«Использование задач для развития самостоятельности младших школьников»
статья по математике
В статье говорится об особенностях развития самостоятельности детей младшего школьного возраста, об использовании нестандартных задач для достижения высоких результатов в учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование задач для развития самостоятельности
младших школьников»
Активизация самостоятельности школьников в учебной и других видах деятельности является одной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Р. Львов и многие другие.
Психологические особенности младших школьников, их любознательность, отзывчивость, особая предрасположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, чему учит учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности школьников. В деятельности и общении со взрослыми и сверстниками в этот возрастной период формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. В связи с чем актуальной проблемой становится поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных трудностей.
Младший школьный возраст, имеет ряд противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительных обязанностей, живущим в свое удовольствие ведомым, эмоционально и материально зависимым от взрослых, не несущим серьезной ответственности за свои действия и т. д.
С другой стороны, ему крайне важно стать школьником, т. е. человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг перед взрослыми и своим будущим, преодолевающим сиюминутные желания и др.
В то же время младший школьный возраст — это период, когда ребенок совершает очень важный шаг ,выделяя себя из мира близких ему взрослых. Это происходит в связи с появлением в жизни ребенка нового влиятельного взрослого — учителя. Учитель — носитель той социальной роли, с которой ребенок до школы не сталкивается. Одобряемое или не одобряемое учителем поведение, плохие или хорошие отметки, выставленные им, начинают конструировать отношения ребенка не только со сверстниками, но и с большинством взрослых. Однако это руководство не должно заменять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них, подсказывающие вопросы и другие подобные действия взрослых формируют черты пассивного школьника.
Н.Г.Алексеев определяет самостоятельность как свойство личности, характеризующееся двумя взаимосвязанными факторами: совокупностью средств - знаний, умений и навыков, которыми обладает личность, и ее отношением к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также к складывающимся связям с другими людьми. Таким образом, в задачи процесса формирования самостоятельности исследователь включает не только совершенствование знаний, умений и навыков, но и развитие соответствующих мотивов [10; c. 65].
Самостоятельность младших школьников чаще всего понимают как способность ребенка действовать без помощи взрослого. Ребенок становится самостоятелен, освоив определенное содержание, средства и способы действия. Отличительной особенностью самостоятельности детей младшего школьного возраста является ее организованность. Инициатива детей направлена на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети этого возраста умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. По утверждению психологов, у детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей деятельности.
Таким образом, самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.
Самостоятельность школьника это стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, используя имеющийся жизненный опыт, знания, поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания [6; с 42].
Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и во внеурочной работе. Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела — все это следует организовать так, чтобы дать школьникам возможность проявить свою самостоятельность.
Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, хотя значимым видом деятельности по-прежнему остается игра. Самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности. Основными условиями проявления самостоятельности младших школьников являются:
1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).
2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о важности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.
3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д.
4. Разделение труда между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам,
5. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.
Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся), дидактических игр, проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.
Работу по формированию самостоятельности важно начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. школьников в разных видах деятельности.
Примеры заданий, которые могу способствовать развитию самостоятельности и вариативности мышления:
- разные способы нахождения единственно правильного ответа;
- нахождение одним способом несколько вариантов ответов;
- нахождение разными способами несколько вариантов ответов.
Задания, способствующие развитию самостоятельности , не содержат специальных указаний на поиск различных вариантов. Важны найденные самостоятельно, без посторонней подсказки разные варианты.
Одно из важнейших мест в курсе математики начальной школы занимают задачи. Чтобы научиться самостоятельно решать задачи, младшему школьнику нужно освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче, и переходить от одной модели к другой.
Важным условием в обучении моделированию является организация познавательной самостоятельности по усвоению знаков и символов, на которых строится модель. развития учащихся. Задачи, представленные в учебных пособиях для младших школьников, направлены преимущественно на формирование определенных навыков действий по заданному алгоритму образцу. Это значительно сужает операционное поле деятельности учащихся, а при встрече с задачами, отличными от шаблонных, вызывает у них затруднения (вплоть до стрессовой ситуации и отказа от
решения).
Недовольство таким положением дел высказывалось в методической литературе еще в начале XX в., однако проблема остается актуальной и в настоящее время.
Нестандартная задача, как особый вид математических упражнений, является темой многих зарубежных и отечественных исследований. История вопроса уходит в глубину веков. Этому вопросу посвящалось множество работ известных математиков и педагогов.
Учебная деятельность школьников в процессе решения указанных задач является важным средством формирования самостоятельности, таких качеств математического мышления, как логичность, рациональность, органическое сочетание которых проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять самостоятельную творческую деятельность. Замечено, что нестандартные задачи вносят эмоциональный момент в умственную работу, позволяют рассматривать ситуацию их решения как проблемную, что способствует развитию внутренней мотивации, активизирующей психические процессы память, внимание, мышление, за счет чего качественнее и быстрее формируются значимые для осуществления учебной деятельности мыслительные операции и познавательные умения. Значимость нестандартных задач определяется тем, что они обеспечивают:
1) усвоение программных знаний на более высоком уровне, так как процесс их решения не связан с необходимостью применения правил и приемов, а требует применения всех накопленных знаний, приучает к поиску нестандартных способов действий;
2) возможность интеллектуальных способностей учащихся, установления
уровня обученности и обучаемости, развития математического мышления, формирования познавательных интересов;
3) проверку способности и умения самостоятельно учиться.
Познавательная самостоятельность – является одним из показателей творческой личности, продуктивной работы его мышления и воображения, успешностью запоминания материала, особенностью избирательности, осмысленности, целостности восприятия, смыслового запоминания. Развитие творческой личности зависит от успеха обучения и воспитания как от внешних его факторов, так и от внутренних условий индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Используемая литература
Артемов А. К. Учебные задачи в обучении математике // Начальная школа. — 1992. — № 1.
Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. – М: Просвещение. – 1980. – С.39–54.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: ^, Просвещение, 1993. - 204 с.
Перельман Я. И. Занимательная математика: математические рассказы и очерки. — М.: МГИК, 1993.
Российская педагогическая энциклопедия «Свободный доступ» 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников
Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....
Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)
Актуализация знаний о правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...
Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"
Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе новообразованием является мышление , оно приобретает домини...
Использование старинных задач для развития интереса к математике.
Использование старинных задач для развития интереса к математике....
«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»
Цель: Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР. Задачи:1. Дать ...
Реализация задач познавательного развития младших школьников в условиях преемственности детского сада и школы
Важнейшая задача образования и его основной результат - это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ...