Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников
статья на тему
Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения формируются как бы сами по себе, опираясь на жизненный опыт. Каждый учитель начальных классов знает, что это не так. Развитие речи - это очень трудоёмкий процесс, который осуществляется в двух формах: устной и письменной. В каждой из них имеется по два вида – «активный» и «пассивный»: говорение – слушание, письмо – чтение. Следовательно, задача развития речи ребёнка не сводится к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня школьника. Основываясь на долгий опыт работы в начальной школе, считаю необходимым большое внимание уделять развитию самостоятельной письменной речи учащихся, так как умение грамотно и последовательно излагать свои мысли является «базой» всего дальнейшего обучения. При формировании письменной речи учащихся особое место отвожу творческим работам, а именно сочинению. В нём ученик излагает свои мысли, выражает индивидуальные склонности, интересы, даёт выход воображению. В работе с младшими школьниками приходится учитывать, что это для них сложный вид деятельности и эффективность работы будет зависеть от условий её организации. Поэтому обучающие сочинения должны основываться на материале личного опыта (сочинения о прогулках, походах, экскурсиях, на материале труда, наблюдениях) и воображения учащихся ( сочинения по картине или серии картин). Проведение сочинений по картине предусмотрено школьной программой, но недостаточно. А ведь любой анализ картины приучает учащихся к наблюдательности, логичности изложения, обогащает их новыми представлениями. Всю работу над сочинением по картине провожу в три стадии (подготовка, написание, анализ), включающие в себя следующие, органически связанные между собой этапы:
1. Словарно- фразеологическая работа.
2. Предварительная беседа.
3. Молчаливое рассматривание картины.
4. Анализ картины с помощью вопросов.
5. Коллективное составление плана.
6. Озаглавливание картины.
7. Выяснение эмоционального отношения к картине.
8. Написание сочинения.
9. Анализ.
10. Работа над орфографическими ошибками.
Поскольку знакомство с картиной связано с усвоением новых слов и терминов, понимание которых способствует развитию речи, то в течение ряда уроков целесообразно проводить словарно- фразеологическую работу. При этом следует использовать как новые слова и словосочетания, так и литературные обороты из художественных произведений, с которыми дети познакомились на уроках чтения. Необходимо вести разного рода лексико-стилистические упражнения:
а) подбор слов для определения качеств
медведица (какая?)крупная, огромная, сильная ,любящая, нежная
б) подбор слов для обозначения действий и обстоятельств
смотрит (как?) печально, устало, испуганно, весело, радостно, бодро
в) распространение и варьирование предложений
Щенок (как?) смотрел на (кого?).
г) дополнение предложений
Я буду беречь природу, потому что....
Озаглавливать картину целесообразнее дважды: после её рассматривания, а затем вторично - после детального анализа. Сравнение этих двух названий между собой и с тем, которое дано автором, покажет, насколько глубоко и правильно учащиеся осмыслили её сюжет. При работе с картиной очень важно научить детей высказывать своё личное отношение к ней, видеть, что для создания соответствующего настроения художник использовал определённую цветовую гамму: в одном случае тёмные, коричневые, мрачные тона, в другом – светлые, голубые. В предварительной беседе по картине важно пробудить у учащихся интерес к теме, подготовить их к правильному и всестороннему восприятию изображённого, вызвать в сознании аналогичные жизненные ситуации. Многие учителя при работе над сочинением используют такой этап как зачитывание образца начала и конца сочинения. Думаю, что данный этап лишает детей возможности самостоятельно и творчески выполнить работу, вольно или невольно, но они будут ориентироваться на образец. Нужно помнить, что ошибки, встречающие в тексте в основном постоянны, а именно: неправильное или неточное употребление слов, нарушение порядка слов в предложении, неверное определение границ, повторение одного и того же слова. Поэтому чем больше ребёнок напишет сочинений, тем быстрее и лучше он будет их писать. При анализе сочинения нужно помнить, что можно делать, а чего нельзя:
Нельзя
1.Выставлять отрицательную оценку.
Можно
1.Читать лучшие сочинения .
2.Находить в каждом сочинении « изюминку»
Переход от устной речи к письменной у многих детей проходит очень сложно. Но в самом плохом сочинении нужно постараться отыскать эту самую « изюминку» и поощрить ребёнка. Читая лучшее сочинение, необходимо сделать так, чтобы дети испытывали гордость за своего товарища, и у них возникало желание писать так же интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovan_samost_pism_rechi.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников
Зыза Г.В.
Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения формируются как бы сами по себе, опираясь на жизненный опыт. Каждый учитель начальных классов знает, что это не так. Развитие речи - это очень трудоёмкий процесс, который осуществляется в двух формах: устной и письменной. В каждой из них имеется по два вида – «активный» и «пассивный»: говорение – слушание, письмо – чтение. Следовательно, задача развития речи ребёнка не сводится к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня школьника. Основываясь на долгий опыт работы в начальной школе, считаю необходимым большое внимание уделять развитию самостоятельной письменной речи учащихся, так как умение грамотно и последовательно излагать свои мысли является «базой» всего дальнейшего обучения. При формировании письменной речи учащихся особое место отвожу творческим работам, а именно сочинению. В нём ученик излагает свои мысли, выражает индивидуальные склонности, интересы, даёт выход воображению. В работе с младшими школьниками приходится учитывать, что это для них сложный вид деятельности и эффективность работы будет зависеть от условий её организации. Поэтому обучающие сочинения должны основываться на материале личного опыта (сочинения о прогулках, походах, экскурсиях, на материале труда, наблюдениях) и воображения учащихся ( сочинения по картине или серии картин). Проведение сочинений по картине предусмотрено школьной программой, но недостаточно. А ведь любой анализ картины приучает учащихся к наблюдательности, логичности изложения, обогащает их новыми представлениями. Всю работу над сочинением по картине провожу в три стадии (подготовка, написание, анализ), включающие в себя следующие, органически связанные между собой этапы:
- Словарно- фразеологическая работа.
- Предварительная беседа.
- Молчаливое рассматривание картины.
- Анализ картины с помощью вопросов.
- Коллективное составление плана.
- Озаглавливание картины.
- Выяснение эмоционального отношения к картине.
- Написание сочинения.
- Анализ.
- Работа над орфографическими ошибками.
Поскольку знакомство с картиной связано с усвоением новых слов и терминов, понимание которых способствует развитию речи, то в течение ряда уроков целесообразно проводить словарно- фразеологическую работу. При этом следует использовать как новые слова и словосочетания, так и литературные обороты из художественных произведений, с которыми дети познакомились на уроках чтения. Необходимо вести разного рода лексико-стилистические упражнения:
а) подбор слов для определения качеств
медведица (какая?)крупная, огромная, сильная ,любящая, нежная
б) подбор слов для обозначения действий и обстоятельств
смотрит (как?) печально, устало, испуганно, весело, радостно, бодро
в) распространение и варьирование предложений
Щенок (как?) смотрел на (кого?).
г) дополнение предложений
Я буду беречь природу, потому что....
Озаглавливать картину целесообразнее дважды: после её рассматривания, а затем вторично - после детального анализа. Сравнение этих двух названий между собой и с тем, которое дано автором, покажет, насколько глубоко и правильно учащиеся осмыслили её сюжет. При работе с картиной очень важно научить детей высказывать своё личное отношение к ней, видеть, что для создания соответствующего настроения художник использовал определённую цветовую гамму: в одном случае тёмные, коричневые, мрачные тона, в другом – светлые, голубые. В предварительной беседе по картине важно пробудить у учащихся интерес к теме, подготовить их к правильному и всестороннему восприятию изображённого, вызвать в сознании аналогичные жизненные ситуации. Многие учителя при работе над сочинением используют такой этап как зачитывание образца начала и конца сочинения. Думаю, что данный этап лишает детей возможности самостоятельно и творчески выполнить работу, вольно или невольно, но они будут ориентироваться на образец. Нужно помнить, что ошибки, встречающие в тексте в основном постоянны, а именно: неправильное или неточное употребление слов, нарушение порядка слов в предложении, неверное определение границ, повторение одного и того же слова. Поэтому чем больше ребёнок напишет сочинений, тем быстрее и лучше он будет их писать. При анализе сочинения нужно помнить, что можно делать, а чего нельзя:
Нельзя
1.Выставлять отрицательную оценку.
Можно
1.Читать лучшие сочинения .
2.Находить в каждом сочинении « изюминку»
Переход от устной речи к письменной у многих детей проходит очень сложно. Но в самом плохом сочинении нужно постараться отыскать эту самую « изюминку» и поощрить ребёнка. Читая лучшее сочинение, необходимо сделать так, чтобы дети испытывали гордость за своего товарища, и у них возникало желание писать так же интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "К проблеме становления письменной речи у младшего школьника"
Эта статья о тех проблемах, с которыми сталкивается младший школьник при написании....
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.
Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР....
Методические рекомендации по формирования связной письменной речи у младших школьников с ОВЗ.
Методические рекомендации по формированию связной письменной речи у учащихся начальной школы как с ОВЗ, так и общеобразовательной....
Приемы формирования функциональной и операциональной готовности к овладению навыками связной письменной речи у младших школьников.
В материале даные методические рекомендации по подготовке детей к овладению навками самостоятельной письменной речи, приведены примеры развивающих упражнений и заданий....
Формирование устной и связной письменной речи у младших школьников.
Успешность формирования готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи зависит от состояния общей готовности к школьному обучению и уровня овладения навыкам...
Психологические особенности формирования письменной речи у младших школьников
Письменная речь и, в частности, письмо – это сложный психический процесс, который до сих пор недостаточно изучен, несмотря на большой интерес исследователей различных областей научного знания к ...