Обобщение педагогического опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»
проект по теме
Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся обществе.
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 54.43 КБ |
produkt_deyatelnosti.docx | 824.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по теме
«Проектно-исследовательская деятельность
в начальной школе»
Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся обществе.
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать руководителю проекта вместе с учащимися.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом является продукт деятельности - это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Проекты в начальной школе – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно.
Я хочу показать, как проводилась работа по созданию группового проекта с учащимися моего класса.
Тема проекта: Люблю берёзку русскую
Основополагающий вопрос: Почему берёза является символом России?
Цель проекта: выяснить, в связи с чем, почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России.
Проблемные вопросы:
- Откуда берёза получила своё название?
- Как относились к берёзе в старину?
- Почему берёза так любима русским народом?
План работы.
- Поиск информации по теме.
- Выполнение творческих работ.
- Оформление выставки работ.
- Подготовка и проведение «Праздника берёзки»
- Подготовка презентации, защита проекта.
Этапы реализации проекта:
- Планирование работы, деление на группы.
Чтобы ответить на проблемные вопросы, мы разделились на группы и определили задания для каждой группы.
1 группа занялась поиском пословиц, поговорок и загадок о берёзе.
2 группа собирала стихи известных и неизвестных авторов.
3 группа искала ответ на вопрос «Что дает береза человеку?»
4 группа занималась поиском информации о берёзе, об обрядах и обычаях в старину, связанных с берёзой.
5 группа собирала сведения о художниках, в чьих полотнах отражена красавица леса – русская березка
- Оформление плакатов, как продукта деятельности
Весь собранный материал был принесён в класс, каждая группа приступила к оформлению своих проектов.
- Подготовка праздника.
Используя всю собранную информацию, стали готовить праздник: распределили роли, выучили стихи, песни, подготовили для показа старинные обряды, придумали берёзовую викторину.
- Проведение праздника.
На свой праздник мы пригласили ребят из других классов. Наш праздник получился очень интересным и познавательным. Мы рассказали, откуда берёза получила своё название; как относились к дереву в старину; показали обряды на Зелёные святки, связанные с берёзой, пели песни и рассказывали стихи. В конце праздника провели берёзовую викторину и наградили самых активных участников.
- Защита проекта.
Также оформили презентацию «Люблю берёзку русскую», куда вошли собранные нами рисунки, фотографии и краткая информация по теме проекта.
В ходе работы над проектом мы попытались взглянуть на березу другими глазами, попытались рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России, ее символ.
Для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а предложенные решения полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача.
Я хотела бы остановиться ещё на одном из возможных выходов проектной деятельности - анализ данных социологического опроса.
Подготавливаясь к научно-практической конференции «Война. Народ. Победа.», посвященной Дню Победы, ученик моего класса провел исследование.
Проблема исследования:
- Были ли среди участников Великой Отечественной войны наши прадеды?
Задача исследования:
- - исследовать уровень знаний учащихся 3 «а» класса МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск о Великой Отечественной войне и об их предках – участниках этой войны;
Гипотеза исследования:
- Могу предположить, что большинство учащихся моего класса знают и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли свою семью, свою Родину, которыми нужно гордиться; читают книги, смотрят фильмы о войне.
Результаты исследования.
Проводя исследование, я провел анкетирование среди учащихся
3 «а» класса, в котором приняли участие 25 человек.
Были заданы вопросы:
- Важно ли изучать историю своей семьи?
- В вашей семье есть родственники, которые были участниками Великой Отечественной войны?
- Смотрите ли вы фильмы, читаете книги о Великой Отечественной войне?
- Поступаете ли вы так, чтобы вами гордилась семья?
Вопрос 1: да - 23чел. (92%)
нет - 2 чел. (8%)
не знаю - 0 чел.(0%)
Вопрос 2: да - 16 чел. (64%)
нет - 3 чел. (12%)
не знаю – 6 чел.(24%)
Вопрос 3: да - 23 чел.(92%)
Нет – 2 чел. (8 %)
Не знаю – 0 чел (0 %)
Вопрос 4: да- 19 чел. (76%)
нет – 3 чел. (12%)
не знаю – 3 чел. (12%)
Результаты исследования показали, что большинство учащихся знают и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли их семью, защищая Родину. Знания их получены из бесед с родственниками, из прочитанных книг, просмотров кинофильмов.
Также уроки технологии по программе Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой УМК «Перспективная начальная школа» построены на методе проекта. Выполнение одного проекта соответствует прохождению одной темы. Готовясь к юбилею школы, учащиеся класса совместно с родителями готовили творческий проект «Подарок любимой школе».
И все-таки я считаю, что наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются в ходе внеклассной деятельности.
Какова роль учителя в проектной деятельности? Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знаний», сколько создания условий для расширения познавательных интересов, поэтому руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
Литературные источники:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
- Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др.- Волгоград: Учитель, 2009. – с.3-7
- Сухаревская Е. Проекты и исследования.//Начальная школа. Первое сентября, 2008, №5, с.10-15
Предварительный просмотр:
Продукт проектной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»
Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...
Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"
ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...
Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»
Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не инфор...
Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...
Доклад на педагогическом совете на тему:"Организация внеурочной деятельности в начальной школе"
Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, комп...
Выступление на педагогическом совете по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы"
Выступление на педсовете...
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...