Обобщение педагогического опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»
проект по теме

Денисова Валентина Терентьевна

Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся обществе.

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической  деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx54.43 КБ
Файл produkt_deyatelnosti.docx824.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме

«Проектно-исследовательская деятельность

 в начальной школе»

Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся обществе.

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической  деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.

1.  Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать руководителю проекта вместе с учащимися.

2.  Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.  Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.  Результатом работы над проектом является продукт деятельности -  это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Проекты в начальной школе – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно.

Я хочу показать, как проводилась работа по созданию группового проекта с учащимися моего класса.

Тема проекта: Люблю берёзку русскую 

Основополагающий вопрос: Почему берёза является символом России?

    Цель проекта:  выяснить, в связи с чем, почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России.

Проблемные вопросы:

  1. Откуда берёза получила своё название?
  2. Как относились к берёзе в старину?
  3. Почему берёза так любима русским народом?

План работы.

  1. Поиск информации по теме.
  2. Выполнение творческих работ.
  3. Оформление выставки работ.
  4. Подготовка и проведение «Праздника берёзки»
  5. Подготовка презентации, защита проекта.

Этапы реализации проекта:

  1. Планирование работы, деление на группы.

Чтобы ответить на проблемные вопросы, мы разделились на группы и определили задания для каждой группы.

1 группа занялась поиском пословиц, поговорок и загадок о берёзе.

2 группа собирала стихи известных и неизвестных авторов.

3 группа искала ответ на вопрос «Что дает береза человеку?»

4 группа занималась поиском информации о берёзе, об обрядах и обычаях в старину, связанных с берёзой.

5 группа собирала сведения о художниках, в чьих полотнах отражена красавица леса – русская березка

  1. Оформление плакатов, как продукта деятельности

Весь собранный материал был принесён в класс, каждая группа приступила к оформлению своих проектов.

  1. Подготовка праздника.

Используя всю собранную информацию, стали готовить праздник: распределили роли, выучили стихи, песни, подготовили для показа старинные обряды, придумали берёзовую викторину.

  1. Проведение праздника.

На свой праздник мы пригласили ребят из других классов. Наш праздник получился очень интересным и познавательным. Мы рассказали, откуда берёза получила своё название; как относились к дереву в старину; показали обряды на Зелёные святки, связанные с берёзой, пели песни и рассказывали стихи. В конце праздника провели берёзовую викторину и наградили самых активных участников.

  1. Защита проекта.

Также оформили презентацию «Люблю берёзку русскую», куда вошли собранные нами рисунки,  фотографии и краткая информация по теме проекта.

В ходе работы над проектом мы попытались взглянуть на березу другими глазами, попытались рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России, ее символ.

Для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза.   Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор  формы  продукта  проектной  деятельности  —  важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а предложенные решения полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача.

Я хотела бы остановиться ещё на одном из возможных выходов проектной деятельности - анализ данных социологического опроса.

Подготавливаясь к научно-практической конференции «Война. Народ. Победа.», посвященной Дню  Победы, ученик моего класса провел исследование.

Проблема исследования:

  • Были ли среди участников Великой Отечественной войны наши прадеды?

Задача исследования:

  • - исследовать уровень знаний учащихся 3 «а» класса МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск о Великой Отечественной войне и об их предках – участниках этой войны;

Гипотеза исследования:

  •    Могу предположить, что большинство учащихся моего класса знают и  интересуются  историей жизни своих предков, которые прославляли свою семью, свою Родину, которыми нужно гордиться; читают книги, смотрят фильмы о войне.

Результаты исследования.

       Проводя исследование, я провел анкетирование среди учащихся

3 «а» класса, в котором приняли участие 25 человек.  

       Были заданы вопросы:

  1. Важно ли изучать историю своей семьи?

  1.  В вашей семье есть родственники, которые были участниками Великой                Отечественной войны?

  1. Смотрите ли вы фильмы, читаете книги о Великой Отечественной войне?

  1. Поступаете ли вы так, чтобы вами гордилась семья?

Вопрос 1:    да - 23чел. (92%)

                       нет - 2 чел.   (8%)

                 не знаю - 0 чел.(0%)

Вопрос 2:  да - 16 чел. (64%)

                    нет - 3 чел.  (12%)

                    не знаю – 6 чел.(24%)

   

Вопрос 3:  да - 23 чел.(92%)

                    Нет – 2 чел. (8 %)

                    Не знаю – 0 чел (0 %)

Вопрос 4: да- 19 чел. (76%)

                   нет – 3 чел. (12%)

                   не знаю – 3 чел. (12%)                                                                                                

                                                   

     Результаты исследования показали, что большинство учащихся знают и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли их семью, защищая Родину.  Знания их получены  из бесед с родственниками, из прочитанных книг, просмотров кинофильмов.

Также уроки  технологии по программе Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой УМК «Перспективная начальная школа» построены на методе проекта. Выполнение одного проекта соответствует прохождению одной темы. Готовясь к юбилею школы, учащиеся класса совместно с родителями готовили творческий  проект «Подарок любимой школе».

И все-таки я считаю, что наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются в ходе внеклассной деятельности.

Какова роль учителя в проектной деятельности? Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знаний», сколько создания условий для расширения познавательных интересов, поэтому руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных  начинаний.  Впереди  оказывается  тот,  кто  провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

Литературные источники:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
  4. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др.- Волгоград: Учитель, 2009. – с.3-7
  5. Сухаревская Е.        Проекты и исследования.//Начальная школа. Первое сентября, 2008, №5, с.10-15



Предварительный просмотр:

Продукт проектной деятельностиC:\Users\ОЛЬГА\Desktop\2 класс школьные фотки\IMG_1238.JPG

C:\Users\ОЛЬГА\Desktop\2 класс школьные фотки\IMG_1240.JPG

C:\Users\ОЛЬГА\Desktop\Новая папка (2)\IMG_0868.JPG

C:\Users\ОЛЬГА\Desktop\Новая папка (2)\IMG_0866.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"

ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...

Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»

Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не инфор...

Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...

Доклад на педагогическом совете на тему:"Организация внеурочной деятельности в начальной школе"

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, комп...

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...