Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи
методическая разработка по математике
й
Практика многолетней деятельности решения поставленных ФГОС НОО задач показывает, что для успешного их решения необходим переход
- от обучения, как преподнесения системы знаний, к работе над заданиями с целью выработки определённых учебных действий;
- от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Формирование таких универсальных действий как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция необходимы человеку для успешной жизни и формируется уже у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Карасева Д.Н.
Интеграция учебных предметов как средство формирования
регулятивных универсальных учебных действий
Практика многолетней деятельности решения поставленных ФГОС НОО задач показывает, что для успешного их решения необходим переход
- от обучения, как преподнесения системы знаний, к работе над заданиями с целью выработки определённых учебных действий;
- от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Формирование таких универсальных действий как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция необходимы человеку для успешной жизни и формируется уже у младших школьников.
Для учителя же данные термины это регулятивные учебные действия, которые формируются в процессе учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.(……..)
Несомненно, овладение этими действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку он обеспечивают формирование
- способности поставить учебную задачу,
- умения составить план и последовательность действий,
- составить прогноз деятельности,
- контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности,
- вносить коррективы в план и способ действия,
- способность преодолевать учебные трудности.
В ходе успешного решения поставленных задач необходим переход
- от обучения, как преподнесения системы знаний, к работе над заданиями с целью выработки определённых учебных действий;
- от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Таким образом, для того, чтобы у учащихся успешно формировались регулятивные УУД необходимо выполнить несколько условий: вырабатывать умения к действиям, интегрировать учебные дисциплины, организовывать сотрудничество на учебных занятиях.
На уроках математики, например, в школе учеников, учим решать сложные математические примеры и задачи, но не всегда получается применить знания на практики. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Много трудностей возникает при изучении учащимися на уроках математики геометрического материала. Ребята недостаточно овладевают начертательными операциями, классификацией многоугольников и их определениями, путают периметр с площадью, единицы измерения длины с площадными.
Препятствиями при овладении геометрического материала на уроках математики становятся недостатки в развитии зрительно - двигательные координации, в анализе пространственных отношений, недостаточность развития мыслительных операций и в особенности регулятивных универсальных учебных действий (…)
На геометрический материал в начальной школе отводится не так уж и много часов учебного времени. Таким образом, можно говорить об отсутствии полноценной и достаточной базы для формирования ключевых компетенций и стойких знаний геометрического материала у детей младшего школьного возраста. Для себя мы нашли выход в интеграции математики в технологию.
Данная методическая разработка представляет иллюстрацию интеграции предметов математики в технологию. Характерными особенностями данной работы являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении математики для решения технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности как способа формирования ключевых компетенций. Кроме этого, мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предполагать, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Таким образом, организация практической деятельности на основе изучаемого материала состоит из этапов (…):
- Анализ формы изготовляемой поделки.
- Актуализация геометрических знаний при выполнении чертежа или технологического рисунка изделия.
- Выполнение совокупности разработанных заданий с целью наиболее полного выявления свойств и признаков геометрических фигур.
- Фиксация полученных результатов вербальным, графическим или практическим способом.
- Использование модели и ее свойств как составной части более сложной фигуры, объекта, чертежа.
Данный подход не противоречит действующим в начальных классах программам предметов по технологии и математики – пограмма по технологии для начальных классов авторов Роговцевой Н.И и др. и программа по математике авторов Дорофеева (…)
В программе по технологии берется та часть, в которой представлена работа с картоном или бумагой и в ней происходит изменения в сторону усиления графической линии и геометрического содержания технологического обучения. При этом создаются оптимальные условия для развития конструкторского мышления и отработка графических умений и навыков у детей, испытывающих ряд трудностей в усвоении учебного материала.
В предложенном подходе требуется на каждом уроке; [Бережнова Л.Р. Математика в начальной школе: технологии обучения в различных дидактических системах – М.: Аркти, 2007. – 78с.] следовать следующим требованиям:
- учитывать возрастные особенности развития детей;
- иметь четко выраженную дидактическую цель;
- включать непрерывный учет знаний учащихся, имея целью «нарастание» знаний;
- включать элементы систематического повторения;
- иметь связь с предыдущими и последующими уроками;
- определять связи обучения с жизнью;
- иметь гибкую структуру;
- предусматривать эффективное домашнее задание;
- иметь благоприятные психологические и санитарно – гигиенические условия
- иметь оптимальное техническое оснащение.
Рассмотрим одну из тем в 4 классе, где возможна успешная интеграция учебных дисциплин математики и технологии - «Создание объёмной модели куба, на основе выполненного чертежа».
Задачи урока: развивать умения планировать свою работу, работать самостоятельно и вместе с товарищем, развивать умение анализировать, выделять главное и делать вывод.
При методической подготовке к уроку, тщательно продумываем организацию учебной проблемной ситуации. Проблему нужно подать в такой форме, чтобы учащиеся не только поняли суть этой проблемы, и она для них стала бы привлекательной для решения. Например, если учитель предлагает создать модель машины на которой дети совершат путешествие по нашей стране, ученики будут более заинтересованы выполнить действия по ее решению.
Высокая организация каждого этапа урока создают резерв времени. А значит возможность выполнения большего объема заданий без психологического истощения детей.
Содержание каждого урока распределено на шесть этапов, соответствующих формированию ряда регулятивных универсальных учебных действий (УУД). На каждом этапе учителю необходимо обратить внимание на ряд моментов.
На этапе самоопределения к деятельности необходимо включить как можно больше детей, поэтому допускаются хоровые ответы. При этом здесь можно учителю наблюдать уровень готовности детей к учебной деятельности.
Весь учебный материал, должен иметь логическое соответствие с заявленной темой «Строение обьёмной фигуры». Далее можно на этом же этапе наблюдать насколько свободно владеют дети предложенным содержанием. По возможности выявить причины ошибок и затруднений.
На этапе постановки учебной задачи необходимо обратить внимание насколько самостоятельно дети указали причину своего затруднения и выявлен ли существенный признак нового понятия.
На этапе построения проекта выхода из затруднения и первичном закреплении во внешней речи обращаем внимание на то, как при совместной деятельности учителя и учащихся соблюдается учителем роль организатора коммуникации, грамотная ли математическая речь у ребят, насколько точно согласованы процесс решения учебной задачи и комментарии детей. На этом этапе уместны индивидуальные рассуждения детей, здесь вполне состоятелен принцип управления – подчинения всего класса ведущему ученику.
Далее необходимо сделать динамическую паузу, которая будет играть не только роль разгрузки, но и поможет перейти к следующему этапу, поэтому ее нужно «связать» с последующей деятельностью учащихся.
На этапе самостоятельной работы создаются условия для мотивации каждого ученика. Для детей, не справившихся с самостоятельной работой необходимо провести корректировку знаний. На этапе рефлексии дети оценивают свою деятельность и озвучивают ближайшие перспективы по завершению работы над моделью машины.
Предлагаемый вариант уроков предназначен не только для развития математических способностей учащихся, для актуализации геометрических знаний, но и для формирования регулятивных УУД с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления, предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс и пр.
Как проверяете выполнение задач ?
Литература, источники:
- Ахлебинина Т.В., Григорова Н.В. Современный урок в начальной школе: поиски и решения – Калуга: КОИПКРО, 2008. – 87с.
- Бережнова Л.Р. Математика в начальной школе: технологии обучения в различных дидактических системах – М.: Аркти, 2007. – 78с.
- Белошистая А.В. Методический анализ урока математики в начальных классах/ /Начальная школа – М.: Баласс, 2010. -№ 9. – с.15
- Волкова С. И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» - М.: Просвещение, 2007. – 144с.
- Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику – М.: «Ось – 89», 2005. – 96с.
- Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 192с.
- Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе – Ростов: Феникс, 2003. 384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Опыт работы «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции»
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".
Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...