Выступление на педагогическом совете по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы"
материал
Предварительный просмотр:
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, активно принимали участие в изучении учебного материала. Но подчас нам приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «ребёнок просто отсиживает урок».
Как же помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала, научить учащихся самостоятельно рассуждать, делать выводы?
- Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми.Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:
- - учебно - игровая деятельность;
- - дидактические игры;
- - создание положительных эмоциональных ситуаций;
- - работа в парах;
- - групповая работа;
- - проблемное обучение;
- - использование ИКТ,
- - использование современных образовательных технологий.
При внедрении приёмов и методов активизации познавательной деятельности педагоги получают:
- во–первых, на уроке, где применяются приёмы активизации учеников, практически каждый ребёнок выступает активным участником образовательного процесса
- во-вторых, ученик, привыкший самостоятельно добывать знания по одному учебному предмету, так же будет действовать и на других занятиях, показывая сформированность поисковых навыков;
- в-третьих, использование приёмов активизации деятельности учащихся даёт возможности развития творческих способностей ребёнка.
Одной из современных технологий в воспитании и обучении школьников является технология активизации познавательной деятельности (активные методы обучения). Любое дело можно выполнить наиболее качественно, если отнестись к нему творчески, проявить инициативу, найти эффективные способы решения задачи. То же самое можно отнести и к технологии активных методов обучения. Ребенок должен быть вовлечен в учебный процесс, быть активным участником обучения. Учитель в данном случае выступает в роли наставника и помощника, направляет деятельность учащихся в правильном направлении в достижении поставленной цели. Активные методы обучения можно использовать на различных уроках в начальной школе. На каждом этапе организации учебной деятельности можно применять различные методы. Например, при организации учебной деятельности настроить детей на положительную работу и достижение успеха, формировать личностные и коммуникативные УУД. Здесь можно провести игру «Подарок другу» или просто пожать однокласснику руку с добрыми пожеланиями . На этапе постановки целей и задач урока, при изучении нового материала, закреплении, контроле ставлю перед учащимися проблемный вопрос, привожу различные точки зрения на одно и тоже явление.
Тема: Склонение имён существительных.
В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.
При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см,а ширина – 50см.
(Затруднение - дети не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)
Проблемные вопросы по окружающему миру:
На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям, что развивает самостоятельность и учебную активность.
При написании сочинений по картине предлагаю детям написать сочинение от имени персонажа, изображённого на ней.
На мой взгляд, самыми эффективными приемами и методами активизации познавательно деятельности являются творческие задания.
Так, творческий диктант – одна из самых удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению.
Формулировка задания к творческим диктантам может быть самой разной.
Например, (слайд 5) к данным фразеологическим оборотам подберите наречия-синонимы.
Встать ни свет ни заря-... ;
жить душа в душу-…;
рукой подать-…;
хоть пруд пруди -... ;
мчаться во весь дух - ….
Чаще всего я использую этот вид творческих заданий на уроках повторения и обобщения материала.
Помимо творческих заданий я применяю на уроках русского языка в качестве активизации познавательной деятельности и игровые элементы(слайд 8) – решение кроссвордов, составление и отгадывание ребусов, загадок, дидактические и ролевые игры.
Очень эффективен игровой приём “Да-нетка”(слайд 9)
Допустим, что во время синтаксической пятиминутки на этапе актуализации ранее изученного мы разобрали предложения:
1. Ослепительно красив лес в зимнем убранстве!
2. Зима торжествует, властвует.
Из этих предложений я выбрала одно слово. Задайте мне вопросы и отгадайте его. Я буду отвечать только «да-нет». Вопросы могут содержать морфологические, синтаксические, фонетические сведения о слове.
Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию
В процессе работы стараюсь привлечь внимание каждого учащегося к постановке темы урока, учу формулировать задачи урока и строить план по изучению нового материала. На этапе изучения нового материала эффективным является метод «Мозговой штурм», когда каждый учащийся предлагает свой вариант решения проблемы, учится доказывать свою точку зрения. Интересен и эффективен метод «Инфознайка». При использовании этого метода, на доске постепенно появляются новые факты и открытия, сделанные самими учащимися. В работе часто использую метод чтения с пометками, где учащиеся отмечают, что они уже знают и что им неясно. Затем ведется работа по изучению вопросов, вызывающих трудности у учащихся. Детям важно не предъявлять уже готовые решения, а побуждать их к активному самостоятельному поиску решения той или иной проблемы. Такая работа активизирует мыслительную деятельность учащихся и позволяет наиболее успешно освоить учебный материал.
На этапе закрепления учебного материала ребятам можно предложить творческую работу в группах или парах. На своих уроках я предлагаю учащимся составить кроссворд по теме, провести исследовательскую работу по доказательству некоторых научных фактов или высказываний.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Учителя начальных классов нашей школы активно работают над активизацией познавательной деятельности. Доказательство тому победы в муниципальных олимпиадах. В разы увеличились у нас призовые места, по сравнению 5 лет назад. В прошлом году 25 призовых мест, в прошедшую субботу 24. Третий год у нас победители и призеры в научно практической конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»
В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
"Целью данной работы является раскрытие смысла внеурочной деятельности в школе, знакомство коллег с направлениями этой работы....
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
Цель работы: знакомство коллег с работой по данному направлению....
Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".
Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»
Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»...
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...