Развитие самостоятельности младших школьников при использовании на уроках групповых методов обучения
статья на тему

Медведева Ирина Евгеньевна

ФГОС ставит задачи модернизации начального общего образования, ориентированного на личностно-ориентированное развитие.  Особое внимание в модернизированной школе уделяется коллективным способам обучения, групповым  формам и методам обучения. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности младших школьников при использовании на уроках групповых методов обучения

          ФГОС ставит задачи модернизации начального общего образования, ориентированного на личностно-ориентированное развитие. Образовательными результатами становятся: развитость учебной самостоятельности,  как способности младших школьников к самостоятельному выбору деятельности,  формы и способов действия; умение работать коллективно  и  индивидуально.

          Современное образование рассматривается как процесс, реализующий  педагогику  сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. Одним из основных условий для создания и реализации новой модели образовательного процесса является готовность к отказу от традиционной учительской позиции – передачи готовых знаний. Учитель  должен  владеть  технологиями  становления учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества, сопровождения учащегося в самостоятельном продвижении в предмете.

          Особое внимание в модернизированной школе уделяется коллективным способам обучения, групповым  формам и методам обучения.

        Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества. В концепции сотрудничества и учитель, и ученик являются субъектами учебного процесса. При этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.  

 Практика обучения при внедрении группового способа работы в   учебный  процесс убедительно показывает, что именно организационная форма  обучения «ученик – ученик» предоставляет значительные  резервы  для формирования     учебной  самостоятельности, способствующей повышению эффективности обучения. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.

         Групповая работа имеет ряд преимуществ перед другими формами обучения.   Ученики имеют возможность приобрести  опыт разнообразного общения, создается на занятиях атмосфера сотрудничества, деятельность осуществляется без постоянного надзора со стороны учителя, а  ученики  могут высказываться свободнее. Все этапы групповой работы требуют специального освоения, как  со стороны детей, так и педагогов.  

Для организации групповой работы нужно разделить учеников на группы  – рабочие коллективы. И здесь существует ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения и т.п.  

 Ясные формулировки задания — залог успешной работы в группах, которые позволяют поставить  перед  каждым участником и группы в целом    учебную  задачу.   Особое место занимает обучение распределению ролей в группе (генератор идей,  спикер, оформитель, расчетчик и др.). На  первых этапах формирования группового взаимодействия это делает сам учитель, а затем,   учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам. В младшем школьном возрасте вызвать интерес помогут элементы занимательности или игры. Во время игры ученики увлекаются и не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Важным этапом групповой работы является подведение итогов, представление продуктов деятельности.   И обучению этого  вида  деятельности необходимо специально отвести время.  

 При организации групповой работы учителю необходимо постоянно подчеркивать значимость сотрудничества школьников для их обучения.

            Были выявлены различные ситуации постановки групповых форм деятельности.  

           На этапе урока по формированию знаний у учащихся - целесообразно провести сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем  осмысление  изучаемого материала уже в группах.

          Вывод математических формул тоже можно сделать через групповой взаимодействие. Учащиеся, обсуждая и советуясь друг с другом, воспроизводят процесс выведения формулы. Общаясь между собой, они включаются в активную мыслительную деятельность по выведению правил. Наблюдая за работой детей, учитель уточняет, причины затруднений и разбираются возникшие вопросы.

          Особенно часто групповая форма учебной работы на уроках математики практикуется при формировании умений и навыков.  Учащимся  предлагается     решать примеры, задачи, обучая друг друга.  

          Продуктивна групповая работа  при закреплении и совершенствовании знаний.  Здесь учащиеся конструируют задания друг для друга, оказывают взаимопомощь при затруднении, придумывают  задачи с «ловушками».

          Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала.   Изучение материала превращается в процесс поисково-исследовательской деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.  

           Интересен тот факт, что в развивающем образовании групповая работа подчинена цели - нахождение способа решения.  В традиционной системе  ее используют для объяснения найденного способа решения тем учащимся, которые не сумели справиться с задачей. Таким образом, развивающая групповая работа  учит ставить цель (целеполагание),  находить соответствующие учебные действия. Традиционная групповая форма – лучше держит внимание ребенка, чем ответ у доски одного ученика. И тогда, главное отличие: в развивающем обучении – это способ постановки рефлексии (осмысление деятельности, способа); в традиционном обучении – упрощенный,

но все же анализ проделанной работы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...

Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"

Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности  являются  объективными  условиями сознательного  и прочного усвоения школьниками  знаний, умений и навыко...

Выступление на М.О. по теме" Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках математики"

Стать самостоятельным это объективная необходимость  и потребность ребёнка....

«Использование задач для развития самостоятельности младших школьников»

В статье говорится об особенностях развития самостоятельности детей младшего школьного возраста, об использовании нестандартных задач для достижения высоких результатов в учебной деятельности....