Выступление на М.О. по теме" Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках математики"
статья на тему
Стать самостоятельным это объективная необходимость и потребность ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_razvitiya_samostoyatelnosti_u_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути развития самостоятельности у младших школьников на уроках математики.
Многолетний опыт школы показывает, что главный путь развития самостоятельности – это самостоятельная работа ученика. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в то же время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Замечено, что особенно много трудностей возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений, навыков. Конечно, затруднения стимулируют активность, поиски. Но вместе с этим усиливается и потребность в руководстве учителя.
Для одних это форма и метод организации учения, для других – специальные затруднения, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельность учащихся, которая протекает без участия учителя.
Однако большинство сходится на следующих признаках:
- Наличие задания учителя;
- Руководство учителя;
- Самостоятельность учащихся;
- Выполнение задания без непосредственного участия педагогов; активность и усилия учащихся; специальное время для выполнения задания.
Итак, самостоятельная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Все признаки самостоятельной работы одинаково важны – как те, которые характеризуют ее внешнюю сторону, так и те, которые отражают ее внутреннюю сущность. Не случайно игнорирование организационной стороны, неумение (или нежелание) соотнести объем и сложность задания с темпом его выполнения, количеством времени, создают в классе обстановку излишней тревожности. А это отражается на качестве выполнения задания: цель работы не достигается, хотя учащимся предлагаются интересные и ценные задания.
Иногда целесообразно исключать возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. В этом случае педагог не принимает участие в выполнении задания, но он организует деятельность, направляет поиск, создает необходимые условия и настрой. В таком случае самостоятельная работа выступает как активный метод, стимулирующий положительные мотивы, самоуправление, инициативу школьников.
Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что основу его составляют самостоятельные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя. Он сам выбирает способы выполнения действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.
По способам выполнения самостоятельные действия могут быть репродуктивными и творческими. Что-то из роли изученного надо просто выполнить, а что-то открыть для себя, то есть найти новые способы решения учебной задачи.
Таким образом, самостоятельность ученика проявляется на разных уровнях. Практическая ее направленность достигается наиболее успешно, если действия выполняются на предметах или же на их изображениях (модели, схемы, макеты).
Для самостоятельной деятельности характерными являются действия самоконтроля. Ожидаемые результаты работы не будут достигнуты, если сам ребенок не контролирует свои действия.
Как метод обучения самостоятельная работа может применяться на уроках и дома с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако, опыт учителей и эксперименты доказывают ее эффективность и при достижении других целей. Так, до изучения новой темы в классе учащиеся могут выполнить предварительно задания, связанные с наблюдениями. Новый материал, доступный для самостоятельного изучения, ребята могут успешно усвоить на уроке, работая с учебником или другими средствами обучения. Самостоятельная работа используется также с целью повторения, систематизации и проверки знаний. В соответствии с основной дидактической целью можно выделить такие виды самостоятельной работы:
- предварительные работы, подготавливающие к изучению новых знаний;
- работы, организуемые с целью изучения нового материала;
- работы, направленные на закрепление знаний.
Чтобы сформировать у детей общие приемы работы над математическим материалом, учитель во время занятий с классом намечает вместе с детьми последовательность операций, которая помогает самостоятельно решать аналогичные примеры, уравнения, неравенства, задачи. Эти «опорные пункты» либо записываются на доске, либо называются устно.
Для лучшего усвоения разработанной последовательности операций можно каждому ученику дать готовую карточку с заданием, например: «Как решать задачу» и т.д. Задания могут быть оформлены в виде настенной таблицы. Чтобы дети успели вовремя закончить самостоятельную работу и чтобы хватило заданий для более сильных учащихся, предусматривается, кроме основной части, дополнительная. Основная часть – обязательная для всех учащихся. Дополнительная выполняется теми учащимися, которые быстро справляются с основной частью
Предлагая задания для самостоятельной работы необходимо дать краткие, четкие указания не только по ее содержанию, но и по оформлению. Устные пояснения лучше всего подкрепить образцом записи на доске решения одного примера, уравнения и т.д. В том случае, когда задание предлагается устно, надо кратко записать его на доске хотя бы условие, кратко, указать номер задания и страницы из учебника.
Задания для самостоятельной работы иногда даются каждому учащемуся индивидуально. В этом случае можно дифференцировать задания с учетом возможностей различных учеников, чем обеспечивается более высокая степень самостоятельной работы. Задания оформляются на больших карточках.
В настоящее время в связи с распространением идей развивающего обучения заметно усилился интерес педагогов к той стороне самостоятельной работы, которая представлена самостоятельной деятельностью учащихся. Появилась классификация работ, отражающая современные подходы к процессу обучения.
В основу ее положения вошли способы выполнения действий, уровень самостоятельности ученика. Поэтому часто педагоги выделяют следующие типы самостоятельной работы:
1) Воспроизводящие работы, требующие от учащихся репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых знаний, что чаще наблюдается при решении типовых задач, выполнении упражнений. В процессе выполнения таких работ проявляется подражательная (копирующая) самостоятельность учащихся.
2) Поисковые (эвристические) работы, побуждающие школьников к активному осмыслению материала проблемной ситуации под руководством учителя, самостоятельному выполнению логических операций. В процессе применения знаний ученик не связан готовыми образцами, он предлагает свои способы выполнения операций, проявляя активно-поисковый уровень самостоятельности.
3) Теоретические работы, выполнение которых требует интенсивной самостоятельной деятельности. В результате ученик находит оригинальное решение учебной задачи, которую он не только «присваивает», но и перестраивает, используя элементы исследования. Поэтому «продукты» творческой деятельности – это собственные мысли, оценки.
Такой подход позволяет учитывать уровень подготовки ученика, его познавательные возможности, намечать усложнения деятельности.
Одним из характерных мотивов, побуждающих ученика к самостоятельным усилиям является потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением.
Одним из специфических мотивов, который возникает под влиянием самостоятельной работы является желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи, однако, доминирующим является мотив самоконтроля. – потребность проверить свои знания, возможности. Именно он побуждает наибольшее число школьников к самостоятельной работе.
В широком смысле слова самоконтроль – это свойство человека, заключающееся в стремлении и умении регулировать свою деятельность и поведение. Оно проявляется в способности взрослого человека и ребенка своевременно подмечать и устранять негативные стороны деятельности (торопливость, медлительность, небрежность), замечать или не допускать ошибки в работе. Постоянная «включенность» самоконтроля в процессе выполнения заданий оказывает влияние на коррекцию собственного отношения к деятельности.
Специфика учебного труда такова, что на разных его этапах, особенно в тех ситуациях, где учащиеся работают самостоятельно, самоконтроль необходим.
Предварительный (подготовительный) самоконтроль проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в правильности ориентиров: понять цель, учебную задачу, требования учителя.
Внешнее выражение это находит в вопросах, обращенных к учителю, в просьбе объяснить условие задачи, уточнить исходные данные и т.п. С другой стороны, предварительный самоконтроль направлен на проверку готовности к выполнению задания рабочего места, средств труда, приборов.
Текущий (коррективный) самоконтроль осуществляется в процессе решения учебной задачи, то есть на исполнительском этапе самостоятельной деятельности.
Специфичными действиями этого вида самоконтроля являются: слежение, сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, фиксация расходуемого времени и другое.
Заключительный (констатирующий) самоконтроль, осуществляемый после выполнения самостоятельной работы протекает в более благоприятных условиях, поскольку он остается той главной и единственной задачей, на которой ученик может сосредоточить свое внимание. Кроме того, для самопроверки часто выделяется специальное время.
Важным условием самоконтроля является постепенное усложнение его приемов и содержания материала, на которое направлена самопроверка. В конечном счете это способствует и повышению общего уровня самостоятельности.
Одной из форм развития самостоятельности на уроках математики является дифференцированная работа.
Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям.
Дифференцированное задание – задание, построенное с учетом особенностей типологической группы учащихся, то есть группы, объединенной «одинаковым» уровнем знаний и умений по предмету (теме, разделу, курсу) и уровнем их усвоения.
Чаще всего учителя выделяют в классе три группы учащихся, так как работа с большим числом групп приводит к чрезмерной интенсификации труда.
I группа – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе первичного объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых или усложненных задач.
II группа – учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.
III группа – учащиеся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.
Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый вычислительный навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью математического языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений.
Основная цель обучения – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания.
Дифференцированное образование создает условие для максимального развития самостоятельности детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Мы рассмотрели формы и методы формирования самостоятельности младшего школьника на уроке математики. Многолетний опыт школы показывает, что главный путь воспитания самостоятельности – это самостоятельная работа ученика. В реальном процессе все описанные выше подходы могут и должны быть представлены в сочетании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"
Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...
Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"
Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности являются объективными условиями сознательного и прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыко...
Развитие мышления младших школьников на уроках математики через использование активных форм работы
Работа о системе активных методов обучения, направленных на развитие мышления младших школьников на уроках математики...
Развитие самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Статья обобщает опыт по развитию самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения, знакомит с использованием различных форм и приемов работы....
Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики
Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять,...
Развитие мышления младших школьников на уроках математики
В статье приведены примерные задания по развитию мышления на уроках математики....
Cтатья «Развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики в начальной школе»
Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Самостоятельность личности в обучении — одна из главных целей образования. ...