Парная работа - способ овладения учебным диалогом
статья на тему

Аракчеева Ирина Викторовна

В статье представлен практические опыт организации парной работы на уроке, как способ овладения учебным диалогом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnaya_rabota_kak_sposob_ovladeniya_uchebnym_dialogom.docx243.44 КБ

Предварительный просмотр:

Парная работа -  способ  овладения  учебным диалогом

Негосударственное образовательное учреждение полного  (среднего) образования «Общеобразовательная школа - интернат №19» ОАО «РЖД», г. Новокузнецк, Кемеровская область

МБОУ ООШ № 103,  г. Новокузнецк, Кемеровская область

И. В. Аракчеева, Е. В. Черепанова

В статье представлен практические опыт организации парной работы на уроке, как способ овладения учебным диалогом

ФГОС НОО нацеливает учителя на развитие навыков сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками, что предполагает готовность слушать и слышать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение обосновывать свою позицию, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, соблюдение правил речевого этикета.

Без парной работы трудно  обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей.

Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Прививается желание выполнять работу совместно и поделиться успехом со своими одноклассниками. Во втором классе детей можно распределить в пары с разным уровнем подготовленности.

Дети должны знать некоторые принципы работы в паре.

  1. При разговоре смотри на собеседника.
  2. Говори тихим голосом, не мешай другим парам.
  3. Внимательно слушай своего товарища, называй его по имени, не перебивай.
  4. Корректно выскажи свое мнение.
  5. Покажите готовность вашей пары.

Организация работы в парах позволит учителю построить работу по формированию умения вести диалог в определенной последовательности:

  1. Умение пользоваться речевым этикетом.
  2. Умение активно слушать собеседника.
  3. Умение строить вопросы разного типа для начала и поддержания  общения.
  4. Умения высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Рассмотрим примеры парной работы

1 класс, УМК «ПНШ», тема урока по окружающему миру: «Насекомые как часть природы»

Задание: определите какие из данных животных являются насекомыми, раскрасьте их.Детские раскраски - Детский развивающий портал для детей и их родителей Clubkid.ruРаскраска домашняя муха

Самодельные - СамодельныеРаскраска Светлый жукРаскраска Хитрая божья коровка

Детям в паре необходимо определить признаки насекомых, исключить «лишнего» и раскрасить только насекомых.

1 класс, УМК «ПНШ», тема урока по математике: «Кривые и прямые линии»

Задание: пусть первый человек в вашей паре обведет  прямые линии -красным карандашом, а второй кривые – синим.

1 класс, УМК «ПНШ», тема урока по обучению грамоте: «Строчная буква а»

Задание: найдите звук [а ] в слове и раскрасьте его в схеме.Раскраски фрукты и ягоды. Скачать. Распечатать StranaKids.ruАнанасы :: Раскраски для детей. Фрукты и ягоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскраски онлайн Страница 4Настенная азбука. Буква А.

        

        

2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»,  тема урока русского языка: «Значения приставок»

Задание: запиши слова в два столбика: 1) со значением «поделить на части»;

2) со значением «очень».

Разбить, разорвать, распрекрасный, распилить, разломить, разлюбезный, разгрызть, развесёлый.

Взаимопроверка: поменяться тетрадями в паре  и проверить.

Разбить                         распрекрасный

Распилить                     разлюбезный

Разломить                     развесёлый

разгрызть

В словах разбить и развесёлый одна и та же приставка раз- или это разные приставки?

2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»,  тема урока русского языка: «Различаем приставки с буквами о и а.»

Задание: обозначь в словах приставки. Запиши по три слова с такими же приставки.

Побелеть, закрыть, пробежка, отбежать, отсудить, подсказать, нарисовать.

Взаимопроверка: поменяться тетрадями в паре  и проверить.

Таким образом, работа в паре позволит младшим школьникам вести учебный диалог, адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам, научиться слушать и слышать других, устанавливать взаимодействие друг с другом, избегать познавательных и социальных трудностей.

Список литературы

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ Под ред А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011
  2. Кулюкина Т. В. Как младшему школьнику овладеть диалогом. Начальная школа + до и после. – 2013. №3.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О. автора

Аракчеева Ирина Викторовна

Место работы (ВУЗ)

Негосударственное образовательное учреждение полного  (среднего) образования «Общеобразовательная школа - интернат №19» ОАО «РЖД», г. Новокузнецк, Кемеровская область

Должность, кафедра без сокращений, ученая степень, ученое звание        

Учитель начальных классов

Адрес рабочий, домашний

г. Новокузнецк, ул. Кутузова 90

ул. Дружбы 4а-19

E-mail

irina_slastena@mail.ru

Телефон рабочий, домашний, мобильный        

89505889037

Тема статьи

Парная работа -  способ  овладения  учебным диалогом

Шифр конференции

ОВ-17

Номер секции

Секция 3

Количество страниц в докладе автора

4

Требуемое количество экземпляров сборника

1

Сумма и дата оплаты

Адрес, на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и фамилии получателя)

654041, г. Новокузнецк,

ул. Дружбы 4а-19

Источник, из которого Вы узнали о ЦРНС

Требуется ли предоставить справку о принятии материалов к публикации (100 руб.)?

Требуется ли предоставить сертификат участника конференции? 250 руб

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О. автора

Черепанова Елена Викторовна

Место работы (ВУЗ)

МБОУ ООШ № 103

Должность, кафедра без сокращений, ученая степень, ученое звание        

Учитель начальных классов

Адрес рабочий, домашний

г. Новокузнецк, ул. Тольятти, 3

ул. Транспортная 43-38

E-mail

irina_slastena@mail.ru

Телефон рабочий, домашний, мобильный        

89511651245

Тема статьи

Парная работа -  способ  овладения  учебным диалогом

Шифр конференции

ОВ-17

Номер секции

Секция 3

Количество страниц в докладе автора

4

Требуемое количество экземпляров сборника

Сумма и дата оплаты

Адрес, на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и фамилии получателя)

Источник, из которого Вы узнали о ЦРНС

Требуется ли предоставить справку о принятии материалов к публикации (100 руб.)?

Требуется ли предоставить сертификат участника конференции? 250 руб

                 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парная работа на уроках в начальной школе

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.Работа в парах на уроках привлекает младших ...

Презентация на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

В данной презентации представлены правила организации групповой и парной работы учащихся на уроках, в условиях внедрения ФГОС....

Парная работа, 1 класс

     Работа в парах формирует у первоклассников умение принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенно...

Формы работы на уроке. Организация парной работы.

Парная  работа как эффективная форма организации учебного процесса для детей с нарушениями зрения. Н.Н. Гусева, учитель начальных классов МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, города Челябинска....

Групповая и парная работа в УМК «Школа 21 века» на примере урока математики во 2 классе " Умножение числа 3 и деление на 3"

Раскрывая приемущества групповой и парной работы на уроке, которую я рекомендую использовать для успешного обучения учащихся, показываю этапы урока математики во 2 классе "Умножение числа 3 и деление ...

Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"

      Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...