Формирование регулятивных универсальных учебных действий.
презентация к уроку на тему
Формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Особенности «Дневника школьника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_sosh_no1_potylitsina.docx | 26.03 КБ |
potylitsina.ppt | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Лесосибирска
Формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Особенности «Дневника школьника».
Автор:
Потылицина
Елена Владимировна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «СОШ №1»
г. Лесосибирска
2012
Одним из средств формирования регулятивных универсальных учебных действий является «Дневник школьника».
Он существенно отличается от привычного дневника, является помощником в саморазвитии школьника.
«Дневник школьника» ОС «Школа 2100» можно назвать особенным. В чем же его особенность ?
***Дневник имеет отличную от других дневников структуру, учит ребенка быть деловым человеком:
1) Вступительная часть:
Инструкция для ученика;
Сведения о себе, классе, школе;
План моих дел
Чему я научусь в этом году (общеучебные и предметные умения)
2) Недельные развороты
3) Заключительная часть:
Мои достижения - таблицы требований (уровень общеучебных и предметных умений)
Инструкции для учителей и родителей
***Ещё одна немаловажная особенность состоит в том, что ребенок учится организовывать свои дела , учится самоконтролю и самооцениванию в соответствии с технологией оценки учебных успехов. Дневник соединяет элементы школьного и личного дневника.
Остановимся более детально на самооценивании. Для начала умение оценивать свою работу необходимо сформировать. Для этого , начиная с первых уроков 1 класса учитель договаривается с ребятами о правилах оценивания. Вся работа разбивается по «шагам».
1 шаг (на первых уроках). Даем возможность детям эмоционально оценить прошедший урок . Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.
2 шаг (через 2-4 недели). Даем возможность оценить содержание своей письменной работы.
Дети получают тетради с проверенными работами без отметок учителя.
Учитель | Ученики |
– Откройте свою работу! Я все посмотрела – мне очень понравилось, как вы все сделали! | Открывают, смотрят – видят подписи, но не видят никаких отметок (значков и т.п.). |
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать ? (ОБУЧЕНИЕ 1-му пункту алгоритма самооценки.) | Кто-то (лучше, если хором) говорит, какое было задание! |
– Смотрите каждый из вас (по-своему), но очень хорошо сделал это задание! | Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ, но не ОТМЕТКУ. |
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? | Лучше, если хором, отвечают «Да» обучение 2-му пункту алгоритма самооценки.) |
– Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше (посмотрите первые свои задания). | Смотрят на соседний лист. |
– Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться! | Дается установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими – пусть даже не всегда это будет соответствовать действительности. |
– Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя! Например поставит значок | Наградить себя ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным. При этом кто-то сделал аккуратно, кто-то не полностью – это на данном этапе неважно (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА – чаще необъективная.) |
3-й шаг (через месяц) . устанавливается алгоритм самооценки. Ребенок уже знаком с пунктами 1и 2, добавляем пункты 3 и 4.
– Планируя урок с самооцениванием, выбираем, когда, на каком задании, какому ученику предложим показать всему классу – как он справился с ним. Первыми должны быть ученики успешные, уверенные в себе, психологически готовые к тому, что все будут разбирать их работу. Задание они должны получить простое, чтобы точно справились без ошибок!
– После того как ученик показал классу, как он выполнил задание, учитель говорит: «А теперь давай вместе оценим твой ответ». Учитель задает вопросы, показывая на плакат «Как оценить свою работу?»или страничку в дневнике и подводит ученика к ответам:
Учитель | Ученик |
1) Какое у тебя было задание, что надо сделать? | Называет |
2) Давай сравним твой ответ и задание – ты справился? | Сравнивает и решает – да. |
Все согласны? (Обращаясь к классу.) | Да. |
3) Правильно или с ошибкой? | Без ошибок (если надо, обратимся к классу). |
4) Сам или с чьей-то помощью? | Сам! |
В конце учитель предлагает ученику наградить себя за выполненное задание: «Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя – рядом с заданием (в тетради или в дневнике) нарисуй маленький кружок и закрась его!» (Показывает на доске.) | Рисует кружок (в тетради/дневнике) и закрашивает его. |
Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!» |
4-й шаг Учим признавать свои ошибки
Предлагаем ученику (психологически готовому) при классе оценить выполнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошибки, недочеты.
Когда по порядку самооценки мы доходим до вопроса 3) («Сделал правильно или с ошибкой?») – необходимо добиться, чтобы ученик сам увидел у себя ошибку (сравнивая, например, с правильным образцом выполнения задания) или согласился с доказательными рассуждениями учителя, что здесь ошибка есть.
Получив такое признание, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Ты честный человек! Значит, в следующий раз ошибки, скорее всего, не будет!»
После этого учитель предлагает ученику поставить отметку
Учитель | Ученик |
– Как мы награждаем себя за правильно выполненное задание? | – Рисуем (в тетради/дневнике) кружок и закрашиваем его |
– Ты хоть и с ошибкой, но выполнил задание. Значит, нарисовать и закрасить кружок можешь? | – Да, наверно, могу. |
– Но раз ты сделал с ошибкой, закрашивать будешь полностью или только часть? | – Лучше только часть! |
– Правильно! Так ты будешь помнить, где была ошибка, чтобы снова ее не допустить. |
Точно так же при ответе на вопрос 4, если ученик справился с заданием с чьей-то помощью (учителя, класса), надо получить от него признание, что помощь была. (ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ за это признание.) И так же предложить ему закрасить кружок рядом с заданием не полностью.
Несколько уроков подряд предлагаем ученикам оценивать свои действия, признавая ошибки.
5 шаг. Учимся признавать свою неудачу
В какой-то момент надо предложить ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал полностью неправильно.
Учитель | Ученик |
– Какое у тебя было задание, что надо было получить? | Объясняет задание. |
– Сравни со своим ответом – тебе удалось выполнить задание? | Сравнивает и признает (вполне возможно, что не сразу, а после доказательных разъяснений), что нет – цели не достиг. |
– Получается, ты делал это задание, но сделать не смог? | – Да. |
– Молодец! Ты честно признался, что не справился – не каждый взрослый способен на это, а ты – смог! | |
– Как же поступить? Закрашивать кружок можно? | – Наверное, нет. |
– А нарисовать пустой кружок рядом с заданием? | – Можно! |
– Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, и сможешь выполнить его заново. У тебя обязательно получится! |
6-й шаг Используем развитое умение самооценки!
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свой задание при всем классе, учитель перестает проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение самостоятельно.
Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Работа по формированию самооценки продолжается и дальше. Во 2 -4 классах ставятся общие цели на учебную неделю (в конце недели оценивается) проводится самооценка дня, фиксируются успехи ребенка на текущей неделе.
В конце каждой четверти учитель вместе с детьми обсуждает достижения по каждому предмету.
Во 2, 3, 4классах умения разделяются на предметные и метапредметные.
Подобную работу можно проводить и в простых дневниках, работая по любой учебной программе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм введения правила «Самооценка» 1-й шаг (на первых уроках). Даем возможность детям эмоционально оценить прошедший урок . Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.
2 шаг (через 2-4 недели). Даем возможность оценить содержание своей письменной работы. 1. Какое у вас было задание? 2 . Удалось ли сделать?
Таблица результатов (с.118-121) Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"
Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...
Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся
Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе
Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...
Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"
Научно-методическая статья, которую могут использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...
Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи
йПрактика многолетней деятельности решения поставленных ФГОС НОО задач показывает, что для успешного их решения необходим переход- от обучения, как преподнесения...
Выступление на методическом объединении: Формирование регулятивных универсальных учебных действий при помощи интеграции учебных дисциплин математики и технологии.
Регулятивные универсальные учебные действия:· Целеполагание ·...
- Мне нравится (1)