Формирование УУД у младших школьников
учебно-методический материал на тему

Жестакова Ольга Анатольевна

Формирование УУД у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_u_mladshih_shkolnikov.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

      Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.

Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  является   формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих  школьникам умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования.

   Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.  

Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить   эффективность   образовательно-воспитательного   процесса  в  начальной  школе.

.    В  составе  основных видов  УУД, соответствующих  ключевым целям  общего  образования, можно выделить  четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Я хотела бы остановиться на  личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Личностные  действия  обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся  и ориентацию в социальных  ролях  и  межличностных  отношениях.

Можно  выделить три  вида личностных  действий:

- самоопределение;  

- смыслообразование;    

- нравственно-этическая ориентация

самоопределение – сформированность  внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской  личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование – поиск  и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

нравственно-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться  детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.

«Литературное  чтение»— это предмет,  задачей которого является    знакомство с произведениями  словесного  искусства,  развитие  интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и  получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность,  дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в  доступной для них эмоционально-образной форме. У детей появляется возможность  не только осмыслить   морально-этические  понятия,  но и вместе с героями литературных произведений  пережить все разнообразие их  чувств, приобщиться  к духовно-нравственным ценностям  художественного произведения. В современном обществе роль художественной литературы  и искусства с  подлинно духовно-нравственными ценностями значительно  возрастает.

Разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. Учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в произведении, почувствовал ли красоту авторского слова.

Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.

На развитие ЛУУД направлены задания:

1) на интерпретацию текста;

2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

3) анализ характеров и поступков героев;

4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).

Личностные УУД формируются, когда:

 учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

-  очень важно сказать ученику: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот момент и происходит формирование личностных УУД т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему. Обычно этому способствуют и вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Для формирования личностных универсальных учебных действий могут использоваться  следующие формы работы:

-         участие в проектах;

-         творческие задания;

-         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-         самооценка события, происшествия;

-         дневники достижений.

Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

 ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели. Однако,  все это может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке, ведь основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком. Решающая роль в этом принадлежит учителю.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы  определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, т.е. сформированность УУД. Проведение диагностики позволяет выявить, насколько  успешно формируются УУД у каждого ребенка, как идет его личное развитие.

Далее приведены результаты мониторинга метапредметных универсальных учебных действий в 1а классе. Проводился по рабочей тетради Т.В. Меркуловой, А.Г.Теплицкой, Т.В. Бегловой «Учимся Учиться и Действовать»


Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Сводная таблица.

1а класса        2013 -2014учебный год

№ п/п

Фамилия, имя.

Вариант

Планирование

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи

Всего

1.

Бадасян Артур

II

5

5

5

4

6

5

6

6

42

2.

Борзов Данил

II

4

3

4

2

4

3

3

3

26

3.

Борзов Егор

I

6

4

6

3

4

3

6

6

38

4.

Газетников Дмитрий

I

5

2

4

4

3

5

5

3

31

5.

Гирилович Илья

II

4

5

3

4

4

2

3

5

30

6.

Глотов Даниил

I

5

4

6

2

6

5

6

6

40

7.

Григорян Лиана

I

5

4

4

4

3

3

4

4

31

8.

Гришин Степан

II

6

3

5

5

6

4

6

5

40

9.

Демченко Дарья

I

5

4

6

4

4

2

4

4

33

10.

Ермошин Никита

II

6

6

3

5

6

5

6

5

42

11.

Зарипов Амир

I

5

5

5

5

5

5

6

3

39

12.

Кумирова Виктория

II

6

3

2

4

3

3

3

4

28

13.

Курабекова Милена

I

3

2

5

5

4

2

4

4

29

14.

Мельников Дмитрий

II

6

4

6

5

4

4

5

6

40

15.

Минская Елизавета

I

5

4

4

4

6

5

6

4

38

16.

Никитин Егор

I

2

4

3

1

2

1

4

3

20

17.

Пикалова Елизавета

II

6

5

4

4

6

3

6

6

40

18.

Седов Дмитрий

I

3

3

4

4

5

5

2

4

30

19.

Семенова Маргарита

I

3

3

3

3

5

2

2

3

24

20.

Серегин Иван

I

6

5

5

5

6

5

6

6

44

21.

Слепов Константин

II

6

2

6

4

6

4

6

5

39

22.

Субботин Егор

II

6

4

5

4

5

4

6

2

36

23.

Фатуева Юлия

II

6

4

4

4

6

6

6

4

40

24.

Чубарова Анна

I

6

5

6

4

5

6

6

6

44

25.

Шурухнова Юлия

II

5

2

4

3

5

5

6

3

33

26.

Яковлев Артём

II

5

4

4

5

2

4

6

5

35

Сумма баллов по каждому умению

130

99

116

101

121

101

122

115

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Таблица рейтингов.

1а класса.  2013 -2014 учебный год.

№ п/п

Фамилия, имя.

Вариант

Планирование

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи

Всего

1.

Бадасян Артур

II

IV

IV

IV

VIII

I

IV

I

I

2.

Борзов Данил

II

I

IV

I

VIII

I

IV

IV

IV

3.

Борзов Егор

I

I

V

I

VII

V

VII

I

I

4.

Газетников Дмитрий

I

I

VIII

IV

IV

VI

I

I

VI

5.

Гирилович Илья

II

III

I

VI

III

III

VIII

VI

I

6.

Глотов Даниил

I

V

VII

I

VIII

I

V

I

I

7.

Григорян Лиана

I

I

II

II

II

VII

VII

II

II

8.

Гришин Степан

II

I

VIII

IV

IV

I

VII

I

IV

9.

Демченко Дарья

I

II

III

I

III

III

VIII

III

III

10.

Ермошин Никита

II

I

I

VIII

V

I

V

I

V

11.

Зарипов Амир

I

II

II

II

II

II

II

I

VIII

12.

Кумирова Виктория

II

I

IV

VIII

II

IV

IV

IV

II

13.

Курабекова Милена

I

VI

VII

I

I

III

VII

III

III

14.

Мельников Дмитрий

II

I

VI

I

IV

VI

VI

IV

I

15.

Минская Елизавета

I

III

V

V

V

I

III

I

V

16.

Никитин Егор

I

V

I

III

VII

V

VIII

I

III

17.

Пикалова Елизавета

II

I

V

VI

VI

I

VIII

I

I

18.

Седов Дмитрий

I

VI

VI

III

III

I

I

VIII

III

19.

Семенова Маргарита

I

II

II

II

II

I

VII

VII

II

20.

Серегин Иван

I

I

V

V

V

I

V

I

I

21.

Слепов Константин

II

I

VIII

I

VI

I

VI

I

V

22.

Субботин Егор

II

I

V

III

V

III

V

I

VIII

23.

Фатуева Юлия

II

I

V

V

V

I

I

I

V

24.

Чубарова Анна

I

I

VI

I

VIII

VI

I

I

I

25.

Шурухнова Юлия

II

II

VIII

V

VI

II

II

I

VI

26.

Яковлев Артём

II

II

V

V

II

VIII

V

I

II

Класс

I

VII

IV

VI

III

VII

II

V


Распределение по группам  по результатам выполнения заданий на конкретное умение.

       Планирование

Задание на выполнение по образцу

Успешно выполнено

Не выполнено

Группа заданий на ориентацию

В способе действия

Успешно

выполнено

ГРУППА 1

ГРУППА 3

Бадасян Артур

Борзов Егор

Газетников Дмитрий

Глотов Даниил

Григорян Лиана

Гришин Степан

Демченко Дарья

Ермошин Никита

Зарипов Амир

Кумирова Виктория

Мельников Дмитрий

Минская Елизавета

Пикалова Елизавета

Серегин Иван

Слепов Константин

Субботин Егор

Фатуева Юлия

Чубарова Анна

Шурухнова Юлия

Яковлев Артем

Не выполнено

ГРУППА 2

ГРУППА 4

Борзов Данил

Никитин Егор

Гирилович Илья

Курабекова Милена

Седов Дмитрий

Семенова Маргарита


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности

Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин  России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...