зотова Наталья Алексеевна

Что такое современный урок по адаптированной программе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_po_teme_sovremen._urok.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Современный  в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу.

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом.

Современный урок - это хороший урок, на котором должна быть творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения,  будет способствовать более успешному обучению школьников.

Современные  требования к уроку в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу

  • Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
  • Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
  • На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
  • Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью.
  • На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
  • На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
  • Урок должен быть оснащен:

-техническими средствами обучения;

-дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

-весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

  • На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
  • проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
  • соответствие мебели возрасту детей;
  • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований.

 Специальные требования:

  • Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  • Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  • Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  • Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  • Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  • Опора на более развитые способности ребенка;

Типы уроков:

- Урок изучения нового материала 

-  Урок закрепления знаний

-  Урок обобщения и систематизации знаний

-  Урок проверки и оценки знаний

      -  Комбинированный урок. (В практике работы специальной  школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.)

      - Нетрадиционные уроки.

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

Тема урока

Цель урока

Задачи урока:

  • образовательные;
  • коррекционно-развивающие;
  • воспитывающие.

Оборудование урока.

1.     Организационный этап.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Содержание этапа (возможные варианты):

§  по звонку найти свое место;

§  взаимное приветствие;

§  рапорт дежурного, определение отсутствующих;

§  запись числа;

§  проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

§  сообщение темы и цели урока.

2.     Проверка домашнего задания.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:

§  фронтальный опрос;

§  индивидуальный опрос с вызовом к доске;

§  фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);

§  индивидуальный письменный опрос;

§  уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);

§  практическая работа;

§  программированный контроль;

§  проверка тетрадей;

§  использование ИКТ.

3.     Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

§  загадка;

§  ребус;

§  кроссворд;

§  игра "Четвертый лишний";

§  словарная работа (связь с новым материалом);

§  проблемный вопрос.

4.     Сообщение нового материала.

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

§  в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

§  самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;

§  вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

§  чередование беседы и рассказа;

§  применение ИКТ.

5.     Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Возможные варианты работы:

§  беседа;

§  работа с учебником;

§  работа с тетрадью;

§  практическая работа;

§  программированные задания;

§  дидактические игры;

§  ИКТ;

§  таблицы, схемы, тесты;

§  самостоятельная работа.

6.     Подведение итогов.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

§  выводы;

§  вопросы на понимание изученного материала;

§  разбор и запись домашнего задания;

§  оценка работы учащихся.

Задачи урока

Образовательные задачи на уроках:

  • формировать (формирование) у учащихся представления о …;
  • выявить (выявлять)…;
  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  • уточнить…;
  • расширить…;
  • обобщить…;
  • систематизировать…;
  • дифференцировать…;
  • учить применять на практике…;
  • учить пользоваться…;
  • тренировать…;
  • проверить….

 Коррекционно-развивающие задачи на уроках:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  • развитие слухового восприятия…;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитывающие задачи на уроках:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по литературному чтению 6.2. 2 класс.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по литературному чтению 6.2. 2 класс....

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.

   Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...

План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра

Самообразование учителя затрагивающий все  стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов

Обучение русскому языку в 1–4 классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», &la...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1-4 классов

Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойч...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Чтение», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов

В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи ст...