Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников
статья на тему

Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения  формируются как бы сами по себе, опираясь на жизненный опыт. Каждый учитель начальных классов знает,  что это не так. Развитие речи - это очень трудоёмкий процесс, который осуществляется в двух формах: устной и письменной. В каждой из них имеется по два вида – «активный»  и  «пассивный»: говорение – слушание, письмо – чтение. Следовательно, задача развития речи ребёнка не сводится к обучению правильно и связно  говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня школьника.   Основываясь на долгий опыт работы в начальной школе, считаю необходимым большое внимание уделять развитию  самостоятельной письменной речи учащихся, так как умение грамотно и последовательно  излагать свои мысли является «базой» всего дальнейшего обучения.  При формировании письменной речи  учащихся особое   место отвожу творческим работам, а именно сочинению. В нём ученик излагает свои мысли, выражает индивидуальные склонности, интересы, даёт выход воображению. В работе с младшими школьниками приходится учитывать, что это для них сложный вид деятельности и эффективность работы   будет зависеть  от условий её организации. Поэтому обучающие сочинения должны основываться на материале личного опыта (сочинения о прогулках, походах,  экскурсиях, на материале труда, наблюдениях) и воображения учащихся ( сочинения по картине или серии картин). Проведение сочинений по картине предусмотрено школьной программой, но недостаточно. А ведь любой анализ картины приучает учащихся к наблюдательности, логичности изложения, обогащает их новыми представлениями. Всю работу над сочинением по картине  провожу  в три стадии (подготовка, написание, анализ), включающие в себя следующие, органически связанные между собой этапы:

1.     Словарно- фразеологическая работа.

2.     Предварительная беседа.

3.     Молчаливое рассматривание картины.

4.      Анализ картины с помощью вопросов.

5.     Коллективное составление плана.

6.     Озаглавливание  картины.

7.     Выяснение эмоционального отношения к картине.

8.     Написание сочинения.

9.     Анализ.

10.                       Работа над орфографическими ошибками.

Поскольку знакомство с картиной связано с  усвоением новых слов и терминов, понимание которых способствует  развитию речи, то в течение ряда уроков целесообразно проводить словарно- фразеологическую работу. При этом следует использовать как новые слова и словосочетания, так и  литературные обороты из художественных произведений, с которыми дети познакомились на уроках чтения. Необходимо вести разного рода лексико-стилистические упражнения:

а) подбор слов для определения качеств

  медведица (какая?)крупная, огромная, сильная ,любящая, нежная                

б) подбор слов для обозначения действий и обстоятельств

 смотрит (как?)  печально, устало, испуганно, весело, радостно, бодро

в) распространение и варьирование предложений

Щенок (как?) смотрел на (кого?).

г) дополнение предложений

Я буду беречь природу, потому что....

Озаглавливать картину целесообразнее дважды: после её рассматривания, а затем вторично - после детального анализа. Сравнение  этих двух названий между собой и с тем, которое дано автором, покажет, насколько глубоко и правильно учащиеся осмыслили её сюжет. При работе  с картиной очень важно научить детей высказывать  своё личное  отношение к ней, видеть, что для создания соответствующего настроения художник использовал определённую цветовую гамму: в одном случае тёмные, коричневые, мрачные тона, в другом – светлые, голубые. В предварительной беседе по картине важно пробудить у учащихся интерес к теме, подготовить их к правильному и всестороннему восприятию изображённого, вызвать в сознании аналогичные  жизненные ситуации.     Многие учителя при работе над сочинением используют такой этап как зачитывание образца начала и конца сочинения. Думаю, что данный этап лишает детей возможности самостоятельно и творчески выполнить работу, вольно или невольно, но они будут ориентироваться  на образец. Нужно помнить, что ошибки, встречающие в тексте в основном постоянны, а именно: неправильное или неточное употребление слов, нарушение порядка слов в предложении, неверное определение границ, повторение одного и того же слова. Поэтому чем больше ребёнок напишет сочинений, тем быстрее и лучше он будет их писать. При анализе сочинения нужно помнить, что можно делать, а чего нельзя:

Нельзя

 1.Выставлять отрицательную оценку.

Можно

1.Читать лучшие сочинения .

2.Находить в каждом сочинении « изюминку»

Переход от устной речи к письменной  у многих детей проходит очень сложно. Но в самом плохом сочинении нужно постараться отыскать эту самую « изюминку» и поощрить ребёнка. Читая лучшее сочинение, необходимо сделать так, чтобы дети испытывали гордость за своего товарища, и у них возникало желание писать так же интересно.

   

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovan_samost_pism_rechi.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников

Зыза Г.В.

Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения  формируются как бы сами по себе, опираясь на жизненный опыт. Каждый учитель начальных классов знает,  что это не так. Развитие речи - это очень трудоёмкий процесс, который осуществляется в двух формах: устной и письменной. В каждой из них имеется по два вида – «активный»  и  «пассивный»: говорение – слушание, письмо – чтение. Следовательно, задача развития речи ребёнка не сводится к обучению правильно и связно  говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня школьника.   Основываясь на долгий опыт работы в начальной школе, считаю необходимым большое внимание уделять развитию  самостоятельной письменной речи учащихся, так как умение грамотно и последовательно  излагать свои мысли является «базой» всего дальнейшего обучения.  При формировании письменной речи  учащихся особое   место отвожу творческим работам, а именно сочинению. В нём ученик излагает свои мысли, выражает индивидуальные склонности, интересы, даёт выход воображению. В работе с младшими школьниками приходится учитывать, что это для них сложный вид деятельности и эффективность работы   будет зависеть  от условий её организации. Поэтому обучающие сочинения должны основываться на материале личного опыта (сочинения о прогулках, походах,  экскурсиях, на материале труда, наблюдениях) и воображения учащихся ( сочинения по картине или серии картин). Проведение сочинений по картине предусмотрено школьной программой, но недостаточно. А ведь любой анализ картины приучает учащихся к наблюдательности, логичности изложения, обогащает их новыми представлениями. Всю работу над сочинением по картине  провожу  в три стадии (подготовка, написание, анализ), включающие в себя следующие, органически связанные между собой этапы:

  1. Словарно- фразеологическая работа.
  2. Предварительная беседа.
  3. Молчаливое рассматривание картины.
  4.  Анализ картины с помощью вопросов.
  5. Коллективное составление плана.
  6. Озаглавливание  картины.
  7. Выяснение эмоционального отношения к картине.
  8. Написание сочинения.
  9. Анализ.
  10. Работа над орфографическими ошибками.

Поскольку знакомство с картиной связано с  усвоением новых слов и терминов, понимание которых способствует  развитию речи, то в течение ряда уроков целесообразно проводить словарно- фразеологическую работу. При этом следует использовать как новые слова и словосочетания, так и  литературные обороты из художественных произведений, с которыми дети познакомились на уроках чтения. Необходимо вести разного рода лексико-стилистические упражнения:

а) подбор слов для определения качеств

  медведица (какая?)крупная, огромная, сильная ,любящая, нежная                

б) подбор слов для обозначения действий и обстоятельств

 смотрит (как?)  печально, устало, испуганно, весело, радостно, бодро

в) распространение и варьирование предложений

Щенок (как?) смотрел на (кого?).

г) дополнение предложений

Я буду беречь природу, потому что....

Озаглавливать картину целесообразнее дважды: после её рассматривания, а затем вторично - после детального анализа. Сравнение  этих двух названий между собой и с тем, которое дано автором, покажет, насколько глубоко и правильно учащиеся осмыслили её сюжет. При работе  с картиной очень важно научить детей высказывать  своё личное  отношение к ней, видеть, что для создания соответствующего настроения художник использовал определённую цветовую гамму: в одном случае тёмные, коричневые, мрачные тона, в другом – светлые, голубые. В предварительной беседе по картине важно пробудить у учащихся интерес к теме, подготовить их к правильному и всестороннему восприятию изображённого, вызвать в сознании аналогичные  жизненные ситуации.     Многие учителя при работе над сочинением используют такой этап как зачитывание образца начала и конца сочинения. Думаю, что данный этап лишает детей возможности самостоятельно и творчески выполнить работу, вольно или невольно, но они будут ориентироваться  на образец. Нужно помнить, что ошибки, встречающие в тексте в основном постоянны, а именно: неправильное или неточное употребление слов, нарушение порядка слов в предложении, неверное определение границ, повторение одного и того же слова. Поэтому чем больше ребёнок напишет сочинений, тем быстрее и лучше он будет их писать. При анализе сочинения нужно помнить, что можно делать, а чего нельзя:

Нельзя

 1.Выставлять отрицательную оценку.

Можно

1.Читать лучшие сочинения .

2.Находить в каждом сочинении « изюминку»

Переход от устной речи к письменной  у многих детей проходит очень сложно. Но в самом плохом сочинении нужно постараться отыскать эту самую « изюминку» и поощрить ребёнка. Читая лучшее сочинение, необходимо сделать так, чтобы дети испытывали гордость за своего товарища, и у них возникало желание писать так же интересно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "К проблеме становления письменной речи у младшего школьника"

Эта статья о тех проблемах, с которыми сталкивается младший школьник при написании....

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР....

Методические рекомендации по формирования связной письменной речи у младших школьников с ОВЗ.

Методические рекомендации по формированию связной письменной речи у учащихся начальной школы как с ОВЗ, так и общеобразовательной....

Приемы формирования функциональной и операциональной готовности к овладению навыками связной письменной речи у младших школьников.

В материале даные методические рекомендации по подготовке детей к овладению навками самостоятельной письменной речи, приведены примеры развивающих упражнений и заданий....

Формирование устной и связной письменной речи у младших школьников.

     Успешность формирования готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи зависит от состояния общей готовности к школьному обучению и уровня овладения навыкам...

Психологические особенности формирования письменной речи у младших школьников

Письменная речь и, в частности, письмо – это сложный психический процесс, который до сих пор недостаточно изучен, несмотря на большой интерес исследователей различных областей научного знания к ...